Сегодня в нашей традиционной рубрике еще одни скандинавы - норвежцы. Казалось бы, у этой страны не должно быть никаких претензий к СССР (как например, у финнов). Но и они охотно добровольно шли на советскую землю в составе рейха.
Контекст
Немецкое вторжение в Норвегию началось одновременно с вторжением в Данию. 9 апреля 1940 г. немецкие корабли подошли к берегам этой страны и начали высадку десанта. В отличие от датской армии, немногочисленная норвежская армия оказала немцам сопротивление. Прибытие войск союзников продлило сопротивление норвежской армии в районе Нарвика до 9 июня 1940 г. Успешное наступление немецкой армии на Западном фронте вынудило союзников оставить Норвегию. Вместе с войсками союзников страну покинул король и правительство Норвегии.
Националистическое движение в Норвегии было представлено партией Национальное единство (НС; Nasjonal Samling — NS). Партия была основана в мае 1933 г. майором в отставке Видкуном Квислингом, который в 1918 г. был военным атташе норвежского посольства в Советской России, а позже работал на территории СССР в составе миссии Красного Креста Фритьофа Нансена.. Еще до создания НС Квислинг установил контакты с лидерами НСДАП и поддерживал их вплоть до оккупации Норвегии немцами. 1 февраля 1942 г., Квислинг был объявлен министром-президентом Норвегии.
Добровольческий легион «Норвегия»
Накануне войны с СССР норвежцы служили в основном в рядах полка «Нордланд» (294 человека) дивизии СС «Викинг».После нападения Германии на СССР руководство НС и многие известные норвежцы выступили с предложением организовать добровольческий отряд для борьбы против СССР, причем изначально планировалось сформированный отряд направить в состав финских вооруженных сил, где годом ранее (речь идет о зимней войне 1939—1940 гг.) уже существовал Норвежский легион.
Горячим сторонником этой идеи был и известный норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун, его сын Арилд также вступил в легион.
4 июля 1941 г. в радиообрашении к норвежцам Квислинг заявил, что в составе легиона будет сформировано два батальона, которые по преемственности от частей Хирда получат древнескандинавские названия — «Викен» и «Викинг» (Viken & Viking). В ряде крупных норвежских городов были открыты вербовочные пункты и началась регистрация добровольцев. Вопреки ожиданиям норвежцев им вскоре стало известно, что они будут направлены не в Финляндию, а на советско-германский фронт. В конце июля 1941 г. первые 300 норвежских добровольцев отправились в Германию. После прибытия в Киль они были отправлены в учебный район Фаллинбостель. Здесь первого августа 1941 г. был официально создан Добровольческий легион «Норвегия» (Freiwilligen legion Norwegen).
В начале 1942 г. численность легиона достигла 1218 человек. В середине марта 1942 г. легион прибыл на Ленинградский участок фронта. Он был введен в состав сводной боевой группы группенфюрера СС и генерал-лейтенанта полиции Фридриха Йеккельна. Части боевой группы располагались в районе Красное Село — Старо- Паново. В середине мая 1942 г. легион сражался у Пулково, а затем был выведен в тыл, противотанковая рота в местечке Константиновка, прочие в Урицке. 13 мая 1942 г. отдыхающие части легиона посетили Видкун Квислинг и высший руководитель СС и полиции в Норвегии группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Вильгельм Ридиесс. В июне 1942 г. части легиона вернулись на фронт.
Возвращение на фронт совпало с началом очередного советского наступления. 13 августа 1942 г. боевая группа норвежцев была расформирована, после чего они вошли в состав 2-й пехотной бригады СС. После начала второй битвы на Ладожском озере легион участвовал в тяжелых оборонительных боях. Противотанковая рота легиона была придана испанской дивизии, вместе с которой защищала Красный Бор. 1 марта 1943 г. в Норвегию были отправлены остатки полицейской роты, а затем и весь потрепанный легион. По прибытии в Осло норвежцы прошли маршем по улицам своей столицы 6 апреля 1943 г. После недолгого пребывания на родине легион вернулся в Германию в мае 1943 г. 20 мая 1943 г. на полигоне Графенвер Норвежский легион был официально расформирован, однако большинство его чинов согласилось продолжить службу в рядах новой «германской» дивизии СС.
11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд»
В начале 1943 г. руководство войск СС приняло решение сформировать танковый корпус из германских добровольцев. Он получил порядковый номер III и почетное наименование «германский». Существовавшие добровольческие легионы должны были стать дивизиями и бригадами нового корпуса СС. Из датских и норвежских добровольцев было решено сформировать дивизию. С этой целью с февраля 1943 г. на полигоне СС Графенвер начали собирать скандинавских добровольцев, предназначенных для новой дивизии. В марте 1943 г. сюда прибыл полк «Нордланд» из состава дивизии «Викинг», азатем и оба добровольческих скандинавских подразделения — Добровольческий корпус «Дания» и Добровольческий легион «Норвегия».
Перечисленные скандинавские подразделения стали основой для германской добровольческой дивизии, один из полков которой получил почетное наименование «Норвегия» (Norge), а другой — «Дания» (Danmark). 10 апреля 1943 г. дивизия получила порядковый номер 11, а в июле и название - «Нордланд». Как и планировалось, новая дивизия стала частью III германского танкового корпуса СС.
В конце августа 1943 г. началась переброска дивизии и других частей Германского корпуса в Хорватию. По прибытии на место в составе дивизии насчитывалось 16 561 чел. При этом датчанами были 33 офицера, 162 унтер-офицера и 1191 солдат; норвежцами - 20 офицеров, 50 унтер-офицеров и 464 солдата; шведами — 1 офицер, 5 унтер-офицеров и 39 солдат.
На территории Хорватии дивизия пробыла недолго и была отправлена на Восточный фронт, в состав группы армий «Север». В начале декабря 1943 года первые подразделения «Нордланда» прибыли на Ораниенбаумский участок советско-германского фронта. В ночь на 13 декабря полк «Норге» прибыл в район поселка Кожаново, где сменил подразделения 9-й авиаполевой дивизии.
14 января 1944 г. началось новое мощное контрнаступление Красной Армии. Советское командование умело «знакомило» скандинавов с доселе неведомой им техникой. Так, позиции инженерного батальона дивизии сначала были обстреляны из «Катюш», а затем раскатаны танками. Несмотря на большие потери, части дивизии упорно защищали свои позиции, а 1-й батальон 23-го полка 15 января 1944 г. попытался перейти в контратаку, но был отброшен. В результате тяжелых боев за Кожерицы, в течение января 1944 г., были почти полностью уничтожены первые батальоны обоих пехотных полков дивизии.
К 27 января 1944 г. истощенные боями части дивизии получили приказ начать отступление в сторону Нарвы. В ходе нарвских боев части дивизии отметились при Соале, Керекорме, Вайваре и Аувере. Новое советское наступление началось в начале июня 1944 г. и в ночь на 25 июля 1944 г. части дивизии оставили Нарву, отступив на заранее подготовленный оборонительный рубеж «Танненберг». Дивизия «Нордланд» заняла оборону на участке автодороги Нарва — Кингисепп и озера Сур Сар. 28 июля полк «Норге» попытался отбить Ластеколонию, но безрезультатно.
18 сентября 1944 г. дивизия «Нордланд», прикрываемая эстонскими частями, начала отступление на территорию Латвии. 22 сентября дивизия заняла участок фронта в 30 км северо-восточнее Риги. Чуть позже дивизия была переброшена на юго-восток от города. В ходе ожесточенных оборонительных боев части дивизии потеряли большое количество офицеров, потери среди нижних чинов были также огромны.
Последние бои уже «сводноевропейской» дивизии
В январе 1945 г. Красная Армия начала готовить новое масштабное контрнаступление. 23 января советские войска перешли в атаку на участке дивизии «Нордланд». За несколько дней советского наступления скандинавская дивизия и весь III танковый корпус СС понесли ощутимые потери и по этой причине были в срочном порядке эвакуированы морским путем из Либавы в Штеттин для восстановления.
16 февраля 1945 г. основные силы дивизии «Нордланд» получили приказ принять участие в наступлении у Арнсвальда. А 1 марта 1945 г. советские войска перешли в очередное наступление на участке выдохнувшихся войск Штайнера. В начале марта дивизия «Нордланд» была задействована в тяжелых оборонительных боях в предместьях города Альтдамм. После Альтдамских боев дивизия была отведена для пополнения в районе Шведт — Бад — Фрейнвальде. Вместе с новобранцами в состав дивизии был передан Британский добровольческий корпус.
7 апреля 1945 г. дивизия «Нордланд» была вновь введена в бой на западе от Шведта, уже недалеко от Берлина. В рядах дивизии в это время насчитывалось 4000 человек. Затем части дивизии приняли участие в боях за Бергхольц и Карлсхоф. В эти дни в состав дивизии передавались остатки различных частей из армии, флота и авиации. Согласно послевоенному протоколу допроса командующего обороной Берлина генерала артиллерии Гельмута Вейдлинга, в составе дивизии к середине апреля 1945 г. Находилось до 11 000 чел. 23—24 апреля в состав дивизии были переданы личный состав унтер- офицерской школы СС из Дании и французский штурмовой батальон СС «Шарлемань». К тому времени в дивизии уже был сплошной интернационал со всех уголков Европы.
25 апреля 1945 г. на позиции дивизии началось массированное наступление советских танков. Несмотря на атмосферу хаоса и бесперспективность сопротивления, европейские добровольцы продолжали защищать столицу Рейха. 27 апреля остатки дивизии «Нордланд», сведенные к тому времени в одну боевую группу под командованием штурмбаннфюрера СС Рудольфа Тернедде, отступили в центральный сектор обороны Берлина.
В последние дни войны боевая группа «Нордланд» вела бои в центре Берлина, последовательно защищая линии обороны, проходящие по улицам Хедеманштрассе, Путгкамерштрассе и Принц-Альбрехт-штрассе. 1 мая 1945 г. остатки эсэсовцев участвовали в защите здания Рейхсканцелярии. Вечером того же дня группа защитников Рейхсканцелярии решила прорваться сквозь кольцо советских войск и сдаться союзникам. На прорыв пошли три уцелевших танка PzKw IV из дивизии «Нордланд» под командованием оберштурмфюрера СС Ханзена, три бронетранспортера из 11-го разведывательного дивизиона СС, к которым присоединились начальник материально-технической части штаба дивизии «Нордланд» гаупт- штурмфюрер СС Иоахим Тибертиус, рейхсляйтер Мартин Борман, шофер Гитлера Эрих Кемпка и др. Эта группа прорвалась на Цигельштрассе, но затем была рассеяна огнем советских частей. Большинство участников прорыва было убито, некоторые попали в советский плен, а другие пропали без вести.
Так закончилась история существования 11-й танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд», одной из самых известных иностранных дивизий СС с норвежцами в составе.
Лыжный норвежский батальон
В состав дивизии «Норд», действовавшей в Карелии и Мурманской области СССР, входило еще одно особое подразделение из скандинавских добровольцев. После начала войны с СССР в составе боевой группы СС «Норд» стали появляться норвежские добровольцы. Уже к осени 1942 г. немцы приняли решение о создании норвежской лыжной части для действий на Мурманском направлении. К Рождеству была создана рота из 120 человек. Для дальнейшего обучения рота была переведена в учебный лагерь полиции под Дрезденом. Прибыв в Финляндию в конце зимы 1943 года, рота была названа полицейской лыжной ротой СС «Норвегия» (SS-Polizei Schiekompanie Norwegen) и включена в состав разведывательного батальона дивизии СС «Норд». На фронте рота использовалась для патрулирования «мертвых» зон между советскими и немецкими позициями.
После этих боев норвежская рота была отозвана с фронта и на территории Финляндии, в местечке Оулу, переформирована в батальон. Развертывание в батальон произошло путем перевода норвежцев из полка «Норге» 11-й добровольческой дивизии СС и привлечения датских и шведских добровольцев, батальон стал именоваться лыжным егерским батальоном СС «Норвегия». К концу 1943 г. в четырех ротах (3 лыжные и 1 полицейская) батальона состояло более 700 человек. Прибыв на фронт в январе 1944 г., батальон стал опять использоваться для лыжных операций перед немецкими позициями. В результате боев с советскими войсками лыжники несли тяжелые потери и уже в начале весны их насчитывалось всего порядка 200 человек. По этой причине в конце июня остатки батальона были выведены с фронта для реформирования.
В тылу батальон получил пополнение и недолгий отдых, после чего вернулся на фронт, где прикрывал отход немцев из уже враждебной им Финляндии. Пройдя через Куусамо, Рованиеми и Муонио, батальон достиг Скиботн. В декабре 1944 г. батальон был переброшен для охраны границы со Швецией, откуда постоянно прибывали агенты Сопротивления. Затем батальон был переброшен в Осло. Находясь в Осло, в феврале 1945 г. лыжный батальон был переформирован в 506-й полицейский батальон СС, шестиротного состава. В конце войны этот батальон действовал против норвежского Сопротивления в районе Хаглебу.
Таким образом, можно сделать вывод, что норвежцы, несмотря на то, что их страна была оккупирована Германией, были активными участниками боев против СССР на стороне Третьего Рейха. Несмотря на это, советская страна, потерявшая не одну тысячу жизней для избавления этой северной страны от нацизма, не оккупировала данную страну после окончания Второй Мировой войны и не считала страну своим врагом. И традиционный вопрос в конце таких статей – вспоминают ли об этих темных страницах своей истории норвежцы сейчас, когда их страна снова занимает недружественную позицию по отношению к нашей?
Может быть интересно