Найти в Дзене

Предтеченский храм в Парском. Роспись и великолепие.

  «…счастливъ я, что близость жительства дала мнѣвозможность узнать въ подробности и ознакомить другихъ съэтимъ, по истинѣ замѣчательнмъ храмомъ: но я почелъ бы себя еще болѣе счастливым еслибъ слабый опытъ мой могъвозбудить желанiе и въ другихъ извлечь изъ неизвестности другiе, столько же, а может быть и болѣе, замѣчательныехрамы Божiи, монастыри и т.п. Велика и обильна земля наша, много въ ней по истинѣ достойнаго вниманiя; но мы или не хотимъ, или не смѣемъ говорить объ немъ, какъ бы стыдясь говорить о своемъ родномъ. И, благодаря этой ложной стыдливости, а может быть и нагему славянскому равнодушiю ко всему родному, - мы, по большей части, или во все ничего не знаемъ о своей родной землѣ, или если и знаемъ что,то изъиностранныхъ источниковъ и съ иностранной точки зрения. И что же мудренаго, если при такомъ не вѣрномъ, искусственномъ фокусѣ, намъ многое представляется въсовершенно извращенномъ видѣ и мы судимъ и рядимъ о многомъ своемъ родномъ и въ кривь и вкось»   «…При самомъ в

 

«…счастливъ я, что близость жительства дала мнѣвозможность узнать въ подробности и ознакомить другихъ съэтимъ, по истинѣ замѣчательнмъ храмомъ: но я почелъ бы себя еще болѣе счастливым еслибъ слабый опытъ мой могъвозбудить желанiе и въ другихъ извлечь изъ неизвестности другiе, столько же, а может быть и болѣе, замѣчательныехрамы Божiи, монастыри и т.п. Велика и обильна земля наша, много въ ней по истинѣ достойнаго вниманiя; но мы или не хотимъ, или не смѣемъ говорить объ немъ, какъ бы стыдясь говорить о своемъ родномъ.

-2

И, благодаря этой ложной стыдливости, а может быть и нагему славянскому равнодушiю ко всему родному, - мы, по большей части, или во все ничего не знаемъ о своей родной землѣ, или если и знаемъ что,то изъиностранныхъ источниковъ и съ иностранной точки зрения. И что же мудренаго, если при такомъ не вѣрномъ, искусственномъ фокусѣ, намъ многое представляется въсовершенно извращенномъ видѣ и мы судимъ и рядимъ о многомъ своемъ родномъ и въ кривь и вкось»

 

-3

«…При самомъ вступленiи въ храмъ, на самомъ порогѣцерковномъ, посетитель невольно поражается громаностiю храма и велѣпнымъ видомъ, чрезъ арку огромнагосемияруснаго иконостаса въ дремнемъ Византiйскомъ стилѣ, съотличною резьбою, залитаго отъ верху до низу металлическими ризами.

Четыре ризы на мѣстныхъ иконахъ, равно какъ и царскiе двери, позлащенныя, серебряныя, а въслѣдующемъ ярусѣ на иконахъ двунадесятыхъ праздниковъшесть серебряныхъ ризъ, прочiже мѣстныя не отзолоченныя. отдѣлка и тѣхъ и другихъ отличная, а ризы на четырехъмѣстныхъ мѣстныхъ образахъ- работы извѣстнаго художника Рѣтнева и литыя изъ серебра, царскiя двери- художества знаменитаго Сазикова.

-4

Весь этотъ ансамбль вмѣстѣ съотличною стѣнною живописью, позлащенными карнизами, огромными паникадилами и великолѣпною аркою, отлично убранною по сторонамъ иконостасомъ, составляетъ такое великолѣпное зрѣлище, что ни мало не погрѣшая противъистины, смѣло можно сказать, что не много найдется подобныхъ храмовъ на всемъ необъятномъ пространствѣРоссiи.

-5

Возбужденно благоговѣйному чувству всего болѣеспособствует здѣсь единство и, так сказать, целость мысли при постройкѣ и украшенiи храма. Все, начиная съ иконостаса до стѣнной живописи и цѣрковных принадлежностей, одинаково великолѣпно и богато, и все въ одномъ и томъ же древнемъ стиле. Ни что не мѣшаетъ цѣлости вида, и съ самагоцерковнаго порога (съ западной стороны) видишь вдругъ и весь громадный иконостасъ главной церкви во всемъ его великолѣпiи и отличную отдѣлку трапезы, украшенную такъже стѣнною живописью и богатымъ иконостасомъ между окнами и по сторонамъ арки.

-6

Тоже самое должно сказать и об олтарѣ, гдѣ нѣтъ ничего ни излишняго, ни посредственнаго; но все на своемъ мѣстѣ и все великолѣпно. Стѣны украшены живописью, одежда на престолѣ кованая изъ чистаго серебрасъ четырьмя изображенiями по сторонамъ событiй изъ земной жизни Спасителя, отлично сдѣланными горельефомъ; жертвенникъ также кованый изъ посеребряной мѣди и такъ же съ горельежными изображенiями по сторонамъ, оба- работы извѣстнаго художника Помпавцева. На престолѣ богатый ковчегъ и дивной работы- огромнѣйшие потиръ и евангелiе, за престоломъ в отличномъ вкусе иконостасъ для двухъ иконъ съпролетомъ по серединѣ для окна, а по боковымъ сторонамъолтаря и сзади главнаго иконостаса- отлично хорошо и изящно устроены шкафы для помѣщения церковной утвари и священнослужительскихъ облаченiй. Помѣщенiе для облаченiй на особой для каждаго вѣшалкѣ, такъ хорошо придумано, что, при открытiи дверецъ шкафа, всѣ онѣ, не смотря на ихъ множество, видны съ одного взгляда.»

 

-7

Текст из книжицы «Церковь св.Iоанна Предтечи, в сѣлеПарскомъ.»

Московская Духовная Академия, 1860 г.

На фото- роспись основного объема Предтеченской церкви села Парское (Ивановская область)