Сегодня приглашаю прогуляться по весеннему Павловскому парку. Здесь, конечно, нет фонтанов, но они и в Петергофе пока закрыты. В Павловском парке можно полюбоваться статуями, романтическими мостиками и живописными павильонами. К нам уже пришла весна (но это не точно!))
В Павловском парке также можно встретить несколько изображений Аполлона, но Колоннада Аполлона, одна из первых построек парка, является его главным символом.
В эпоху создания Павловского парка особой популярностью пользовался стиль романтических руин.
Хотя в парке есть несколько искусственно созданных развалин, разрушение колоннады стало результатом не человеческого труда или времени, а природных сил.
Первоначально колоннада имела круглую форму, с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского в центре и каскадом, спускающимся к реке. Колоннада символизировала гору Парнас, обитель Аполлона и муз, а каскад – Кастальский ключ, источник вдохновения.
Статую Аполлона называют Бельведерской потому, что она была скопирована с античной мраморной скульптуры, находящейся в Ватикане, во дворце Бельведер.
История этого сооружения весьма интересна. Круглая колоннада с бронзовым Аполлоном была создана по проекту Чарльза Камерона в 1783 году. Однако она располагалась не на берегу Славянки, как сейчас, а несколько дальше, в центре большой поляны.
В 1786 году архитектор решил придать сооружению большую выразительность и распорядился демонтировать часть колонн. На картинке ниже репродукция с изображение колоннады Аполлона после 1801 года. Обратите внимание, что у берегов Славянки был сделан Горбатый мост из ноздреватого туфа.
В 1799 году император Павел I и императрица Мария Фёдоровна пожелали перенести колоннаду ближе к реке, чтобы любоваться ею из окон дворца.
Камерон был против (грунт напротив дворца рыхлый и влажный, и мог не выдержать колоннаду), но император настоял на своём.
Работы по переносу колоннады возглавил Джакомо Кваренги. Колоннаду перенесли в 1800 году ближе к дворцу и обустроили у подножия ротонды водный каскад. А на следующий год императора Павла убили.
В 1817 году пророчество Камерона сбылось: ливень подмыл фундамент Колоннады, молния ударила в конструкцию и часть колонн обрушилась. После обрушения колоннада приобрела вид настоящих античных развалин. Начиная с середины XIX века количество воды в каскаде постепенно уменьшалось, и потом он иссяк.
Вокруг Павловска активно ведется строительство и вырубаются леса, а также развивается сельскохозяйственное освоение земель, поэтому близлежащие реки стали мелкодными. Старая система водопроводов не ремонтируется, а только разрушается....и сейчас наблюдаем, что пруды и каскады парка стоят без воды.
Кстати, бронзового Аполлона, который первоначально был установлен, переместили в Старую Сильвию, и он стал центром Двенадцати Дорожек.
Для колоннады в 1826 году была изготовлена алебастровая копия Аполлона. Затем на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе новую и выкрасили в белый цвет. Эту чугунную статую можно видеть в центре Колоннады и сегодня.
Колоннаду после стихии решили не восстанавливать и теперь ее обломки живописно разбросаны по склону. Мне кажется, что колоннада только выиграла от этой истории и стала похожей на поэтичную античность.
Мощные формы колоннады и серый цвет известняка, из которого она изготовлена, придают ей образ античности.
В 1824 году под Колоннадой всё же сделали чугунную трубу, чтобы спасти постройку от подземного размыва. Хотя Камерон просил о специальной трубе еще при переносе колоннады, которая защитила бы фундамент.
Но каскад все равно постепенно иссяк из-за проблем с водоснабжением в Павловске. Так что мы можем увидеть полноводный каскад только на старых картинах или репродукциях, где изображена колоннада Аполлона (см. ниже).
На полотне С. Ф. Щедрина "Вид в Павловске с большим дворцом, мостиком с кентаврами и каскадом" также виден полноводный каскад (см. ниже).
Ну и самое интересное - сохранилась фарфоровая тарелка из Кабинетного сервиза с изображением Колоннады Аполлона. Вот само изображение:
Вот предметы Кабинетного фарфорового сервиза (правда, именно с Колоннадой не нашла):
Как сказал однажды критик Григорий Ревзин: "Это не работа Камерона, а работа Природы, которой Камерон объяснил, что она – священная роща Аполлона и выражение мировой гармонии. И она постаралась соответствовать, сделав случайность своих действий частью в высшей степени эффектной художественной закономерности".
Вот такая занятная история создания каскада и колоннады Аполлона в Павловском парке. Если есть возможность, то обязательно прогуляйтесь здесь. Место очень романтичное, а весной и живописное!
Благодарю, что дочитали!❤️