ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Кажется, наш заморский гость уже вполне пресытился Москвою; перед отъездом в Нижний он на протяжении долгих страниц увесистого тома своих путевых заметок сызнова предается презапутанным рассужденьям о русских вообще (довольно, кстати, оскорбительно! Насколько этично рассуждать обо всей нации с лицом пресыщенного энтомолога, только что препарировавшего образчик бабочки Papilio machaon и несколько утомленного от полученных сведений?), тирании и опять обо всех русских купно. Приводить даже отрывки этих философизмов - вещь для вынужденного с лупою продираться чрез них автора весьма досадная, приходится купировать их как возможно деликатнее; гораздо легче было бы попросту пролистать страниц этак с двадцать, да и ехать вместе с маркизом далее, но... Давайте я уже испью эту чашу до дна. Мы терпели де Кюстина уже полтора года, что нам стоит сопроводить гостя достойно того, какие мы есть на самом деле, а не те, сконструированные его воображением, коллективные создания!..
Итак, угодно ль вам, любезный читатель, в очередной раз выслушать маркизово блаблабла и узнать - кто же, собственно, по его сугубому мнению, мы есть? Получите!
- Русские — неофиты, недавно приобщенные к цивилизации, — по сей день не утратили свойственной выскочкам привязанности ко всему, что блестит, пленяя взор. Дети и дикари любят мишуру; русские — дети, которые свыклись с несчастьями, но не извлекли из них никаких уроков... Вся современная Европа скучает; свидетельство тому — образ жизни нынешней молодежи; однако Россия страдает от этого зла больше других стран, ибо русские ни в чем не знают меры; я не берусь описать вам все опустошения, какие производит в сердцах москвичей их пресыщенность. Нигде еще болезни души, порожденные скукой — этой страстью людей бесстрастных, — не казались мне столь опасными и столь распространенными, как в Москве: можно подумать, что здесь общество родилось одновременно со злоупотреблениями.
Я вот всё думаю: и как только этому парню не надоест гундосить примерно одно и то же, петляя по "Елогной улице" своих заблуждений? Причем, я, право же, и не знаю - что должно было произойти с маркизом, какое чудо из чудес должны были явить эти ужасные русские, чтобы наш заморский гость ударил себя кулаком по лбу и воскликнул бы: так вот что?!.. Каким же слепцом я был всё это время!.. Теперь я прозрел и, чорт побери, я люблю эту страну!.. Но нет. Этому чувству не дано ни вызреть, ни распуститься: ведь уже изначально де Кюстин приехал к нам этаким Гулливером в страну гуигнгнмов - посмотреть, как ловко (почти по-человечески... по-европейски) продеваем мы нитку в иголку, придерживая оные передними лошадиными бабками. Ладно! Давайте лучше вместе с маркизом зайдём в русский трактир - полагаю, во вполне приличный даже по утончённым декюстиновым лекалам.
- Внутренность русского трактира весьма необычна: представьте себе дурно освещенную комнату с низким потолком, расположенную, как правило, на втором этаже. Еду и питье подают слуги в похожих на туники белых рубашках навыпуск, перетянутых в талии, а если изъясняться менее возвышенно — в блузах, из-под которых виднеются такие же белые брюки. Волосы у трактирных слуг длинные и гладкие, как у всех русских простолюдинов; наряд же их вызывает в памяти теофилантропов эпохи французской революции или жрецов, действовавших на оперной сцене во времена моды на язычество. Слуги молча подают превосходный чай, какого не найдешь ни в какой другой стране, кофе и ликеры; торжественность и таинственность, с какой они держатся, далека от шумного веселья, какое царит в парижских кафе. В России все народные развлечения исполнены меланхолии, радость здесь — привилегия, поэтому она, по моим наблюдениям, почти всегда преувеличена, наигранна, неестественна и производит куда более тяжкое впечатление, чем печаль. В России смеются только комедианты, льстецы или пьяницы...
Ну, слава небесам, - хоть чай у нас хорош, и на том спасибо. "Погода была прекрасная, принцесса была ужасная..." Далее маркиз вновь погружается в переизбыток собственного самомнения и изрекает следующее:
- Перед тем как покинуть Москву (Скорее бы уже... С вами всё давно понятно, сударь! - "РРЪ"), где я вторично окажусь лишь проездом, я почитаю не лишним поговорить с вами о характере людей, населяющих Россию... Как я вам уже многократно говорил, я обожаю восхищаться; зная эту особенность моей натуры, можно быть уверенным, что если уж я чем-то не восхищаюсь, то не потому, что я чересчур придирчив (Да ну? - "РРЪ")... Вообще мне не показалось, что жители России страдают избытком великодушия; они не верят в эту добродетель и отрицали бы ее существование, достань у них на это смелости; нынче же они ее презирают, ибо она им совершенно чужда. В них больше хитрости, чем деликатности, больше мягкости, чем чувствительности, больше гибкости, чем непринужденности, больше приятности, чем нежности, больше проницательности, чем изобретательности, больше ума, чем воображения, больше наблюдательности, чем ума, более же всего в них расчетливости... Люди, у которых потребность нравиться ближним развилась до столь крайних степеней, нравятся непременно; их отличают безупречный вкус, утонченнейшая элегантность и абсолютная естественность; в их безграничной любезности нет ничего фальшивого, она — талант, ищущий применения; дабы продлить иллюзию, во власти которой вы пребываете, достаточно было бы, возможно, насладиться обществом русских подольше, но вы уезжаете, и все исчезает, кроме остающегося в вашей душе воспоминания. Уезжайте-уезжайте — это надежнее. Русские — отличные актеры; они умеют играть и без сцены... Принимают нас русские из любопытства, а отталкивают — из осторожности. Так поступают и мужчины, и женщины, и в дружбе, и в любви. Изображая одного русского человека, вы изображаете всю нацию; так по одному солдату под ружьем можно составить представление обо всем полку... Русские — колдуны: под действием их волшебной палочки жизнь превращается в непрерывную фантасмагорию; игра эта утомительная, но разоряются в ней лишь растяпы, ибо там, где все плутуют, никто не остается в проигрыше: одним словом, если употребить поэтическое выражение Шекспира, чьи широкие мазки помогают постичь самую суть природы, русские лживы, как вода. Все это объясняет мне, отчего по сей день русские, кажется, обречены Провидением повиноваться деспотической власти: монархи угнетают их столько же по привычке, сколько из сострадания
Вот времени-то у вас, сударь! Беда просто, когда пребывающий в опаснейшем заблуждении насчет собственной значимости и морального превосходства путешественник вместо того, чтобы описывать увиденное, пускается в квазифилософические рассуждения, уводящие его в гиблые болотины лжи. Вот как вам, к примеру, такое? Прошу обратить внимание - мы-то с вами прекрасно осведомлены о гендерных пристрастиях автора! Тогда, pardon, откуда бы у маркиза такие познания?
- ... Крестьянки в России куда хитрее жительниц города; иногда эти юные дикарки, развращенные вдвойне, нарушают первейшие заповеди своего ремесла, чтимые любой проституткой, и убегают со своей добычей, даже не исполнив того постыдного долга, за который получили плату. В других странах разбойники держат данное слово; они блюдут свои воровские законы, русские же куртизанки или падшие женщины, ведущие себя так же порочно, как и разбойники, не имеют ничего святого и не уважают даже той религии разврата, что сулит успех их делу. Недаром ведь говорится, что в самых постыдных делах потребна своего рода честность
Боже мой, сударь, неужто же вы, презрев проповедуемый вами как мантру "гуманизм" и преступив даже через неутолимую тягу к кучерским бородам, отважились на... подобное? Верно, в качестве научного опыта - не иначе?.. Хотя - не будем обольщаться. Маркиз или врёт по обыкновению, или делится услышанным... подслушанным, а после - превратно, как ему удобнее, истолкованным. Но ведь нет - оскорблённая высокоморальность автора не даёт ему угомониться, далее следует такой пассаж:
- Судя по рассказам господ вертопрахов, московские мещанки ведут себя ничуть не более благонравно, нежели знатные дамы. Пока мужья их торгуют на Нижегородской ярмарке, офицеры местного гарнизона в свое удовольствие проводят время в городе. Свидания в эту пору незатруднительны: красавицы являются на них в сопровождении почтенных родственниц, чьему попечению доверили их при отъезде предусмотрительные мужья. Дело доходит до того, что за снисходительность и молчание эти дуэньи получают плату; то, что происходит при их покровительстве, нельзя назвать любовью: любви не бывает без целомудрия — таков приговор веков тем женщинам, которые ищут счастье не там, где нужно, и вместо того, чтобы возвышаться до нежности, опускаются до распутства. Защитники русских утверждают, что московские женщины не имеют любовников; не стану спорить: друзья, которых они заводят в отсутствие мужей, достойны какого-нибудь иного наименования.
Из уст человека, у себя на родине предпочитавшего исключительно солдат, эти лицемерные аханья звучат почти комично... ежели бы, конечно, автор так не частил с глубокомысленными выводами и размышлениями "о русских вообще". По-видимому, то, что на Руси звалось "молодечеством" и "гусарством", маркизу решительно непонятно, чуждо, и, наверное, вызывает у него скрытые сожаления: мол, зачем тратиться на такие глупости, когда могли бы делом заняться... со мною, например, мм? Тьфу на вас, сударь!!
Завтра я уезжаю в Нижний, иначе мне не поспеть на знаменитую ярмарку, которая уже подходит к концу
Как говорил персонаж Калягина в "Неоконченной пьесе для механического пианино" - "Во-во, давай, свинтус подан!" Или же уместнее привести фразу самого автора из сегодняшней части: "Уезжайте-уезжайте — это надежнее"! Мне же сегодня остается лишь принести извинения перед уважаемым читателем за некоторую, быть может, излишнюю эмоциональность в комментариях, но, право же, сами извольте видеть - этот маркиз способен вывести из состояния душевного равновесия кого угодно! Впредь я постараюсь не поддаваться на его провокативные заявления!
А как последний аргумент той тьме заблуждений, в которую погрузил нас автор, предлагаю в качестве очаровательной художественной антитезы романс "Ночь светла" в исполнении замечательной Изабеллы Юрьевой. Так-то, сударь!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу