То ли раньше дети другие были, то ли мир сдвинулся с места. Но пересмотрев этот фильм сегодня осознаешь, что он совсем не для детей. Андерсен был вообще сказочник философский. А сюжет здесь скомпилирован из нескольких сказок оного автора. Фильм - многоплановый.
Почти все артисты играют по две роли. В начале показан кукольный балаган а трактире, где разыгрывается представление, которое переносит нас в бурлеск сказок "Огниво", "Свинопас" и других. Стройный, как карандаш Олег Даль вышагивает в логово коварной ведьмы (Вера Титова): "Что же, у вас профессия такая - ведьма, или характер тяжёлый?" Обилие звонких цитат сделало фильм в какой-то мере культовым. Зашитая в диалоги сатира бросала камни в мутное болото советской казëнщины.
"У нас за свет не плачено третий месяц. Сказали, что если завтра не заплатим, то свечей больше не дадут и канделябры снимут."
" У нас в армии был один... Любил спать на часах. Его за это выгнали. Потом он под подушку клал будильник - привык спать на часах."
- Хочешь полкоролевства? Ну или можем разменяться на два королевства в разных районах!
Ну и чисто по-человечески:
"А где жених? Я чайник поставил..."
"А вы заметили, что злым волшебникам живётся легче, чем добрым?"
"— А как у тебя с деньгами, а?
— Это, бабуся, всё нормально: мелких нет, а крупных никогда не бывало. "
Блестящие актёры сделали фильм истинным шедевром советского кино. Этуш, Штиль, Вицин, Игорь Дмитриев, Перевалов, Марина Неелова (дебют в кино) и Даль конечно.
Искрометность и харизма Даля так впечатлила режиссёра Надежду Кошеварову, что он сняла его ещё в двух других своих сказках.
А стихи к песням сочинил Галич, который спустя некоторое время был лишён всех статусов и покинул Родину...
"Вдоль по дороге, вдоль по дороге
Вот я шагаю - раз и два.
Плевать, что дырки в камзоле,
И вдрызг сапоги,
Зато уцелела голова.
Ать, два, левой,
Ать, два, правой,
Вдоль по дороге столбовой
А то, что ветер в карманах -
Так это пустяк,
Главное дело, что живой..."