После разгрома белой гвардии контрреволюционеры всех мастей придавали особенно большое значение антисоветской деятельности церкви.
«Русская церковь в настоящее время в России – единственный оплот против организованного насилия», - писала 7 июня 1922 года издававшаяся в Белграде газета белогвардейской эмиграции «Новое время».
Зарубежная церковь и деятели контреволюции призывали служителей церкви мобилизовать все силы своего влияния на верующих, чтобы поднять их против советской власти.
И духовенство предприняло ещё одну попытку, используя для нападок Декрет Советского правительства об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих.
Писал поэт Маяковский
От автора
Голодные годы 1921-1922 годов стали тяжёлым испытанием для молодой советской республики.
Сейчас либеральные и церковные историки используют данную тему для критики Октябрьской революции и ее последствий. Дескать, большевики сознательно провоцировали голод, дабы уничтожить крестьянство, выступавшее против них, фигурирует цифра погибших по вине коммунистов – 5 млн человек. Якобы Ленин своей продразверсткой изъял у крестьян зерно и хлеб, чтобы накормить пролетариат и уморить непокорное крестьянство, да ещё позволил себе замахнуться на святое святых – церковные ценности.
Попробуем объективно подойти к этому вопросу. На канале достаточно статей, описывающих отношения между крестьянами и церковью, о народной ярости, которая копилась долгие века по отношению к церкви, как к самому жестокому феодалу.
Эта ненависть вылилась в настоящую войну, когда в начале XX века крестьяне массово и жестоко расправлялись со священниками и их семьями, не щадя малых детей. Настолько жестоко, что не подлежит описанию. Они отбирали церковные земли, поджигали дома, нападали на монастыри, разоряли, грабили и убивали.
Об этом можно почитать в статье «Ненависть крестьян к церкви на закате Российской империи, задолго до революций 1917 года» Здесь
А после того, как церковь выступила главным организатором контрреволюции в Гражданскую войну, благословила внешнюю интервенцию, финансировала белую гвардию и принимала участие в белогвардейских бандах, она полностью потеряла авторитет в народе. Да, народ был верующий, но и он стал понимать, что Бог и церковь в России были слишком далеки друг от друга.
В этой статье мы рассмотрим события, которые являются «козырной картой» церковных историков, а именно – изъятие церковных ценностей. В интернете множество статей, которые описывают это, якобы «святотатство» и всё продолжают писать, придумывая новые ужастики.
Думаю, пришло время правдиво рассказать об этих событиях. Материал достаточно большой и будет изложен в двух частях. В 1 части – предыстория вопроса, о голоде 1921-1922 годов, его причинах и мероприятиях Советского правительства по борьбе с этим бедствием.
Во второй части, пожалуй, самый интересный материал – как происходила кампания, о событиях в Шуе (ещё одна козырная карта церковных историков), где как они пишут погибло 5 человек. Вот только они не пишут, как перед этим было расстреляно 11 красноармейцев, которым запрещено было стрелять. Красноармейцам в исключительных случаях было разрешено стрелять только в воздух. Поэтому у них отняли оружие и расстреляли 11 человек. Но обо всём по порядку.
Причины голода 1921-1922 годов
Первой, но не главной причиной стала засуха, охватившая Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Башкирию, Северный и Западный Казахстан, Крым, часть Северного Кавказа, Южную Украину и часть Сибири. Это были основные районы – житницы страны. Уже к осени 1921 года общее число голодающих исчислялось в 32 млн человек.
Проведённая в 1921 году продразвёрстка позволила не дать разворовать семенное зерно и провести посевную под озимые, засеяли примерно треть площадей. Весной эти озимые дали семенное зерно для полноценной осенней посевной кампании 1922 года, при том, что яровые 1922 года снова погибли. Что касается продразвёрстки, то её придумал не Ленин, а Николай II в 1916 году (об этом подробно в другой статье)
Второй причиной стало расслоение деревни на бедняков, середняков и кулаков. Кулаки предлагали крестьянам не сдавать хлеб, а прятать его или сдать спекулянтам, практиковалось и производство самогона.
Продотрядам приходилось переходить от убеждения к насильственному изъятию, а если бы это не было предпринято, страна оказалась бы в сложном положении. При этом продотряды на селе встречали с оружием и в результате продразвёрстки погибло 4 тысячи человек.
Главной причиной был кулацко-поповский саботаж, в результате которого были сокращены посевные площади.
В 1920-1921 годах посев зерновых был всего 25-28% от уровня 1913 года. Как объясняли кулаки - смысла сеять нет - всё равно отберут. А не было посева - не было и урожая, засуха лишь усугубила эту ситуацию.
Очень осложнял положение кулацко-поповский бандитизм. Так, Саратовская губерния по вине банд на 40% недовыполнила план весеннего сева 1921 года. Кулацкие банды разграбили на ссыпных пунктах около 20 миллионов пудов хлеба, что составило годовую потребность Москвы и Петрограда. А такие банды действовали повсеместно. В них были задействованы монахи и скрывавшиеся в монастырях под видом монахов бывшие белогвардейцы. Монастыри были оплотом оппозиции: там хранились большие запасы оружия, свозился награбленный хлеб и продукты.
Бесчинства, которые творили банды невозможно описать. Они захватывали целые деревни и расправлялись с коммунистами и сочувствующими по наводке местного священника и кулаков. Это был самый настоящий разгул бандитизма, можно ли было в таких условиях полноценно заниматься сельским хозяйством.
В рассматриваемый период 7,5% всех кулацко-поповских террористических актов составляли поджоги, при которых иногда сгорали целые деревни. По данным статистики социального страхования на территории СССР в 1922-23 годах было зарегистрировано 30255 поджогов.
Американский «кот в мешке»
Помощи Советской России было ждать неоткуда. Однако в Канаде и в Америке в 1921 году был очень хороший урожай, пшеница портилась в амбарах.
Советской стране предложила свою помощь «Американская администрация помощи (АРА). Во главе этой организации стоял Герберт Гувер, бывший организатор блокады и интервенции в России в 1918-1920 годах. Он неоднократно публично заявлял, что цель его жизни – свержение Советов в России.
В аппарате АРА широко было представлено духовенство, которое использовало это положение для упрочения своих позиций. Они закрывали доступ в столовые АРА детям, родители которых не посещали церковь или не соблюдали церковные обряды.
В столовых устраивались принудительные богослужения, где священники молились, чтобы небо простило «согрешившую» землю.
Однако Американская администрация помощи (АРA) обставила свою работу в голодающих районах условиями, которые грозили превратить Поволжье в регион, контролируемый исключительно американцами, то есть, говоря прямым текстом, они потребовали уступить им часть территорий. И только в результате дипломатии была предотвращена потеря суверенитета.
Поэтому расхваливать англосаксов, как это делают либеральные историки: мол, якобы они спасли, и что бы было, если не они… – это подыгрывать западным идеологам.
Что делало Советское правительство
В займах и кредитах иностранные государства Советской России отказали, хлеб и другие продукты соглашались продавать только за золото.
Золотой запас России очень сильно сократился за годы войны и частично был расхищен колчаковцами и интервентами.
Однако советское правительство выделило Наркомпроду в 1921 году на закупку продуктов 102,5 млн рублей золотом, Наркомзему на семена 12 млн рублей.
Патриарх Тихон 22 августа 1921 года выпустил воззвание «О помощи голодающим» и призвал верующих жертвовать в фонд помощи голодающим, однако о пожертвованиях церкви в нём не говорилось. Для них голод и разруха, ослаблявшие страну были в их интересах.
В самые тяжёлые годы Гражданской войны, когда каждый пуд хлеба, по словам Ленина был настоящей святыней, государство не трогало церковные ценности. Но в 1922 году, когда все ресурсы Советского государства были истощены, сами трудящиеся потребовали от своего рабоче-крестьянского правительства изъять церковные ценности и обратить их в хлеб для голодающих.
Самарские крестьяне писали в «Правду»:
«Народу не под силу держаться, умирают люди ежедневно с голоду, иные так дичают, что едят покойников, помощь, что оказывается вовсе недостаточна, кормится едва десятая часть голодных. Населению ведомо, что наше государство нищее, что у него нет сил прокормить всех голодных… Но мы обращаем внимание нашей власти, что у нас в стране есть большое имущество, сложенное в церквах и монастырях. Мы полагаем, что это имущество достояние всего народа.
Мы думаем, что наш христианский долг сделать так, чтобы это добро послужило на спасение погибающих братьев. Мы просим нашу власть принять меры, чтобы излишнее церковное имущество пошло на прокормление голодных».
(Правда, 1922, 24 февраля)
Из постановления делегатского собрания рабочих петроградского завода «Электросила»: «Клеймим позором князей церкви, ведущих двойственную политику в вопросе помощи голодающим и заявляем им, что всё, что есть в церквах, монастырях, костелах и синагогах является достоянием народа, и власть народа имеет право превратить церковную роскошь в хлеб, дабы иметь спасти умирающих с голоду крестьян»
(Ленинградский партийный архив, ф.16, оп.9, ед.хр.9253, л.13)
Рабочих поддержали верующие, которые призывали провести изъятие ценностей повсеместно: «Проснитесь церковные служители, знайте, что вера гибнет не от большевиков, а от вашего лицемерия. Помните, что если вы теперь не пойдёте походом против царя-голода, несмываемый позор ляжет на вас навеки»
(Революция и церковь, 1922, №1-3, с.61)
На сторону народа встали и некоторые церковные иерархи: нижегородский Евдоким, Саратовский Иов, иркутский Анатолий, вологодский Александр и другие.
Обратите внимание, что мы сейчас находимся в начале церковного раскола, уже в этом же 1922 году от патриарха Тихона откажется несколько епархий и уйдут в раскол. Причина, как понимаете, в нечеловеческом отношении со стороны патриарха к сложившейся ситуации. И сколько бы его не воспевали сегодня церковные историки, как великого святого, это чёрное пятно не смыть.
Под давлением верующих и части духовенства патриарх Тихон разрешил использовать для помощи голодающим мелкие и малоценные вещи: золотой и серебряный лом, кольца и браслеты, подвешенные к иконам и т.п.
Однако брать более ценные предметы: церковные чаши, лампады, оправы икон он запретил, сославшись на церковные догматы, мол на мирские нужды их нельзя использовать, догматы запрещают.
Вот здесь он перед лицом своих же архиереев солгал, они-то прекрасно знали, что это не противоречит христианству. Это потом на суде подтвердили профессора-богословы Кузнецов, Никольский, Бенешевич и некоторые епископы. Ну что это как не низкий поступок?
Между прочим, во время Первой мировой войны церковь обязана была жертвовать ценности: « если власть государственная и церковная пригласит, разрешит, повелит, то церкви и обители без промедления и без колебания, и без сожаления отдадут и медь колоколов, и золото, и серебро и драгоценности икон, и украшение крестов и облачений на нужды войны» (Православный благовестник, 1917, № 5-12, с.84)
То есть на Первую мировую войну церковь не жалела своих средств, в Гражданскую войну благословляла и поддерживала материально белую гвардию и даже разрешало «христолюбивому воинству» пограбить церкви.
Огромное количество соборов и церквей ограбили банды Мамонтова. В своих воспоминаниях бывший белогвардеец И. Калинин вспоминал добычу Мамонтова: «Чего в ней не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты». Большую часть этой добычи белогвардейцы, покидая Россию, вывезли в Югославию. Всё это потом было выставлено на прилавках европейских магазинов.
А Антоний (Храповицкий), когда покидал Россию вместе с Врангелем, ну не с пустыми же руками они уезжали, а потом безбедно жили за границей. А на какие средства Антоний основал Зарубежную церковь?
23 февраля 1922 года, когда уже все продовольственные запасы были исчерпаны, нужно срочно было закупать семена, Советское правительство приняло декрет об изъятии церковных ценностей, который обязывал местные Советы в месячный срок изъять церковное имущество у представителей всех религий: изделия из золота, серебра, драгоценных камней и передать их в органы Наркомфина в фонд Центрального комитета помощи голодающим. При этом рекомендовалось стараться не затрагивать существенно интересы культа.
Изъятие должно было проходить в присутствии верующих. Перечень изъятых ценностей необходимо было размещать в печати с указанием храмов, молелен, синагог и мечетей.
Продолжение во второй части