Найти в Дзене
Рыжая Соня

Правда ли, что в Сербии зимой везде грязный воздух из-за печного отопления?

Я много читала статей разных блогеров, которые ругают качество воздуха в Сербии из-за того, что сербы часто отапливают свои дома при помощи дров и даже угля. Комментаторы при этом радостно подхватывают такую тему (при том, что сами никогда не были в Сербии!) и пишут что-то злорадное типа: "Аааааа! Ну, мы так и знали! У них в Сербии там всё очень отсталое! Не то, что у нас, в России! Да тут у нас везде центральное отопление!!! Вот!"

Я в Сербии зимой
Я в Сербии зимой

Давайте-ка разберёмся, а как всё-таки на самом деле и можно ли слепо верить таким ругательным статьям.

1. Начнём с того, что далеко не везде в России сплошь и рядом центральное отопление или газовые котлы

Да-да! Представьте себе, мы со всем своим газом и относительно дешёвой электроэнергией не так уж далеко от Сербии и ушли... Ведь Россия - это не только Москва, Санкт-Петербург и ещё с десяток городов. Вообще-то у нас полно народу живёт в частном секторе, где центрального отопления нет и не будет в ближайшие 100 лет точно.

Иногда возникает ощущение, что комментируют статьи на Дзене исключительно жители российских городов-миллионников.

Для тех, кто никогда не покидал крутой жилищный комплекс со всеми удобствами, поясняю: половина России живёт совершенно в других условиях! И печи топят дровами и углём, и про центральное отопление слышали весьма отдалённо.

Например, в деревню в Московской области, где находится дом моих родителей, газ провели всего лишь 5 лет назад. До этого все топили дровами. И это - 100 км от столицы, между прочим!

Дом моих родителей в  Подмосковье
Дом моих родителей в Подмосковье

Далее. Я полгода почти прожила во Владикавказе: в центре города, где, в основном, частный сектор.

Центральная часть Владикавказа, проспект Коста
Центральная часть Владикавказа, проспект Коста

И в зимний период после захода солнца на город опускался самый настоящий смог: с соответствующим неприятным запахом, которым пропитывалась одежда даже за 20 минут прогулки с собакой.

Вечер во Владикавказе. И это - не туман, а смог!
Вечер во Владикавказе. И это - не туман, а смог!

Причём Владикавказ - это далеко не единственный город в России, где используют печное отопление! Про посёлки и деревни вообще не говорю.

Но почему же не везде образуется такой густой смог?

Тут всё просто: Владикавказ расположен в долине, которая со всех сторон окружена горами. В результате ветер в городе бывает крайне редко. И вот осенью, например, это очень даже хорошо: при высокой влажности от Терека не бывает ощущения, что холод пробирает до костей.

Но зато зимой, когда люди начинают включать печки, все продукты горения висят над городом, и зачастую дышать во Владикавказе по вечерам абсолютно нечем.

А теперь вернёмся к Сербии.

2. В Белграде никакого смога нет!

Вы спросите меня, почему же это нет смога в сербской столице? Ведь в Белграде многие используют печное отопление. Да, используют. Но город стоит на пересечении двух больших рек - Дуная и Савы, и вокруг нет никаких гор. Открытое пространство, где гуляет ветер. В Белграде часто дует кошава - сильный порывистый ветер, который образуется в районе Карпат из-за перепадов давления.

Кошава приносит летом приятную освежающую прохладу, но в осенне-зимний период иногда достигает такой невероятной силы, что просто сбивает с ног. Никакого смога при таком природном явлении просто не может быть.

Белград. Вид на Дунай.
Белград. Вид на Дунай.

Я прожила в сербской столице две с половиной зимы и могу с уверенностью утверждать, что запаха гари я там никогда не ощущала. А если туманы и были, то это были действительно туманы с реки, а вовсе не смог.

Помните, как в анекдоте про Зигмунда Фрейда: "Знаешь, дочка, иногда банан во сне - это просто банан!"

Точно также хочу сказать всем читателям, которые, начитавшись всяческих страшилок, теперь в каждом тумане в Сербии пытаются обнаружить смог: "Ребята, иногда туман - это просто туман!"

Замечу, что я сейчас говорю именно про Белград, а вовсе не про все сербские города. Конечно же, с учётом горного ландшафта, в Сербии есть много населённых пунктов, расположенных в долинах. И, вполне вероятно, что там тоже такая же ситуация, как во Владикавказе: воздух скапливается и не уходит оттуда длительное время.

Но ведь есть полно и других мест. Например, в Воеводине пространство ровное, нет никаких гор. Там тоже ветра, как и в Белграде. Следовательно, откуда там смогу накапливаться?

А есть городки, расположенные на вершинах гор, как, например, Горни Милановац. Там тоже никакой смог чисто физически образоваться не может.

Ибарская магистраль - путь из Сербии в Черногорию. Вблизи этого места нет никаких населённых пунктов на несколько десятков километров. И вот это - просто туман! Обычное явление для местного климата зимой.
Ибарская магистраль - путь из Сербии в Черногорию. Вблизи этого места нет никаких населённых пунктов на несколько десятков километров. И вот это - просто туман! Обычное явление для местного климата зимой.

3. А теперь, пожалуй, самый интересный пункт: якобы, в Сербии жесть какая плохая экология из-за промышленности!

Вот этот пункт у меня всегда вызывал улыбку.

Нет, безусловно, Сербия - это Вам не Швейцария. Конечно же, в Сербии имеется промышленность, включая металлургию, добычу угля, текстильную промышленность и т.д. И я не буду спорить, что любое такое производство загрязняет окружающую среду.

К примеру, симпатичный городок Ужице с населением 49 тысяч человек имеет в черте города целых два предприятия цветной металлургии!

Но, знаете, есть такая замечательная поговорка: "В чужом глазу мы видим соринку, а в собственном - бревна не замечаем!"

Мы же с Вами - не из Швейцарии и не из княжества Монако! Мы в России живём, где вредные производства есть практически в каждом городе.

Расскажу один показательный случай из моей жизни. Некоторое время назад я училась в заочной аспирантуре в Северном Арктическом Федеральном университете (г. Архангельск). Поскольку аспирантура была заочная, то я приезжала в Архангельск только на сдачу экзаменов и на встречи с моей научной руководительницей.

И вот как-то раз выхожу я рано утром из поезда на железнодорожном вокзале Архангельска и чувствую отвратительный запах тухлой квашеной капусты. Думаю: "Откуда тут может быть тухлая капуста, непонятно".

До университета я обычно шла пешком, поскольку не любила ни местные автобусы, ни такси. К тому же поезд из Москвы приходил очень рано, и потому если ехать на транспорте, то пришлось бы ждать у закрытых дверей, а так я как раз прогулявшись минут 40, приходила прямо к открытию учебного заведения.

Вот и в тот раз я направилась пешком в сторону университета, однако запах тухлой капусты был повсюду, что вызвало у меня некоторое беспокойство. Я достала свой телефон и начала искать в Интернете, что это такое может быть. Буквально через пару минут я с ужасом прочитала следующее:

"Метилмеркаптан - бесцветный токсичный газ с сильным неприятным запахом, напоминающим запах гнилой капусты. Этот газ высоко токсичен и может вызывать головные боли, головокружение, тошноту, поражать верхние дыхательные пути, а при высоких концентрациях приводит к серьёзным нарушениям центральной нервной системы, в том числе к потери памяти, обморокам и даже к смерти".

В тот же миг я сильно пожалела о своём решении идти пешком до университета. Замотавшись в шарф и стараясь дышать как можно реже, я поспешила побыстрее пройти опасный район. Как назло, никакие кафешки в этот ранний час не работали, поэтому скрыться от страшной отравы, разлитой в воздухе, было невозможно.

К счастью, на моём пути был Макдональдс. Я буквально вбежала туда. Внутри запаха не было, играла какая-то весёленькая музыка и народу было совсем немного. Я тут же направилась промывать нос водой и занималась этим делом минут 15, не меньше. От моих усилий нос распух и покраснел, что я немедленно списала на то, что ядовитый метилмеркаптан начал своё токсичное действие.

Я заказала себе кофе и забилась в уголок, где никто меня не видел. Умирать во цвете лет, отравившись какой-то дрянью, совершенно не хотелось.

В расстроенных чувствах я позвонила своему парню, совершенно упустив из виду, что он только накануне вернулся из командировки и наверняка отсыпается в такую рань.

Едва услышав в трубке его заспанный голос, я начала рыдать, не в силах ничего толком объяснить.

Мой друг мгновенно проснулся.

- Соня, малыш, что случилось???

- Лёшенька, я, кажется, умираю! - слёзы мешали мне говорить.

Я сбивчиво рассказала своему парню, что со мной произошло.

К моему удивлению, он весело расхохотался.

- Тебе смешно? - разозлилась я, - Значит, тебе вообще всё равно, что я смертельно отравилась метилмеркаптаном!

- Соня, ну, какой же ты ещё ребёнок! - сказал Алексей, прекратив тут же смеяться, - Напугала меня, я-то думал, что и вправду что-то с тобой стряслось.. Эх, сразу видно, что ты никуда из своего Подмосковья не выезжаешь и жизни в России не знаешь совсем...

- Это чего это я никуда не выезжаю из своего Подмосковья? - возмутилась я, забыв даже на какое-то время про своё отравление, - Вообще-то я уже три года по всей стране езжу в командировки на электростанции!

- Ну, да, ездишь... В Саяногорск, в Углич, в Конаково, в Цимлянск... Всё это - какие-то глухие уголки, где ничего и нет, кроме этих твоих ГЭС и ГРЭС... А я вот прилетел вчера из Челябинска, где облака были одновременно зелёные, оранжевые и фиолетовые.

- Это как это - зелёные облака? - не поняла я, - Разве такое бывает?

- Ещё как бывает, - Алексей грустно усмехнулся, - За пределами Подмосковья полно городов, где промышленные выбросы - это норма жизни. И люди там давно к этому привыкли. Неприятные запахи на улице у них не вызывают никаких особенных эмоций... А этот запах в Архангельске... Как ты там сказала? Метилмеркаптан? Насколько я помню, такие выбросы могут происходить в процессе производства целлюлозы и никакого особого вреда причинить человеку не могут на таком расстоянии от предприятия. Ведь в Архангельске есть целлюлозно-бумажный комбинат, если не ошибаюсь?

- Да, есть тут Архангельский ЦБК... Значит, Лёша, ты абсолютно уверен, что со мной всё в порядке?

Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат
Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат

Алексей вздохнул и предложил мне посмотреть через окошко на улицу.

Я так и сделала. За окном уже совсем рассвело, гуляли молодые мамочки с колясками, дети катались с горок на санках, рядом с ними носились две мохнатые небольшие собачки в ошейниках, по проезжей части ездили автобусы и автомобили, а прохожие спешили по своим делам...

- Лёшка, там всё нормально! Никто не умирает! Похоже, я - просто параноик. Извини, пожалуйста, что разбудила тебя сегодня из-за такой ерунды...

- Соня, да какие вопросы! Звони, я всегда тебе рад! Даже посреди ночи. Хотя сегодня ты меня, конечно, здорово напугала. Не делай так больше, пожалуйста, а то доведёшь меня до инфаркта в 30 с небольшим лет!

Я пообещала Алексею, что не буду больше его пугать и положила трубку.

Когда я вышла из Макдональдса, от запаха тухлой капусты уже не осталось и следа: ветер поменял своё направление и теперь дул со стороны Северной Двины...

Набережная Северной Двины в Архангельске (фото моё)
Набережная Северной Двины в Архангельске (фото моё)

Так вот, к чему я рассказала эту историю: в Сербии ничего похожего нет. Даже там, где есть промышленные предприятия. А у нас - есть.

А теперь давайте вспомним ещё раз фразу про соринку и бревно в глазу и перестанем критиковать экологическую обстановку на Балканах. Я не побоюсь высказаться на этот счёт даже погрубее: чья бы корова мычала...