Найти в Дзене

Творческая лаборатория Оксаны Романчевой

Оглавление

Умению творить, экспериментировать и соединять разные жанры в единое целое она учит детей уже больше двадцати лет. Наш рассказ – об Оксане Романчевой (Кузнецовой) и возглавляемой ею студии театрально-эстрадных миниатюр «СТЭМ» Дворца детского творчества.

От гимнастики до хореографии

Оксана Романчева уверена: нужные люди и верные решения приходят в самый подходящий момент. Так, первым «маяком» в ее жизни стала тренер по спортивной гимнастике, выбравшая ее на «смотре» в детском саду. За шесть лет в спортивной секции она научилась дисциплине и трудолюбию. Миниатюрная, ловкая, терпеливая.

Очень нравились вольные упражнения, а вот с брусьями, к примеру, отношения не сложились. Маленькие ручки, защищенные накладками, постоянно соскальзывали со снаряда. На соревнованиях приходилось выступать без них – со стертыми в кровь ладонями. Плюс не заладились отношения в коллективе: у спортсменок характер строптивый. Но ей, старшей из шести детей, общения хватало и в семье. В итоге оставаться в спортшколе без ушедшего на другую работу тренера она посчитала ненужным.

Без физических нагрузок 12-летней девочке, привыкшей к ежедневным интенсивным тренировкам, было скучновато. Вспомнив об однажды увиденном выступлении «Цирка друзей» ДК Свердлова, Оксана сама пришла туда. И буквально через три месяца (с ее-то спортивной подготовкой!) уже блистала на сцене.
В цирковой студии она занималась десять лет. Освоила вольтиж, трапецию, хулахупы. И научилась доверять партнерам: без взаимоуважения и поддержки в цирке – никуда.

А в пятнадцать лет Оксана уже пыталась сама украшать цирковые номера хореографией. Очень помогли в этом параллельные занятия в школьной секции по бальным танцам. Руководители «Цирка друзей» инициативу не пресекали: уж очень хорошо ей удавались постановки. Она даже пыталась поступить в цирковое, но не прошла медкомиссию по зрению. Борское же училище культуры выбрала по совету хореографа ДК Марины Сладковой. Именно Марина Евгеньевна, оценив ее творческий и организаторский талант, подарила ей свой костюм и помогла разучить узбекский танец, который и стал «билетом» на получение хореографического образования.

После окончания училища девушка работала в нескольких коллективах хореографом (в том числе двадцать лет сотрудничала с цирковым коллективом ДКХ, которым руководит Римма Видманова). А летом – в детских лагерях. Там ее заметила тогдашний руководитель методотдела Дворца детского творчества, пригласив на должность педагога-
организатора. Узнав, что Оксана учится на режиссера театрализованных представлений, ей предложили организовать собственную театральную студию. Так в 2002 году на свет появился «СТЭМ».

Экспериментировать и комбинировать

Ее поступление в Московский государственный университет культуры и искусств нельзя обойти стороной. Ну, про нужных людей вы помните, да? Сначала подруга, которая в итоге сама не поехала, «сосватала» в этот вуз (хотя Оксана хотела продолжать хореографическое образование). Потом на первом туре она смогла заинтересовать приемную комиссию цирковыми трюками, изображением мыши и информацией о том, что она хореограф.

От задания во втором туре – показать миниатюру – наша абитуриентка впала в ступор. Циркачка и танцовщица – она совсем не владела разговорным жанром. На помощь пришел случай в виде двух будущих сокурсников. Они попросили девушку помочь в показе их этюдов. В итоге Оксане разыгрывать свою сценку даже не пришлось: она получила «отлично» за участие в миниатюрах товарищей.

Курс, на котором училась Кузнецова, был как на подбор. Многие из студентов – уже состоявшиеся хореографы, музыканты, цирковые артисты, режиссеры (со средним образованием). Поэтому мастер курса Лев Михайлович Аронов, вопреки сложившейся традиции, стал ставить с ними полноценные спектакли не на последнем курсе, а начиная со второго. Именно в вузе Оксана Юрьевна научилась, когда нужно, уходить от классического варианта постановок, экспериментировать, комбинировать разные жанры и техники.

Свои знания и опыт она использовала для создания двух образовательных программ. Первая – «Волшебный мир закулисья» (начальный уровень, два года обучения) – направлена на развитие воображения будущих артистов, на второй – «Секреты актерского мастерства» (базовый уровень, три года обучения) – ребята знакомятся и осваивают разные сценические жанры.

«Почему в названии нашей студии используется словосочетание «театральные миниатюры?». Мы делаем упор не на большие спектакли, а создаем, по большей части, именно миниатюры, концертные номера. И у детей есть возможность попробовать себя в разных образах. Я стараюсь, чтобы они не «зависали» в каком-то одном амплуа, умели быть разными»,говорит Оксана Юрьевна.
-2

Профессия по любви

Воспитанники студии изучают историю театра и сценографию. Осваивают азы сценической пластики и речи, актерского мастерства, пантомимы, акробатики, хореографии. Овладевают навыками сценического общения и учатся действовать в предлагаемых обстоятельствах, создавая яркие художественные образы.

Пробуют себя не только в роли актеров, но и аниматоров, и ведущих, учась правилам общения с залом. И даже в роли сценаристов и режиссеров. Руководитель «СТЭМа» отмечает, что в последние годы дает детям всё больше свободы. Они могут сами предложить материал для выступления, придумать этюды, выбрать артистов для выступления. А педагог просто наблюдает и направляет их в нужное русло. Некоторые ребята остаются в студии даже после ее окончания: помогают заниматься с младшими и продолжают участвовать в творческих мероприятиях.

Оксана Юрьевна вот уже больше двадцати лет – сценарист и постановщик новогодних спектаклей Дворца детского творчества, большинство из которых – музыкальные. Стихи к оригинальным песням пишет в соавторстве с композитором Виктором Охота.

А три года назад она стала руководителем Лиги школьных театров и куратором городского конкурса «Школьная премьера». Оксана Юрьевна в курсе, чем живут театральные коллективы школ, организует и проводит мастер-классы для их руководителей. И, конечно, сама продолжает постигать новые грани профессии, в том числе в рамках мастер-классов кинофестиваля «Черноречье Фест».

На финальный вопрос, в чем секрет ее профессионального «невыгорания», руководитель «СТЭМа» с улыбкой отвечает:

«Я просто выбирала профессию по любви! Моя задача – найти в каждом ребенке индивидуальность. Все дети – разные. Одни хорошо декламируют, вторые – поют, третьи – танцуют. «СТЭМ» – это творческая лаборатория, где каждый обязательно покажет себя! Конечно, понимаю, что актерами станут единицы. Но умение выступать на сцене, взаимодействовать с партнерами и зрителями обязательно пригодится не только в будущей профессии, но и в жизни. Главное же в том, чтобы мои воспитанники вырастали не только творческими личностями, не боящимися сложных задач, но трудолюбивыми, общительными и честными людьми».

Напомним, короткометражные фильмы из цикла «Тыловики» показали в Дзержинске.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из архива Оксаны Романчевой