Четвертая Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника
В четвертую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь обращает взор верующих к духовному подвигу преподобного Иоанна Лествичника (VI–VII вв.) – великого подвижника и богослова, игумена Синайского монастыря, автора классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Преподобный Иоанн родился, по некоторым источникам, около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцатилетним юношей он пришел в Синайскую обитель на той самой горе, где некогда Моисей получил Скрижали Завета, и подвизался там до конца жизни,
Достигнув духовных высот, Иоанн стал почитаемым наставником, но столкнулся с завистью и клеветой. Вместо опровержения обвинений, святой избрал годичное молчание, после чего сами клеветники просили его возобновить духовное руководство.
Аскетический путь Иоанна отличался умеренностью во внешних подвигах. Он избегал крайностей в посте и бдении, но во внутреннем делании, пламенея божественной любовью, не знал ограничений, особенно в покаянном чувстве.
На 75-м году жизни, против своего желания, Иоанн был избран игуменом Синайской обители. За четыре года, когда он управлял монастырем, он создал бессмертный труд «Лествица», написанный по просьбе монахов соседней обители, искавших духовного руководства. Удивительно, что книга, написанная тринадцать веков назад, сохраняет актуальность до наших дней благодаря простоте изложения глубочайших духовных истин, становящихся доступными пониманию каждого христианина.
Митрополит Сурожский Антоний о грехе и покаянии
«И вот на первой ступени этого восхождения святой Иоанн нам говорит: Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих...
Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели. Мы обо многом плачем: плачем об утратах своих, плачем об оскорблениях, которые нам наносят люди, плачем мы о болезни, плачем о различном, многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни; и мы не видим, что болезнь, и горе, и страдание, и утрата – все они могут быть чисты и могут быть звеном, которое соединяет нас и с Богом, и с людьми.
Но одно мы забываем: забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это единственное несчастье человеческой жизни. Все остальное может быть чисто – грех темен; грех оскверняет, грех убивает человека, и не только его одного, даже не только его сообщников во грехе – убивает он человеческие и божеские отношения... Какой бы мы ни совершили грех, первое, чего мы ищем, чего мы хотим, это закрыться от Бога: Как бы Бог этого не знал! Как бы Он этого не приметил, как бы Он это забыл!
И когда мы говорим: “Как бы Он это простил”, мы так часто говорим это не из глубины раздирающей душу скорби о том, что мы разорвали отношения любви и веры, и дружбы, а потому, что случилось что-то, от чего нам страшно делается, от чего холодеет душа, потому что, когда мы станем перед Богом, нам будет стыдно и боязно...
Подумайте, каждый, о своей жизни, о каждом грехе, вдумайтесь строго и беспощадно; и принесите Богу сначала раскаяние, потом – истинное, все растущее покаяние, пока не прорвется из сердца поток слез и мы не сможем сказать: “Каюсь, Господи, поистине!” – и в этих слезах не омоемся от грехов своих» [1].
Советы святых отцов на четвертую Неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста?
Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми, – говорит боговдохновенный Давид, – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс. 34:13) Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу».
Преподобный Паисий Святогорец
«Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит Божественное утешение…
Покаяние и исповедь – вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы дьявол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям…
Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка.
…Наше сердце должно болеть из-за каждого нашего прегрешения, иначе мы будем грешить снова и снова».
***
Вслед за Неделей Иоанна Лествичника нас ждет удивительный период Великого поста. Мы вновь вернемся к Великому канону и вознесем хвалу Богородице.
Великий канон и Похвала Богородицы: духовные вершины пятой седмицы поста
На пятой седмице Великого поста православные христиане переживают особые богослужебные моменты, наполненные глубоким покаянным смыслом и благоговейной радостью. В четверг совершается «Мариино стояние», а в субботу – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Эти богослужения становятся своеобразным рубежом, когда подвиг поста уже принес свои первые плоды, но впереди еще есть время на духовные усилия и близится Страстная седмица с ее особым молитвенным настроением.
Мариино стояние и Великий канон
В четверг пятой седмицы Церковь снова обращается к Великому Покаянному канону преподобного Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня поста. Теперь он звучит целиком – все 250 тропарей этого удивительного произведения церковной гимнографии. Служба получила название «Мариино стояние», поскольку во время нее читается Житие преподобной Марии Египетской – величайший пример глубокого покаяния и преображения человеческой души.
В этот вечер (напомним, что церковный день начинается с вечера, поэтому служба в среду уже посвящена событиям четверга) храмы наполняются людьми, пришедшими на многочасовое богослужение, чтобы в тишине и сосредоточенности услышать слова канона, ставящие душу перед лицом вечности. Неспешное чтение, перемежающееся земными поклонами и тихим пением «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», создает особую атмосферу, когда время словно останавливается, и каждый предстоит перед собственной совестью.
В эти минуты верующему открывается возможность задуматься о сокровенных глубинах своей души. Великий канон, словно зеркало, отражает все движения сердца: наши привязанности, страсти, грехи и возможность преображения. Вспоминая библейские образы, преподобный Андрей призывает увидеть в них отражение собственной духовной истории – от падения до возможности восстания. Особенно важно в эти минуты осознать, что человек не обречен оставаться в своем падшем состоянии. Житие преподобной Марии Египетской – «грешницы, преподобной соделавшейся», напоминает о том, что даже из глубин греховного отчаяния возможно восхождение к святости.
Похвала Пресвятой Богородицы
В субботу пятой седмицы совершается «Похвала Пресвятой Богородицы» – торжественное богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Этот акафист, древнейший из всех существующих, был составлен в благодарность за избавление Константинополя от вражеского нашествия по молитвам к Пречистой Деве. Если Мариино стояние наполнено покаянной скорбью, то акафист звучит как светлый гимн радости и благодарности.
В этот день храм наполняется особой благодатью – после долгих недель покаяния душа обращается к Той, Которая является Заступницей всех христиан и Ходатаицей перед Сыном. Прекрасные образы акафиста, сравнивающие Богородицу с «Неувядаемым Цветом», «Мостом, переводящим от земли к небу», «Лествицей небесной, Ею же сниде Бог», напоминают о тайне Боговоплощения и об участии Пресвятой Девы в деле нашего спасения.
В этот момент верующему важно осознать, что даже в самые трудные периоды жизни он не одинок. У каждого христианина есть небесная Мать, готовая услышать молитву и оказать помощь в преодолении духовных испытаний. Поминая многочисленные случаи заступничества Богородицы, человек укрепляется в надежде на милость Божию и в стремлении продолжить постный подвиг.
Духовные размышления на пятую седмицу
Пятая седмица Великого поста призывает нас к глубокому духовному осмыслению своей жизни. В эти дни особенно важно задуматься:
– о цене нашего спасения и о безмерной любви Божией, не отвергающей даже самых закоренелых грешников;
– о необходимости искреннего покаяния, способного изменить всю жизнь, подобно тому, как оно преобразило жизнь Марии Египетской
– о смирении как основе духовной жизни – смирении, которое позволяет увидеть свои грехи и открыться действию благодати
– о материнской любви Пречистой Девы, готовой поддержать каждого, кто с верой обращается к Ней.
Великий канон и акафист Богородице становятся для нас не просто богослужебными текстами, но духовными ступенями, помогающими подняться от покаяния к радости, от осознания своего недостоинства – к надежде на спасение через милосердие Божие. Именно в этом соединении скорби о грехах и радости о Божественной любви и заключается глубинный смысл Великого поста, готовящего нас к величайшему торжеству Пасхи.
[1] Митрополит Сурожский Антоний. Слово в Неделю четвертую Великого поста, память преп. Иоанна Лествичника. 31 марта 1968 г. Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»
Елена Якушева