Сегодня я решила соединить книгу и выставку в одном контексте, потому что именно книга сподвигла сходить на выставку и увидеть многие картины воочию. Конечно, бегло посмотреть все картины выглядит совсем по-обывательски, но если происходит первое знакомство с таким обширным пластом саморефлексии великих художников России, это хорошая база и фундамент для более глубокого изучения творчества и просмотром великих шедевров реализма.
Выставка завершится 6 апреля, но вы успеете ее посетить и прочитать эту статью, в качестве подготовительного материала.
И так, прочитав книгу Юлии Варенцовой, я сделала для себя краткие заметки и отправилась в музей.
Юлия Варенцова — тележурналист, сценарист и режиссер документальных фильмов, автор телевизионных циклов и ведущая программ на телеканале «Спас».
Книга составлена по мотивам цикла программ Юлии Варенцовой «Передвижники» на телеканале «Россия — Культура».
Все герои книги — те, о которых сегодня говорят «Self-made man»
Передвижничество сформировалось на почве перехода от академизма к реализму. К 1863 г. в живописи уже властвует реализм, но Академия художеств консервативна. Люди, приехавшие в город из деревень, хотят смотреть не на мифы, а на реальность. Создается «Бунт 14-ти художников» как отказ писать мифы. На конкурсе художников не пропускают, и они уходят в свободное плавание и создают артель «Передвижников», независимых от государственного заказа. Новый способ продвижения взяли за основу у англичан, не обращаясь за финансированием к государству. Третьяков берет за основу идею создать портретную галерею, как Национальную портретную галерею Лондона. С реализмом передвижники приобретают славу оппозиционеров с политической программой, и начало их творчества – период радикализма и антирелигиозного течения. В программе товарищества было прописано не только развитие искусств и приобщение к ним жителей России, но еще и особым пунктом - продвижение работ художников.
НИКОЛАЙ ГЕ
Родился в Воронеже. Академия искусств в Петербурге. Христианская тема.
Для картины «Тайная вечеря» делает макет из фигурок, чтобы увидеть, как ложится свет. Картина лишена помпезности, современное прочтение. Апостол Петр – сам Ге в старости. Успех картины на выставке. Но другие картины жестко критикуются. Ге – один из основателей артели Передвижников, занимает пост еще и бухгалтера.
«Петр первый допрашивает цесаревича Алексея» - обращение к корням, в сюжете прослеживается историческая трагедия, которая становиться и личной драмой. Здесь нет правых, и нет виноватых. Для царя сделана копия. Публика не принимает работу, как и последующие. Ге уедет на хутор в Черниговскую губернию и станет печником. Он ведет большое хозяйство, дружит с Львом Толстым, отказывается от мяса.
Картину "Что есть истина?" опять не принимают, говоря, что Христос не похож на святого. В картине «Распятие» он ставит задачу для зрителя «рыдать, а не умиляться» и разбудить обывателя, показав боль и страдания Иисуса.
ИВАН КРАМСКОЙ
Академия искусств в Петербурге. Начинал как ретушер фото, а стал главным идеологом передвижных выставок.
Сближается с Третьяковым и пишет его портрет в 44 года, в самом расцвете сил. Смог передать в портрете его застенчивость, потому что Петр Третьяков очень любил созерцать. Так он становиться виртуозом портретного жанра. «Портрет Толстого».
Приехав к Толстому, он его не узнает и пишет портрет в образе крестьянина и простого человека 45-ти лет.
«Христос в пустыне» - момент выбора в напряжении рук, много личного переносит на сам образ Христа, детализация пустыни. Сюжет картины ставит героя перед выбором – служению людям или своим желаниям. Написана картина слезами и кровью, выстрадана. Христос получился требовательным и суровым, как и само время.
«Неутешное горе» автобиографично, на портрете супруга, переживающая горе после смерти младшего сына. Тема одиночества.
«Неизвестная» на 2-ой выставке приносит фурор и скандал вокруг личности на портрете. Девушка смотрит с высока на нас, она – дама полусвета или портрет княгини Юрьевской или сама Анна Каренина?
АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ
Открыл новый жанр – русский лирический пейзаж. Самый молодой академик, но умер в нищете. Знакомиться с княгиней, оказывается при дворе, оттачивает мастерство на Финском заливе.
«Вид в окрестностях Ораниенбаума» своей простотой поражает Третьякова. Общество любителей художеств отправляет его в Лондон на Всемирную выставку, где он влюбляется в пейзажи Констебля. По дороге домой заезжает в Швейцарию и пишет свои «Альпы» и делает шаг к реализму. Критики уличат его в иностранщине.
Он изучает Подмосковье: Сокольники, Фили, Строгино, Кунцево. Он отказывается лакировать действительность и пишет «Сельский вид».
Цвет яблонь на картине светиться. Новаторство оценили, и степень академика он получает в 24 года. Пишет учебник рисования.
«Пишите воздух, иначе пейзаж – дрянь!".
Коровин скажет, увидев его работы: «Ступайте в природу, там красота неизъяснимая». Любимчик Саврасова – Левитан.
Третьяков заказывает Саврасову зимний пейзаж и появляются «Грачи прилетели». В селе Молтвино пишет пейзаж, сместив церковь из окна в другой край для хорошей композиции. Эта лучшая работа на выставке 1871 г. , т. к. в ней особая душа. Писав ее, он переживал горе от потери ребенка.
Вскоре у него начинается череда неприятностей, и он пишет «Рожь», уходит в запои, срывается. Вслед за увольнением, уходит жена и он скитается по друзьям.
«Село Волынское» это уже другой «пьяный» Саврасов, он плохо видит и уходит на дно. В будничном виде неброская природа видится им первым – настоящей, от красоты которой тепло на душе.
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ
Отец русского жанра и Тургенев с Достоевским в русской живописи. Главный критик пороков церкви. Он был бастардом.
Юный максималист, учась в московском училище он пишет «Проповедь в селе» нападая на лицемерие. Священник словно говорит в пустоту, т.к. после отмены крепостного права Россия переживает «Оттепель». Изнанка общества и пропасть между богатыми и бедными – суровая реальность в жизни и у художника.
«Сельский крестный ход на Пасху» - злая пародия на праздник, т.к. на картине все пьяны. Власти против полотна, лишенной этики и морали. Но многие согласны с сюжетом, например, Достоевский. За границей Перов видит то же бесправие «маленького человека».
«Чаепитие в Мытищах близ Москвы», место, где много родников и сюжет он видит сам лично: сытый поп и нищий солдат – остросоциальная драма. Живописцам кажется, что для искоренения зла нужно показывать общество.
«Тройка. Ученики везут воду» - герои, униженные и оскорбленные, крестьянские дети, как дешевая рабочая сила, тащат бочку с водой. Вся палитра трехцветна: черный, коричневый и серый. Это горе и несправедливость жизни, как и жизнь художника, тоже трагична - смерть супруги и двух детей.
«Охотники на привале» - реальная сцена, за счет чего, картина очень живая. Саврасов помог с фоном. Перову не нравится общество: художники нищают, а прививание потребности к искусству уходит на задний план. Всем нужны деньги для существования. Художник несмотря на сатиру, был верующим и читал Евангелие.
«Христос в Гефсиманском саду» - в картине нет лика Христа, потому что он считал, что невозможно реалистично передать Богочеловека. Со временем Перов меняется, из живого и веселого человека превращается в раздражительного старика, на охоте заболевает чахоткой и умирает до 50 лет.
ИЛЬЯ РЕПИН
Современники звали его лукавым мужчиной. Его герои – революционеры и борцы с режимом. Работал с госзаказами. Его не пускали в Третьяковку, чтобы он не дописывал своих работ. Считается русским художником №1. Из Украины приезжает учиться в Петербург, подрабатывая продажей рисунков икон батюшкам. Путешествую по Неве поражен бурлаками и делает сотни эскизов. Их видит князь и делает заказ на картину.
Так появляются «Бурлаки на Волге». Получив медаль в Вене, 29-летний Репин становиться художником европейской величины.
«Крестный ход в Курске» - изображена вся сословная Россия сразу. От барынь до крестьянок. Представление многочисленных человеческих типов, как символ России в либеральном ключе. Репин делает товариществу кассу и показывает окружающую действительность без прикрас, потому что в толпе нет красоты – полный беспощадный реализм.
«Иван Грозный» - сюжет историка Карамзина. Безумный взгляд передает страх случившегося. Полотно становиться жертвой цензуры. В 1913 г. на нее даже происходит покушение. Через 100 лет подобное повториться вновь.
«Не ждали» классика мема. Каторжник возвращается домой после смерти Александра 2. Сначала его пишет с героическим лицом, но со временем к народовольцам меняется мнение, и он теряет в лице героизм. Потом Репин разочаруется в революционном движении и уйдет из товарищества, которое начинает костенеть и не берет «молодых» художников.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в котором текст был очень некультурный. Вся картина – палитра «человека смеющегося». Казаков он пишет с натуры, находясь в Запорожье в путешествие, они его восхищают – «Народ свободы, равенства и правды». Картину пишет 12 лет и Александр 3 из рук вырывает и выкупает ее у Третьякова. Герои портретов Репина долго не жили. Уезжает в Пенаты с женщиной эмансипе и принимает там петербургский бомонд. После революции Пенаты становятся Финскими, а Репин эмигрантом. В СССР он больше не вернется «в гнусную совдепию». Живет в нужде, дружит с соседом Корнеем Чуковским, пишет буквально на линолеуме.
ИВАН ШИШКИН
Выучился с медалью в Академии художеств, оттачивал технику в Дюссельдорфе. Пишет первозданный русский пейзаж без приглаживаний европейцев. Раздолье, простор, ясный день, благодать, русское богатство.
«Мачтовый лес» - пишет в родной Елабуги.
«Дама с собачкой» портрет жены.
«Рожь» - самая светлая картина, написана в самую горькую пору. Природа соединилась с художником в ней. Однажды он даже приручил волчицу на пленэре.
«Лесные дали» панорамная картина показывает бескрайность русской земли. Три стихии: земля, деревья и небо, пишет объёмно как в 3д.
«Утро в сосновом лесу» - дикость и первозданность утреннего леса. Самая хитовая картина. Есть версия, что медведей пишет Савицкий.
«Корабельная роща» - по мнению искусствоведов самая сильная работа. Он умер с кистью в руках.
Триада: русский лес, медведь и поле.
ИСААК ЛЕВИТАН
Писал пейзажи настроения, был из бедной еврейской семьи. Из училища не вышел художником, но студенческую работу «Осенний день» покупает за 100 р. Петр Третьяков.
Дружит с А. П. Чеховым, социофоб и разочарованный человек. Часто бывает в Плесе. Рассказ «Попрыгунья» Чехова весьма автобиографичен, и написан с И. Левитана. Рисует природу, как особый вид «шаговой доступности». Русскость пейзажа в мелочах.
«Владимирка» полна психологического напряжения, ведь это дорога ссыльных.
«Над вечным покоем» - пейзаж настроения и души. Произведение он пишет под траурный марш Бетховена. Размышление о вечности, страх перед ней, тоска и одиночество. «50 оттенков серого» в картине.
«Март» - энергичные мазки. Художник не может наглядеться на природу. Умирает рано, до 40 лет.
КОНСТАНТИН КОРОВИН
Не принимают в товарищество из-за излишнего импрессионизма. Главный художник и сценограф Мариинки и Большого театра. Учителем был Алексей Саврасов.
«Портрет хористки» - льющийся из сада свет. Идея первого впечатления. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Чувствуется европейский почерк.
«Северная идиллия» - символизм, картина написана в Тульской губернии. В ней он обращается к истории и фольклору.
«Бумажные фонарики» - потрясающая передача света и воздушной среды в сумерках, в свечении только китайских фонариков. Позировала его будущая жена Анна Фидлер. Главное на картине не образ фигуры, а игра света и тени. Тут и интенсивный свет, и сумерки – очень сложная задача. Коровин считался очень обаятельным мужчиной. Жизнь с женой будет тяжелая, один сын умрет, другой останется инвалидом, а творчество его не примут ни близкие, ни критики. Его так и не примут в союз «Передвижников». Но он будет участвовать в выставках как экспонент. Но его подражателей С. Виноградова и К. Первухина в этот союз примут, на что Коровин разозлиться и окончательно от них уйдет в «Мир искусства» и «Союз русских художников», но и там не впишется до конца за слишком смелый почерк и оригинальную подачу. В Париже его оценивают, и он его очень любит, пишет город как калейдоскоп с богемным шиком. Его работы более эмоциональны, чем французских импрессионистов.
«Париж с бульвара капуцинок» - яркая, суетная работа, с огнями авто, фонарями и динамикой. Русские ругают его за «дерготню» и только через 10 лет признают его талант в России. Его бесподобный дар колориста заключается в том, что он видит пятнами.
Коровин и сам, человек – праздник, и серовский портрет хорошо передает живость его характера. Начинает хорошо зарабатывать и революцию встречает с радостью, но после того как его уплотняют, разочаровывается в ней и уезжает в Париж. Там его картины украдут, а импрессионизм выйдет из моды. Пишет воспоминания в мемуарах, и зарабатывает этим на хлеб. В закате творчества пишет русскую природу с жанровыми сценками.
«Автопортрет» - подведение итогов, хоть и с тяжелой судьбой, но он оставался счастливым человеком. Портрет монохромен, в нем уже нет силы цвета, а художник быстро теряет зрение. Признание получает у потомков.
АРХИП КУИНДЖИ
Нищий сын сапожника из Мариуполя, самая яркая звезда «Передвижников», а еще, птичий доктор. Был учеником у Айвазовского и не мог два года поступить в Академию художеств.
«На острове Валааме» - первая картина, как эксперимент с цветовым эффектом. Аскетичный северный пейзаж: каменистая почва, сосна, березка - очень романтичен. У него свой собственный взгляд на природу, он завораживает зрителя философским смыслом. Природа, как часть космоса, чудо мироздания. Излюбленный прием- резкий контраст светотени. Драматизм момента, где природа – своеобразный театр теней. Куинджи напористый, амбициозный и малограмотный художник. Фирменный стиль, без 5 минут импрессионизм и выразительность цвета и света. Свет – главный персонаж его картин.
«Украинская ночь» затмит картины Ге, Крамского на очередной выставке. Фосфоресцирующий лунный свет – бесценное мастерство колориста. Он создает свою собственную палитру как алхимик. Передвижники становятся ему и друзьями, и соперниками.
Куинджи бьет все рекорды точности в нюансах тонов. Репин пишет его лучший портрет. Вскоре выйдет критическая статья, в которой напишут, что он «перезеленяет» и работает на эффект. Это напишет Клодт, и Куинджи уйдет из товарищества.
«Березовая роща» - поразительна тем, что написана практически в одном зеленом цвете. Играя с ним, он находит десятки оттенков. Создает эффект, когда выходишь из сумрака леса на яркую и солнечную поляну. Как в аниме. Пока товарищи удивляют публику суровым реализмом, Куинджи дает глоток свежего воздуха. Картина определила время, предвосхищая модерн. Цвет становиться смыслонаполненным. Его не волнует достоверность, как у Шишкина, его интересует природный калейдоскоп цветных пятен.
«Лунная ночь над Днепром» - самая нашумевшая картина, на ней почти не видно звезд, а цвет луны получается таким, из-за нового метода замешивания краски. Он добавлял асфальт, из-за чего со временем его картины темнели. После фурора, художник уходит в тень, чтобы остаться в венце славы. Живет не бедно, преподает в Академии художеств, профессор. Дружит с Менделеевым и кормит птиц со всего города.
«Радуга» - шедевр позднего Куинджи.
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ
Потомок донского казака изображал эпоху с фотографичной точностью, моделирую снежные городки, казни и альпийские горы. Приехал в Петербург на обозе, везя рыбу министрам, и остался, поступив в Академию художеств.
Потом уехал расписывать Храм Христа Спасителя, а позже три года пишет «Утро стрелецкой казни» и обзаводиться семьей в Москве. Свечи – главный символ в руках у стрельцов, как затухание их жизни. Петр Первый приговаривает их к казне за бунт. Перекрёстные взгляды рыжего стрельца и Петра пронзает пространство, открывая момент божественного времени последних минут человеческой жизни. Пик драматургии, по мнению правнука Никиты Михалкова. Все персонажи почти написаны с натуры, а девочка в красном платке – его дочь Ольга. Эта картина на 9-ой передвижной выставке производит фурор.
«Боярыня Морозова» занимает целую стену в Третьяковской галерее. Чтобы сани поехали, он надставляет холст, что до сих пор виден шов на картине. Поза мятежницы срисована с вороны, с подбитым крылом. Получив за нее 25 тыс. рублей Суриков с семьей уезжает в родной Красноярск в путешествие, где умирает его жена.
В горе он пишет картину «Исцеление слепорожденного Иисусом», где придает калеке собственные черты духовного и физического смятения. Эта работа написана для себя и сейчас она висит в Московской духовной академии.
Оправившись от горя, он пишет зимнюю казачью забаву «Взятие снежного городка». Публика сочтет эту работу легкомысленной.
«Поколение Ермаком Сибири» - личная гордость и причастность рода к сюжету. Картину купит царь и она останется в Русском музее, а Суриков станет обеспеченным художником.
«Переход Суворова через Альпы» - едет в Альпы и даже съезжает с гор, для прочувствования момента. Вертикальный формат полотна показывает динамику, высоту горы и бездну внизу. Верещагин обрушивается с критикой с точки зрения историзма на картину, но до сих пор Василий Суриков считается главным художником исторического жанра 19 века.
ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ
Девиз художника:
«Искусство должно приносить счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
И архитектор, и композитор, и живописец. Основоположник нового жанра – пейзажа.
В 1871 медали Академии художеств получает 5 человек, и он с картиной «Воскрешение дочери Иаира», где Христа показывает как человека, а не Бога. Потом уезжает в Европу и живет с Репиным, знакомиться с Тургеневым и Золя, возвращается и строит дом-усадьбу.
Поленов с Репиным и Боголюбовым уезжают в Нормандию, и Боголюбов учит писать просто так природу в первозданном виде, без этюдов и эскизов. Поленов наполняет свои работы солнечным светом.
Его дебютная работа «Московский дворик» из арбатского переулка. Она собирает сотни зрителей, в ней чувствуется тургеневская поэзия, копия, кстати, была у Тургенева. Идилличный пейзаж бытовой русской живописи написан между Русско-турецкой войной и Сербской. Он был официальным баталистом в русско-турецкой войне, но им не стал, а писал бытовые зарисовки, народные типажи и архитектурные зарисовки.
Абрамцево, имение Мамантова всегда было полно художников: Серов, Коровин, Врубель, Нестеров, Поленов, Репин. И усадьба становиться персонажем многих картин Поленова. Так же он – виртуоз исторической живописи.
«Христос и грешница» пишет 6 лет и едет в путешествие на Ближний Восток и запечатлеет все в этюдах Лев Толстой скажет:
«Поленов красив, но не содержателен».
Художник уходит в Евангельскую тему. Он показывает Христа и последователей, мудрыми и простыми, на фоне райской красоты. Картина отправится в США, как и многие другие и разойдутся по частным коллекциям.
«Золотая осень» - шедевр Поленова, написанный на Оке. «Пышное» природы увяданье. Лето он не любил за зелень, золотую осень обожал. Ездил по деревням и показывал диорамы из 70 полотен крестьянам.
ВАЛЕНТИН СЕРОВ
Серов был мрачный и замкнутый художник, родился в богемной семье композитора. Друзья семьи Вагнер, Достоевский, Тургенев. Часто проводил время в Абрамцево у Мамонтовых. Живопись давалась ему трудно.
Первое произведение русского импрессионизма «Девочка с персиками». Девочка – Вера Мамантова, на 10 лет младше художника, которую сложно заставить позировать. Он показывает тонкую грань между детством и юностью.
Но для художника самым совершенным произведением окажется «Девушка, освященная солнцем». Двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Она позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Лучи солнца, пробив крону, рассыпаются сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке.
Уезжает в Домотканого, в союз его принимают не сразу. Консерваторы вообще, с трудом принимали новичков. Позже он станет портретистом Романовых.
«Он заглядывает в душу без прикрас, отражая человеческую сущность»
- скажут про него.
Портрет Николая Второго царь хочет преподнести жене, и один раз Александра Федоровна зашла и поправила художника, в том, что он неправильно подобрал тона. После этого Серов больше не будет писать царскую семью. Он уходит из «передвижников» в «Мир искусства».
«Похищение Европы» - чистый модерн (декоративность цветов, плоское изображение). Серов полностью меняет манеру письма и умирает за работой от сердечного приступа.
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ
Отказался от критического реализма и стал сказочником. В историю вошел как автор трех монументальных символов: русского православия, русского воинства и русского искусства - в росписях Владимирского собора в Киеве, картины «Богатырей» и фасада Третьяковки.
Сын сельского священника поступает в Академию художеств и пишет картины из жизни «маленького человека».
«С квартиры на квартиру» - повседневная жизнь униженных и оскорбленных. Картина вызывает сопереживание. Реализм у него, как демонстрация противоречивости жизни.
Укрепившись как художник бытового жанра, вдруг на выставке выставляет картину «Витязь на распутье». Мрачный пейзаж нагнетает тревогу. Художник как-бы оставляет герою один путь – к верной погибели. Его критикуют за предательство принципов артели, а он показывает народное творчество через фольклор и идет в разрез с мейнстримом.
Его друзья Репин и Поленов поддерживают Васнецова и тоже пишут интерьеры теремов и «Царевну Софью».
Васнецов обращается к «Слову о полке Игореве» и пишет картину «После побоища Игоря», которую критики посчитали условной, и что в ней нет реализма, но Васнецов убежден что в фольклорных мотивах сказывается весь отклик народа, внутренний и внешний, прошлый и настоящий.
«Аленушку» он пишет летом в Абрамцево, изучает там русские народные промыслы. Встретив как-то простоволосую крестьянскую девушку с глазами чистой русской печали… так и ахнул… Её он пишет четыре лета, и она по праву является самой лирической русской женщиной в символике. Сама девушка символизирует печаль, а лес и чаща – охранительная её стихия. Он показывает внутреннее состояние человека через образы природы. Темный пруд, как мертвая вода. Третьяков такой сказке не верит, и картину купит Савва Мамонтов за копейки.
«Росписи во Владимирском соборе в Киеве», который был построен к 900-летию Крещения Руси – символ русского православия. Над ними он работает 10 лет, ели согласившись принять такую ответственность.
«Иван царевич на сером волке» сюжет из сказки по поиску Елены Прекрасной.
«Богатыри» - Илья, Добрыня и Алеша охраняют границы русского государства. Каждый богатырь олицетворяет черту русского национального характера. Илья Муромец на темном коне – мощь и силу, Добрыня на белом коне – горячность и нетерпеливость, Алеша на гнедом – хитрость и лукавство. Эту картину Третьяков купит.
«Спящую царевну» из серии «Поэмы семи сказок» пишет 26 лет и до самой смерти.
МИХАИЛ НЕСТЕРОВ
Создал собственный жанр – «опоэтизированный реализм» и всю жизнь писал Русь святую и ее особый путь к Богу. В детстве чуть не умер, как и все его братья от слабости. Мамиными молитвами художник проживет до 80 лет. Учиться у Перова. Первая любовь и в последующем смерть жены полностью перевернет его жизнь.
В «Христовой невесте» придает героине черты покойной супруги. В этой картине он изживает свое горе.
«Видение отроку Варфоломею» на 18-ой выставке – самая скандальная картина. Мясоедов и Стасов скажут, что она подрывает устои рационализма, на котором основано все движение «Передвижников». Инок и отрок на фоне русского пейзажа, где старец не отделим от природы и сливается с деревом. Нимб уговаривают закрасить, но художник не соглашается. Картина написана в Радонеже и на ней он показывает невозможное – молитву, чарующий образ сверхъестественного. Так художник открывает собственный жанр. Сергий Радонежский станет его идеалом и Нестеров будет писать его часто. Холодная палитра и бестелесность образа приближает его к модерну, но сам сюжет идет в разрез моде. Он не отступает от веры и по приглашению Васнецова едет расписывать Владимирский собор в Киеве.
В картине «Святая Русь» стремиться показать русского Христа, он ищет Бога в своей индивидуальной истории. Росписи в Марфо-Мариинской обители ему даются сложно.
«На Руси. Душа народа» олицетворяет не безгрешную святую Русь, а то, что идеалом русского человека остается святость.
«Вы не обретете Царства Небесного, пока не будете как дети»
- говорит Нестеров. В мальчике с полотна он возлагает надежды на будущее. Эта картина открывает новый жанр группового портрета в России. В годы войны патриотическая тема особенно актуальна, идут поиски народной идентичности, национальной почвы под ногами. Он уезжает на Кавказ и возвращается после революции в разоренную мастерскую в Москву, где лики святых теперь под запретом.
Но он все равно пишет картину «Несение креста», в которой Христос просто падает под тяжестью своей ноши. Это личное ощущение художника по пребыванию в варварской России, где революция сродни Апокалипсису. Становиться портретистом современников, с еще чистой совестью.
«Русь уходящая» - картина его ученика, Павла Корина - попытка наполнить новый мир религиозностью.
-----
В заключение скажу, что увидев "Грачи прилетели" Саврасова, я больше не считаю ее серой и мрачной, как нам показывали в учебниках, напротив, она очень светлая и весенняя. Пожалуй лучшая работа и прекрасная картина выставки. А вот "Неизвестная" Крамского, у которой был вечный ажиотаж, как у русской "Джоконды", совершенно не впечатлила.