Главное событие в американском баскетболе за пределами НБА – «Мартовское безумие». Каждую весну 68 сильнейших университетских команд проводят короткий, но насыщенный плей-офф. Встречи проходят на крупных аренах, их транслируют по ТВ. В этом году в решающую стадию впервые в истории пробились три россиянина – Егор Демин, Виктор Лахин и Владислав Голдин. Первые двое уже выбыли, но у Голдина еще есть шансы попасть в «Финал четырех».
Со школьной скамьи
Молодежный спорт в США устроен не так, как в Европе или России. В его основе – широкая сеть команд при колледжах и университетах. Самые способные студенты совмещают лекции с тренировками и матчами. Выбор дисциплин огромный – от бейсбола и американского футбола до гольфа и тенниса. При вузах формируют команды, которые соревнуются в рамках одной из университетских федераций. Самая крупная – Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA), объединяющая больше 1000 учебных заведений. NCAA организует соревнования, в том числе по баскетболу. Команды делятся на четыре дивизиона – в самом сильном их 362.
«В 1990-х мы ездили со сборной в США, где провели серию матчей с лучшими университетскими командами, и из пяти встреч выиграли только две, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» экс-форвард российских и европейских клубов, а теперь спортивный функционер Андрей Фетисов. – В Штатах очень много университетов, и с точки зрения баскетбола они все разного уровня. У каждого вуза своя программа подготовки».
В регулярном чемпионате команды Первого дивизиона поделены на 32 конференции по региональному принципу. А лучшие команды конференций в конце сезона разыгрывают трофей. В этом году решающие матчи проходят с 18 марта по 7 апреля. «Первый дивизион NCAA – сильнейший уровень молодежного баскетбола в мире, – объясняет «Ведомости. Спорту» Александр Скрягин, директор российского филиала агентства Pro Futuro Sports, которое помогает игрокам поступить в американские вузы по спортивной программе. – Там играют лучшие баскетболисты из США и других стран. Кто-то просто хочет совместить спорт с учебой, кто-то – запустить профессиональную карьеру».
В университетскую команду можно попасть сразу после поступления. Еще в школе многие американцы делают акцент на спорте, тренируются с прицелом на попадание в студенческую лигу. Образование в США платное (для резидентов штата год в колледже стоит в среднем $10 000–15 000, для остальных – $25 000–35 000), но спортсмены получают скидку или даже полную компенсацию за обучение, а в редких случаях – им выплачивает небольшую стипендию. Затраты вуза покрывают спонсоры. Им интересен студенческий спорт, потому что за матчами главных лиг следит огромная аудитория. Каждый вуз – это сотни студентов-болельщиков, а еще тысячи выпускников, которые продолжают поддерживать команду родного вуза. Отсюда и такое внимание к инфраструктуре. Баскетболисты Университета Кентукки играют на 20-тысячной «Рупп арене», Университета Северной Каролины – в 21-тысячном «Дин Смит центре», команда Университета Арканзаса принимает соперников на «Бад Уолтон Арене» на 19 000. «В студенческом спорте сосредоточены большие ресурсы, чтобы привлекать лучших, – добавляет Скрягин. – У них отличная инфраструктура и хорошие тренеры. Отличие от НБА только в том, что это не профессиональный уровень и самих команд гораздо больше. Поэтому воронка числа участников гораздо шире».
Играй как Каун
Самый успешный россиянин в истории NCAA – центровой Александр Каун, в 2008-м он завоевал с Университетом Канзаса главный трофей ассоциации. В последние годы его примеру следует все больше игроков из России. Точные данные собрать сложно – команд слишком много, а общей онлайн-базы игроков нет, но в 2022 г. Telegram-канал «Перехват» только в Первом дивизионе насчитал восемь россиян. В начале 2025-го Sports.ru обнаружил в заявках уже 14. Сейчас самые заметные – 19-летний защитник Егор Демин («Бригам Янг Кугарс», штат Юта), а также два 23-летних игрока – центровой Владислав Голдин (Университет Мичигана) и тяжелый форвард Виктор Лахин (Университет Клемсона, Южная Каролина).
«Это баскетболисты потенциально уровня НБА или европейских клубов, – считает Скрягин. – Как в дальнейшем сложится их карьера, сказать трудно. Тут миллион факторов. Но в перспективе они могут выступать где угодно». Фетисов согласен. «Я видел статистику россиян, и они играют на уровне топ-клубов университетов и даже некоторых национальных сборных, – говорит менеджер. – Даже если они не попадут в НБА, то будут востребованы не только в Единой лиге ВТБ, но и в Евролиге».
Демин пробился в NCAA из Европы. Он родился в Москве в баскетбольной семье (отец Владимир выступал за «Химки» и «Урал-Грейт»). В 15 лет Егора взяли в «Реал», в составе которого он стал чемпионом Испании своего возраста. В NCAA Демин проводит первый сезон, но уже стал одним из самых заметных в команде – набирает в среднем по 10,5 очка за матч. Воспитанник ЦСКА Владислав Голдин тоже обратил на себя внимание. До колледжа он учился в старшей школе в Коннектикуте. В 2020-м поступил в Университет Техаса, затем перевелся во Флориду, а теперь представляет Мичиган. Голдин – MVP финала конференции, баскетболист, определяющий игру команды в атаке. И уже удостоился похвалы президента Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрея Кириленко. «Среди всех россиян это самый готовый к НБА игрок», – сказал он в интервью пресс-службе РФБ. Голдин учится последний год, так что в новом сезоне может дебютировать как профессионал. Виктору Лахину, начинавшему в спортшколе Анапы и отметившемуся в ЦСКА, тоже пора определяться. Для него сезон закончился в первом раунде «Мартовского безумия» – его команда проиграла Университету Джона Макниза. Россиянин набрал шесть очков и 10 подборов. Летом он получит диплом и должен найти новую команду – уже вне NCAA.
Все на драфт
Спрогнозировать исход плей-офф NCAA невозможно. Почти все участники – примерно одного уровня. «Особенность студенческого спорта в США – у всех команд Первого дивизиона равные финансовые условия, – объясняет Скрягин. – Все как в НБА – у всех примерно одинаковый бюджет и нет одного лидера, куда все хотят перейти. И у всех плюс-минус равные возможности при рекрутинге спортсменов. И всего одна игра на каждом этапе. И именно поэтому плей-офф NCAA так интересно смотреть».
Участников «Мартовского безумия» мотивирует не столько возможность выиграть титул, сколько сделать себе рекламу перед драфтом НБА. Многие звезды лиги прошли NCAA – Майкл Джордан, Шакил О’Нил, Кевин Дюрант, Карим Абдул-Джаббар и др. «Студенческий баскетбол – кузница НБА, – объясняет Фетисов. – У нас этого, к сожалению, нет. Если ты в России уходишь из спортшколы в университет, то вряд ли попадешь потом в профессиональную лигу. А там это трамплин. И то, что наши ребята едут в США и добиваются успехов, это хорошо».
В 2025 г. драфт пройдет в конце июня, списки еще не определены, но в начале марта Sports Illustrated представил ориентировочный список 59 игроков NCAA, которые могут быть задрафтованы в первую очередь. Демин там был 13-м и, если не откажется от участия в драфте, может досрочно, еще до окончания университета, попасть в профессиональную команду. Впрочем, некоторые баскетболисты поступают как Голдин в 2024-м: он выставил свою кандидатуру, но в итоге снялся с драфта, чтобы поиграть в NCAA еще сезон. Этим летом он, вероятно, будет более решителен.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Не только Овечкин: другие русские герои сезона НХЛ
Пятеро освобожденных в Тунисе россиян прибыли в Москву
Баканов: 105 сотрудников «Роскосмоса» погибли или пропали на спецоперации