Найти в Дзене
Александр Б.

Волейбольные термины и «Жаргонные выражения в волейболе»

Хочу рассказать про волейбольный сленг!

  • Брейковое очко (от англ. break) — очко, взятое командой со своей подачи.
  • Взлёт — короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара.
В тапочки — мяч после блока отлетает ровно в пол перед атакующим игроком
  • Второй темп — вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.
Диг (от англ. dig) — защитный удар, выполняемый в падении, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороной ладони.
  • Добить до пола — основная цель игры в волейбол.
  • Доигровка — продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съем.
Дриблинг — характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.
Загнать под шкуру — при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.
Зачехлить — закрыть атаку соперника блоком.
  • Зона конфликта — зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет приём.
Котёл — зона в середине площадки за трёхметровой линией. Самое частое направление скидок при нападении.
Морита — атакующий удар, выполненный на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлёт, выдерживает паузу и бьёт уже по опускающемуся блоку соперника. Эта красивая и сложная комбинация, названная по фамилии японского волейболиста Дзюнго Мориты, чемпиона Олимпийских игр 1972 года, в настоящее время крайне редко применяется в профессиональном волейболе.
  • Матчбол , матч-пойнт — очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча.
Надеть на уши — игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока результат атаки.
  • Организованный блок — правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.
  • Отведённый пас — атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.
  • Отыграться от блока — несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки.
  • Пайп (англ. pipe) — вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьёт, отталкиваясь из-за трёхметровой линии.
  • Первый темп — вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.
  • Переходящий мяч — мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара; обычно возникает при неудачном приёме подачи.
  • Планер или флот (от англ. float) — планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полёта.
  • Позитивный приём — хороший приём подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно её сыграть.
  • Сброс, скидка — обманный удар, совершаемый при лёгком соприкосновении с мячом раскрытой кистью, при этом мяч направляется пальцами.
  • Сняться — выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника.
  • Схема 4-2, 5-1, 6-2 — различные тактические схемы игры
  • 4-2 — четыре нападающих и два связующих в противоположных зонах, передачу отдаёт тот из них, кто находится на передней линии
  • 5-1 — пять нападающих и один связующий, выходящий на передачу с передней и с задней линии
  • 6-2 — четыре нападающих и два связующих, передачу отдаёт тот из них, кто выходит с задней линии, в то время как связующий на передней линии играет в атаке.
  • Съём — мощный удар по мячу в верхней точке его траектории и выигрыш мяча на подаче противника.
  • Эйс — очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание и мяч ушёл в аут.
Монстр-блок — особенно удачный блок.
Сет-бол — контрольное очко.

Существует также множество других жаргонных названий для различных комбинаций, технических элементов и игровых эпизодов. Я выделил наиболее популярные встречающие в нынешнее время.