Найти в Дзене
Донецк есть

Шахтер-Прометей. Мозаика на школе № 5 в Донецке

Экспериментальная школы №5 в Донецке, построенная в 1965 году по проекту Иосифа Каракиса знаменита не только новаторским для своего времени архитектурным решением, но и замечательными мозаиками. В предыдущих статьях мы рассматривали мозаичные панно украшающие стены северного и южного крыла школы. Сегодня давайте посмотрим на самую большую мозаику, которая украшает восточный фасад школы. В центре композиции металлург и шахтер, представители двух профессий, связанных с огнем. Шахтер добывает каменный уголь, который люди с незапамятных времен используют как топливо, с начала для отопления своих домов, а потом в металлургии и производстве электричества. А металлург напрямую работает с огнем и расплавленным металлом. Конечно сразу вспоминается миф о Прометее, подарившем людям огонь. Два рабочих держат огонь высоко над головой, а вокруг них по своим орбитам движутся, похожие на цветы, планеты и космические светила. И вся композиция таким образом приобретает не просто космический, а космогони
Металлург и шахтер. Мозаика на школе № 5 в Донецке. Фото 2025 год
Металлург и шахтер. Мозаика на школе № 5 в Донецке. Фото 2025 год

Экспериментальная школы №5 в Донецке, построенная в 1965 году по проекту Иосифа Каракиса знаменита не только новаторским для своего времени архитектурным решением, но и замечательными мозаиками. В предыдущих статьях мы рассматривали мозаичные панно украшающие стены северного и южного крыла школы. Сегодня давайте посмотрим на самую большую мозаику, которая украшает восточный фасад школы.

Металлург и шахтер. (фрагмент) Мозаика на школе № 5 в Донецке. Фото 2025 год
Металлург и шахтер. (фрагмент) Мозаика на школе № 5 в Донецке. Фото 2025 год

В центре композиции металлург и шахтер, представители двух профессий, связанных с огнем. Шахтер добывает каменный уголь, который люди с незапамятных времен используют как топливо, с начала для отопления своих домов, а потом в металлургии и производстве электричества. А металлург напрямую работает с огнем и расплавленным металлом. Конечно сразу вспоминается миф о Прометее, подарившем людям огонь. Два рабочих держат огонь высоко над головой, а вокруг них по своим орбитам движутся, похожие на цветы, планеты и космические светила. И вся композиция таким образом приобретает не просто космический, а космогонический характер.

«Распутывание хаоса или создание четырех элементов» 1589. Автор Хендрик Гольциус (1558-1617)
«Распутывание хаоса или создание четырех элементов» 1589. Автор Хендрик Гольциус (1558-1617)

Сравните с иллюстрацией «Распутывание хаоса или создание четырех элементов» (1589 год) к «Метаморфозам» Овидия, работы голландского художника Хендрика Гольциуса (1558-1617)

Скульптура «Прометей» перед Чернобыльской АЭС
Скульптура «Прометей» перед Чернобыльской АЭС

А это скульптурная композиция «Прометей». Современный символ Чернобыльской АЭС. До аварии памятник стоял в городе Припять рядом с кинотеатром «Прометей». Сейчас он перенесён к главному входу ЧАЭС, где находится рядом с мемориалами погибших ликвидаторов аварии. По композиции очень похоже на донецкую мозаику. Но скульптура в Припяти была установлена в 1979 году, а донецкие мозаики созданы в 1965 году, и потому они были образцом для скульптуры. А был ли какой-нибудь Прометей, который вдохновил на создание образа шахтера-Прометея, авторов донецких мозаик?

«Прометей» (1930). Автор Хосе Клементе Ороско (1883—1949)
«Прометей» (1930). Автор Хосе Клементе Ороско (1883—1949)

Известно, что Алла Горская (одна из авторов мозаик на школе №5) очень ценила творчество представителей мексиканской школы монументальной живописи. Поэтому можно предположить, что она была знакома с «Прометеем», выполненным Хосе Ороско в 1930 году для Помона-колледж, Клермонт, Калифорния, США. Обратите внимание на схожесть не только композиции, но и цветовой гаммы.
Хосе́ Клеме́нте Оро́ско (исп. José Clemente Orozco; 1883 —1949) — мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.

Критий и Несиот «Гармодий и Аристигитон» (Тираноборцы) 477-476 гг до н.э.
Критий и Несиот «Гармодий и Аристигитон» (Тираноборцы) 477-476 гг до н.э.

Металлург и шахтер, стоящие плечом к плечу, очень напоминают известную античную композицию «Тираноборцы». Такая же уверенная, решительная поза, и поднятые вверх руки, только вместо меча огонь. Так как Алла Горская была видным деятелем диссидентского движения 60-х годов, можно предположить, что она подразумевала и подобный смысл этой композиции.

Еще работы Аллы Горской в Донецке:
Жар птица как символ Космоса. Мозаики на школе №5 в Донецке
Драконы, Солнце и космические цветы. Мозаики на школе №5 в Донецке
Птица Сирин. Мозаика в Донецке

Мозаики времен СССР в Донецке:
Голубь мира, замурованный в Донецке
Погружение к звёздам. Мозаика на старом бассейне в Донецке
Мозаики на Колхозном рынке Донецка. Северное крыло
Мозаики на Колхозном рынке Донецка. Южное крыло
Мир. Труд. Май. Мозаика в Донецке
Черный Донецк. Мозаики на главной площади города