Найти в Дзене

Какие светильники были в каютах и салонах «Титаника»

Знаменитый «Титаник» погрузился в ледяную пучину 113 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Уже больше века огромный корабль покоится во тьме на дне Атлантического океана, но интерес к нему не угасает. Любой предмет, имеющий отношение к легендарному лайнеру, вызывает трепет: будь то щепка от шезлонга или кусочек каменного угля из котельной. Сегодня мы подробно расскажем о светильниках и лампах затонувшего корабля. На «Титанике» было 762 каюты, которые делились на три класса. Верхние палубы предназначались для богатых пассажиров. В изысканно отделанных каютах и общественных залах первого класса устанавливались электрические настенные канделябры и потолочные люстры. Светильники отличались роскошным дизайном, соответствующим стилю определенной эпохи: от строгого итальянского Ренессанса до изысканного стиля французского короля Людовика XVI. В помещениях для состоятельных пассажиров были установлены электрические розетки для подключения настольных ламп и вентиляторов. Приёмный зал п
Оглавление

Знаменитый «Титаник» погрузился в ледяную пучину 113 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Уже больше века огромный корабль покоится во тьме на дне Атлантического океана, но интерес к нему не угасает. Любой предмет, имеющий отношение к легендарному лайнеру, вызывает трепет: будь то щепка от шезлонга или кусочек каменного угля из котельной.

Сегодня мы подробно расскажем о светильниках и лампах затонувшего корабля.

«Титаник» отправляется в свой первый рейс из Саутгемптона, Англия. Источник: https://nypost.com/2025/02/20/us-news/crushed-titanic-chandelier-that-hung-in-first-class-smoking-lounge-heads-to-museum/
«Титаник» отправляется в свой первый рейс из Саутгемптона, Англия. Источник: https://nypost.com/2025/02/20/us-news/crushed-titanic-chandelier-that-hung-in-first-class-smoking-lounge-heads-to-museum/

Лампы и светильники в салонах и каютах первого класса

На «Титанике» было 762 каюты, которые делились на три класса. Верхние палубы предназначались для богатых пассажиров. В изысканно отделанных каютах и общественных залах первого класса устанавливались электрические настенные канделябры и потолочные люстры.

Каюта первого класса В-58. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B-51.jpg?uselang=ru
Каюта первого класса В-58. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B-51.jpg?uselang=ru

Светильники отличались роскошным дизайном, соответствующим стилю определенной эпохи: от строгого итальянского Ренессанса до изысканного стиля французского короля Людовика XVI.

Каюта первого класса В-51. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B-51.jpg?uselang=ru
Каюта первого класса В-51. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B-51.jpg?uselang=ru

В помещениях для состоятельных пассажиров были установлены электрические розетки для подключения настольных ламп и вентиляторов.

Приемный зал первого класса

Приёмный зал первого класса освещали хрустальные светильники с чашевидными абажурами. Они крепились непосредственно к потолку без традиционных разветвлений.

На фото ниже представлен интерьер приемного зала «Олимпика» — трансатлантического лайнер компании «White Star Line». Он был первым из серии трех судов класса «Олимпик», включая «Титаник» и «Британник». Корабли создавались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании» от компании «Cunard Line». Интерьеры «Олимпика» и «Титаника» идентичны.

На фото: светильники с восьмигранными плафонами на потолке зала для приемов первого класса на «Олимпике». На «Титанике» были точно такие же лампы. Источник: https://vk.com/wall-764610_551299?z=photo-764610_457298296%2Fwall-764610_551299
На фото: светильники с восьмигранными плафонами на потолке зала для приемов первого класса на «Олимпике». На «Титанике» были точно такие же лампы. Источник: https://vk.com/wall-764610_551299?z=photo-764610_457298296%2Fwall-764610_551299

Курительная комната первого класса

Курительную комнату первого класса освещали 12 светильников и пять тяжелых люстр с позолотой, инкрустированных хрусталем. Приборы создавали мягкий, приглушенный свет, напоминающий нежное мерцание свечей.

Курительный салон первого класса «Олимпика», идентичный интерьеру «Титаника». Фото из коллекции Даниеля Смита. Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/category/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B/
Курительный салон первого класса «Олимпика», идентичный интерьеру «Титаника». Фото из коллекции Даниеля Смита. Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/category/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B/

Светильники Парадной лестницы «Титаника»

Парадная лестница «Титаника» предназначалась для пассажиров первого класса и состояла из двух частей: носовой и кормовой. Носовая лестница начиналась со шлюпочной палубы и продолжалась до палубы Е, а затем переходила на палубу F. Кормовая лестница была короче и начиналась на палубе А, заканчиваясь на палубе С.

Бронзовый канделябр с электрическими свечами. Парадная лестница на палубе D. Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/2017/06/04/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/
Бронзовый канделябр с электрическими свечами. Парадная лестница на палубе D. Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/2017/06/04/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

Резные деревянные элементы, кованные перила, бронзовые херувимы на каждой площадке, изящный канделябр с электрическими лампочками, знаменитые часы «Честь и Слава», величественный стеклянный купол — всё вместе создавало неповторимую атмосферу роскоши. Пассажиры первого класса любовались этим великолепием пять дней.

Херувим украшает Парадную лестницу «Титаника». Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/2017/06/04/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/
Херувим украшает Парадную лестницу «Титаника». Источник: https://titanicanatomy.wordpress.com/2017/06/04/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

Светильники в помещениях второго и третьего класса

Для менее значимых помещений использовались скромные потолочные лампы-розетки. Эти приборы встречались в ванных комнатах, библиотеке второго класса, стандартных каютах пассажиров, кухнях и даже в Парижском кафе, предназначенном для первого класса.

В потолок Парижского кафе «Титаника» были встроены ряды простых ламп-розеток. (с) Harland & Wolff Collection, National Museums NI. Источник: https://wsl.su/post/kak-osveshchalis-saloni-i-kayuti-na-titanike
В потолок Парижского кафе «Титаника» были встроены ряды простых ламп-розеток. (с) Harland & Wolff Collection, National Museums NI. Источник: https://wsl.su/post/kak-osveshchalis-saloni-i-kayuti-na-titanike

Лампы-розетки представляли собой керамические элементы декора. Их делали из негорючих материалов, служивших хорошими изоляторами. Внутри каждой лампы находилась перегородка между клеммами проводки, для предотвращения короткого замыкания.

В каютах третьего класса и служебных помещениях чаще всего применялись обычные лампочки без плафонов, установленные в аналогичные розетки.

На палубе D, известной своими высокими потолками высотой 3,2 метра, светильники снабжались дополнительным кабелем, который опускал лампочку ниже уровня потолка, обеспечивая лучшее освещение большой площади.

Слева: стандартная потолочная розетка с разделяющей перегородкой для клемм. Справа: специфическая розетка с удлинителем для помещений, находящихся на палубе D. Источник: https://wsl.su/post/kak-osveshchalis-saloni-i-kayuti-na-titanike
Слева: стандартная потолочная розетка с разделяющей перегородкой для клемм. Справа: специфическая розетка с удлинителем для помещений, находящихся на палубе D. Источник: https://wsl.su/post/kak-osveshchalis-saloni-i-kayuti-na-titanike

Как сейчас выглядят светильники «Титаника»

Что скрывается в глубинах океана, где покоится «надежда» и «триумф» компании «Уайт Стар Лайн» — разрушенный, непотопляемый «Титаник»? Что увидели подводные исследователей, когда проникли в темные помещения лайнера в 1986 году? Из множества уникальных предметов знаменитого корабля удалось спасти лишь малую часть. Львиная доля декоративных элементов осталась лишь на черно-белых фотографиях.

Люстра из курительной комнаты для пассажиров первого класса

Одну из люстр курительной комнаты подняли на поверхность в 1987 году. На ней до сих пор сохранилась позолота. Все артефакты, поднятые с корабля, включая останки самого лайнера, принадлежат компании RMS Titanic, Inc, США.

На фото ниже представлен экспонат выставки «Титаник: Артефакт» в Научном центре Либерти в Джерси-Сити, США.

На фото: люстра с пятью розетками. Находилась в курительной комнате для мужчин первого класса на «Титанике» в 1912 году, была найдена в 1987 году.  Источник: https://nypost.com/2025/02/20/us-news/crushed-titanic-chandelier-that-hung-in-first-class-smoking-lounge-heads-to-museum
На фото: люстра с пятью розетками. Находилась в курительной комнате для мужчин первого класса на «Титанике» в 1912 году, была найдена в 1987 году. Источник: https://nypost.com/2025/02/20/us-news/crushed-titanic-chandelier-that-hung-in-first-class-smoking-lounge-heads-to-museum

Бронзовый подсвечник у основания Парадной лестницы

Искореженные остатки большого бронзового подсвечника, когда-то стоявшего у основания Парадной лестницы, были обнаружены на дне океана. Электрические лампочки не уцелели.

Во время погружения канделябр с палубы D был вымыт потоком воды из носовой части через место разлома. В настоящее время он находится недалеко от носа корабля. Источник: http://wsl.su/post/chto-sluchilos-s-paradnoy-lestnitsey-titanika
Во время погружения канделябр с палубы D был вымыт потоком воды из носовой части через место разлома. В настоящее время он находится недалеко от носа корабля. Источник: http://wsl.su/post/chto-sluchilos-s-paradnoy-lestnitsey-titanika

Светильники в фойе у Парадной лестницы

В начале 90-х годов исследователи обнаружили позолоченные основания светильников в фойе у Парадной лестницы. Под давлением толщи воды стеклянные плафоны давным-давно разрушились.

Основания светильников в фойе у Парадной лестницы. Фото (с) RMS Titanic, Inc. Источник: https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/
Основания светильников в фойе у Парадной лестницы. Фото (с) RMS Titanic, Inc. Источник: https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/

Трехрожковый настенный светильник из французского ресторана «А ля Карт»

Источник: https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/
Источник: https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/

На лайнере располагались три обеденных зала. Для пассажиров первого класса были предусмотрены эксклюзивные заведения, включая ресторан «А ля Карт», Парижское кафе и Пальмовые дворики.

Во время одной из экспедиций на поверхность был поднят трехрожковый настенный светильник из французского ресторана «А ля Карт». Он украшал панели из ореха, которыми были отделаны стены помещения.

Люстры «Холодной» комнаты турецкой бани «Титаника»

«Холодная» комната турецкой бани «Титаника». Подводные съемки.
Источник:  https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/
«Холодная» комната турецкой бани «Титаника». Подводные съемки. Источник: https://titanicsociety.ru/ostatki-byiloy-roskoshi-titanika/

На корабле имелась собственная турецкая баня — модное развлечение богачей начала XX века. Она состояла из нескольких помещений, включая массажные кабинеты, парные и «Холодную» комнату, где пассажиры первого класса переодевались и отдыхали. Дизайн купальни был продуман до мелочей, для ее оформления приглашались лучшие специалисты того времени.

Плитка «Холодной» комнаты бани до сих пор сохранила яркие цвета, а латунные люстры — точные копии марокканских фонарей, уже второе столетие висят в кромешной тьме на дне Атлантического океана.

Друзья, на этом наш рассказ о светильниках лайнера-легенды закончен. Публикация была подготовлена группой компаний J&G — эксклюзивным представителем фабрик и заводов:

SANTAN — интеллектуальное освещение;

Jasmart — низковольтная электрика;

GVS — система автоматизации зданий (система «Умный дом»).

Мы предлагаем готовые решения в области освещения для проектов любой сложности.

На фото: одноклавишный выключатель серии G-Classic от Jasmart
На фото: одноклавишный выключатель серии G-Classic от Jasmart

Наши шоурумы: Москва, ЦД ARTPLAY, ул. Нижняя Сыромятническая, д.10, стр. 2, вход В, 2 этаж, помещения 218 и 220.

Наш шоурум
Наш шоурум

До новых встреч!