«Это у вас все плохо. А у нас – хорошо!» - могут ехидничать продавцы мотоциклов, снисходительно поглядывая в сторону автодилеров. На фоне обвального падения спроса на легковушки, продажи двухколесной техники продолжают расти. Свежие данные от «Автостата» - в январе-феврале в стране было реализовано на 36% больше байков, чем за тот же период прошлого года! Это при том, что 2024-й и так установил абсолютный рекорд – никогда ранее в России не продавали столько новых мотоциклов (43 тысячи штук). И подержанных (113,6 тысяч), кстати, тоже.
С чем это связано? И как сильно изменился рынок с 2022 года?
ДВА КОЛЕСА – ЭТО ВАМ НЕ ЧЕТЫРЕ
Возьмем авторынок. По итогам 2021 года в топ-10 самых продаваемых брендов в стране не было ни одного китайского. Лучший представитель Поднебесной – Haval – занял лишь 12-е место. В 2024-м в той же десятке – бессменный лидер АвтоВАЗ и… девять марок из Китая! Haval – уже второй.
С мотоциклами ситуация иная. Да, в 2022-м почти все западные бренды тоже ушли. Европа запретила продавать в России байки дороже 5 тысяч евро, закрыв нашу страну для немецкого BMW (лидер рынка на тот момент), равно как и для австрийского KTM, итальянской Ducatti, шведской Husqvarna... Покинул нас американский Harley Davidson. Исчезли из салонов дилеров и представители «большой японской четверки» - Honda, Suzuki, Kawasaki, Yamaha. То есть, исчезли не совсем – параллельный импорт заработал и здесь. Но, как и в случае с автомобилями – в значительно меньших объемах.
Вот только в числе лидеров продаж уже тогда были индийская Bajaj, китайский Voge и ряд российских брендов – Motoland, Racer, Stels… Скажем больше – некоторые из этих марок входили в топ-10 уже в 2014 году, когда в России было продано 30,2 тысячи новых байков. Это тот самый предыдущий рекорд, который побили в 2024-м.
То есть, уход самых известных марок не так уж сильно изменил ситуацию в целом. Рынок не встал, салоны дилеров не опустели, как это было с автомобилями. Большинство ведущих «игроков» остались в деле, выбор у покупателей – сохранился. Так что и провал по продажам случился не такой значительный, а прекратился быстрее, чем в случае с автомобилями. Уже в начале 2023-го возобновился устойчивый рост, который по состоянию на март-2025 продолжается 24 месяца кряду!
РУССКИЕ КИТАЙЦЫ ИЛИ КИТАЙСКИЕ РУССКИЕ
«А что за бренды-то такие – Racer, Irbis, Stels, Motoland, Regulmoto?» - спросит неискушенный читатель, глядя в наши таблицы (см. «Только цифры» - Ред.). Порадуем – компании российские! И слегка огорчим – от российского в них лишь адрес офиса и разработка моделей. Да и то – не всегда. Все запчасти – китайские. Производство налажено там же.
- К нам привозят готовые машинокомплекты, и продавцы, порой прямо в салонах, прикручивают к раме колеса и фары, - рассказывает руководитель объединения «МотоМосква» Андрей Иванов. – Собрать байк куда проще, чем автомобиль. Тут не нужны ни заводы, ни дорогущие конвейерные линии, ни специально обученный персонал. Иногда клиент просто приобретает коробку с деталями – и осуществляет сборку сам, у себя в гараже. Зато стоят подобные мотоциклы – как не самый дорогой телевизор. Можно купить за 100-150 тысяч рублей.
Конечно, в техническом плане подобные байки и рядом не стоят с японскими, немецкими, австрийскими мотоциклами. Но на них можно ездить, их несложно и недорого ремонтировать. А часть из них даже не надо ставить на учет в ГАИ. По документам это не транспортное средство, а спортинвентарь. Правда, и на дороги общего пользования на нем не выедешь (нарвешься на патруль – и байк отправят на спецстоянку). Но рассекать по проселкам, лесам и полям никто не такой технике не запрещает. А ради этого ее, собственно, и берут.
Другая ситуация – с брендами, вроде Bajaj и Voge. Bajaj – известная индийская компания, производящая байки уже 80 с лишним лет.
- И это в целом неплохие байки – надежные, проверенные, недорогие, - рассказывает Андрей Иванов. – В России они давно и хорошо продаются. Как и Voge – бренд китайского холдинга Loncin, который с 2005 года активно и тесно сотрудничает с BMW в плане разработки и производства рам и двигателей. С тех пор у баварцев они многому научились, а стоят Voge по-прежнему в разы дешевле.
Сейчас хороший байк Voge можно приобрести за 500-600 тысяч рублей. Bajaj доступны от 200 тысяч. Тогда как за KTM придется отдать не меньше 750 тысяч, Husqvarna обойдется в 1,2 млн, BMW GS 1250 - в 3,5 млн, а Harley Davidson Breakout стоит и вовсе 4,1 млн рублей!
Но подобное соотношение цен было и раньше. Да, запрет на прямые продажи слегка поднял стоимость «санкционных» байков, но тот же «Гусь» (GS) от BMW и до 2022 года обходился, как хороший семейный кроссовер.
СТАТЬ БАЙКЕРОМ ТЕПЕРЬ ПРОЩЕ
У растущего спроса на байки есть несколько объективных причин.
- Во-первых – резко вырос интерес к такой технике, - рассуждает Андрей Иванов. – Уже не только мужчины в возрасте 30-40 лет задумываются о мотоциклах. Ими активно увлекается и молодежь. Причем приобретают байки не только и не столько для поездок по городу или туризма, но для развлечения – участия в спортивных турнирах, прогулок за городом, в деревнях и на дачах, выездов на рыбалку… Лет 10-15 назад это попросту было дорого. Сейчас, с появлением доступных брендов, покупку мотоцикла могут позволить многие.
Кроме того, на рынок двухколесной техники не так сильно влияют внешние факторы. Мотоциклы избавлены от утильсбора – главного тормоза продаж автомобилей. И меньше зависят от колебаний курса валюты – просто в силу значительно меньшей цены. Особенно в случае с российскими брендами, вроде тех же Racer, Motoland, Regulmoto.
- Порог вхождения значительно снизился – сейчас стать байкером дешевле и проще, чем в 90-е или в «нулевые», - продолжает Андрей Иванов. – Купить свой первый мотоцикл за 100-150 тысяч рублей готовы многие. Необязательно копить на «Ямаху» или «Харлей». А после, набравшись опыта и войдя во вкус, никто не помешает приобрести что-то более интересное и серьезное.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
ТОП-5 БРЕНДОВ ПО ПРОДАЖАМ*
2014 ГОД
Марка Продано
1. Irbis 4767
2. Stels 2903
3. Racer 2870
4. Yamaha 2473
5. Honda 1974
Всего: 30209
2021 ГОД
Марка Продано
1. BMW 2831
2. Bajaj 2444
3. Motoland 1856
4. Harley Davidson 1239
5. Racer 1095
Всего: 18423
2024 ГОД
Марка Продано (округленно)
1. Regulmoto 7500
2. Racer 4600
3. Motoland 4100
4. Bajaj 3000
5. Voge 2700
Всего: 43000
*По данным агентства «Автостат».
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ БАЙКЕРУ
Опытный и здравомыслящий байкер эти «секреты» знает сам. Что делать неопытным, чтобы предстоящий сезон не закончился раньше времени?
1) Не экономьте на экипировке.
- Чтобы избежать штрафа, достаточно шлема. Но это, разумеется, не та защита, которая полностью обезопасит от травм, - предупреждает мотоэксперт Андрей Ломанов. – Упав даже на маленькой скорости, можно стесать неприкрытые руки и ноги до «мяса». Не экономьте на «черепахах», налокотниках и наколенниках, перчатках и специальной обуви.
2) Следите за погодой.
ПДД не запрещает ездить на байках в том числе и зимой, но рисковать не стоит даже просто на мокрой дороге. Мотоциклы очень плохо тормозят!
3) Не играйте в шашки. И не гоняйте между рядами.
- По правилам движение между полосами дозволено, если ширина полосы не меньше 3 м, а скорость – не выше 50 км/ч, - поясняет Андрей Ломанов. – На практике никто за этим не следит. Но «прошивать» пробку опасно уже потому, что водитель машины, решивший перестроиться в соседний ряд, по умолчанию не рассчитывает, что сзади мчит байкер. И может просто не увидеть его в зеркале. А виноват будет мотоциклист. И лечиться придется ему же.
Автор: Николай МЫСИН