Один мальчик ходил в гости к родственникам. К богатым родственникам - дядя работал на хорошей должности и получал большую зарплату. А мама мальчика перебивалась с воды на хлеб, тогда были сложные времена. И найти хорошую работу было трудно.
У дяди в доме было красиво, светло, мягкая мебель новая, большой телевизор. Тогда это было в диковинку еще. И много вкусной еды. Мальчика всегда угощали, а как же! Печенья разные, колбаса, сыр, красная рыба, - мальчик такого дома не ел. А в гостях - пожалуйста, угощайся!
Мальчик угощался на славу. Вместе с двоюродными братом и сестрой ел разные вкусности, смеялся, играл хорошими игрушками, смотрел мультики по телевизору. Очень любил ходить в гости! А потом разлюбил. Хотя его так радушно встречали... Тетя всегда улыбалась, предлагала и то, и это. Мол, кушай на здоровье, не стесняйся!
... А потом мальчик увидел выражение лица тети. Как будто на миг спала маска, - как у ведьмы из пряничного домика. Тетя же не знала, что мальчик смотрит в большое зеркало. А зеркало показывало правду. Настоящую тетю. Злобное выражение, раздраженное, - ну кому охота кормить чужого ребенка? Да еще такого прожорливого. Ест и ест. Да ему на лопате надо подавать!
И надо терпеть маленького обжору. Потому что деньги-то мужа. А муж сказал, что племянника надо привечать. У них дома есть нечего. Пусть у нас питается, не обеднеем. И тетя терпела. Изображала радушие и любовь. Хотя на самом деле мальчик раздражал ее. Мешал. Это был чужой мальчик, которого приходилось терпеть.
И мальчик перестал приходить. Ничего не сказал маме, просто оставался дома. Или во дворе гулял с ребятами. А когда мама спрашивала, почему он не ходит к родственникам, говорил, что просто не хочется. Потом пойдет. А пока много уроков задали. И ребята играют в футбол, он к ним пойдет...
Как к нам на самом деле относятся, - иногда сразу не поймешь. Улыбаются, приглашают, "Ах, - говорят, - вы так давно у нас не были! Очень рады! Проходите скорее, вот вам чай и пряники, чтобы ты подавился, утроба ненасытная!", - просто часть слов говорят про себя. Дети это понимают чаще. Взрослые - реже. Не все смотрят в зеркало, которое показывает правду. И не хочется смотреть-то...
Мы думаем, что нам рады. Что нас любят. Что нас от души угощают и привечают. Но это не всегда так. И тяжело узнать истинное отношение к себе, - почему-то так стыдно становится. Так тяжело. Хотя ты ничего плохого не делал. Просто сидел, смеялся, шутил, пил чужой чай и ел чужое печенье, звонил в чужую дверь радостно, - а тебя не любили. Терпели, скрепя сердце.
Такое запоминается на всю жизнь. Горькое прозрение и стыд. Мучительный стыд за то, что ты съел, сказал, за легкость, с которой ты расположился там, где тебе не рады...
И лучше стороной обходить таких людей и такие дома, вот что я думаю. И никогда не поступать так с теми, кого позвали и угощаем. Лучше уж вовсе не звать. Потому что нет большего унижения, чем такое: тебя просто терпели. Хотя изображали радость и щедрость...
Анна Кирьянова