Одним и самых ярких примеров боевого содружества между русскими и иностранными военнослужащими является деятельность известной французской эскадрильи, а впоследствии – полка «Нормандия-Неман», летчики которой внесли свой неоценимый вклад, как в победу советского народа, так и в изгнание захватчиков из своей страны. Но как они воевали на самом деле? Насколько большим был вклад французских летчиков в общее дело победы над немецким нацизмом. Давайте разбираться.
Как создавалась прославленная эскадрилья?
История прославленной эскадрильи началась в 1942 году. В это время руководитель всего французского сопротивления генерал Шарль де Голль принял решение о том, что французы должны бороться с нацистами на всех направлениях, включая и восточное. Национальным комитетом «Сражающаяся Франция» было выдвинуто предложение Советскому правительству, согласно которому в СССР, для оказания помощи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, планировалось направить французских летчиков и авиамехаников. После одобрения данного предложения началось формирование эскадрильи, предназначенной для отправки на территорию СССР.
Прибытие французских авиаторов в СССР произошло 25 ноября 1942 года, когда на аэродроме города Иваново совершили посадку самолеты «Дуглас» на борту которых находились 14 летчиков и 58 человек технического состава. Поначалу будущая эскадрилья называлась «истребительная группа № 3». Сбор личного состава для нее проходил на Ближнем Востоке. По старой традиции Военно-воздушных сил Франции название подразделения выбиралось самими летчиками. Выбор пал на «Нормандия», в честь провинции, которая среди остальных больше всего пострадала от гитлеровцев в ходе оккупации. Эскадрилья имела и собственный герб – щит красного цвета с двумя золотыми львами и белой стрелой.
Личный состав по национальному признаку был разнообразным. Кроме французов в авиагруппе были потомки русских эмигрантов, евреи и поляки. Среди всех этих людей были и настоящие смельчаки. Три пилота – Марсель Альбер, Альбер Дюран и Марсель Лефевр, перелетели из Африки на боевых самолетах на территорию, контролируемую британцами. Будучи в составе «Нормандии», они получили прозвище «три мушкетера» и вместе сбили свыше 40 самолетов врага.
Вскоре начались занятия по освоению советской техники и умению работать во взаимодействии с советскими коллегами. За 3 месяца учебного курса в Иваново эскадрилья совершила 536 вылетов (218 летных часов). После успешной сдачи экзаменов, совместной советско-французской комиссией было принято решение, что «Нормандия» готова к бою. 22 февраля 1943 г. ее командиром был назначен потомственный авиатор Жан Луи Тюлян. Перед отправкой на фронт тот произнес следующие слова перед своими подчиненными:
«Мы получили самолеты, о которых и мечтать не могли, лучшие советские истребители Як-1. Это действительно острые, неотразимо разящие шпаги чести. Пусть же осеняет нас исконное французское мужество! Мы не сложим оружие, пока хоть один фашист будет топтать землю России и нашу родную землю!».
Весной 1943 года эскадрилья в составе 14 самолетов прибыла на Западный фронт. 22 марта она была включена в состав 20-й бомбардировочной дивизии с целью прикрытия советских пикировщиков Пе-2.
Почему вначале немцы активно сбивали французских летчиков?
Боевое крещение для французов произошло 5 апреля 1943 года, когда в одном бою старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран сбили по одному «Фокке-Вульфу 190». Однако в дальнейшем победы над самолетами Люфтваффе давались ценой горьких потерь. 13 апреля 1943 года стало первым «черным днем» в истории эскадрильи, когда во время жестокой схватки с немецкими истребителями погибли 3 летчика. В дальнейшем число потерь пилотов «Нормандии» стало только увеличиваться. Причиной таких неудач выступало увлечение французскими летчиками так называемой «свободной» охотой, вследствие чего фашистские истребители атаковали смельчаков группами и сбивали их по одному.
Из-за решительности наших французских братьев по оружию биться за смерть своих товарищей, советское командование было вынуждено перебросить эскадрилью в 303-ю истребительную дивизию генерал-майора Г.Н. Захарова. По прибытии на место новой дислокации, «нормандцы» выстроились в линию перед командиром дивизии. Захаров вывел из строя одного из них, и дав французу в руку веник, приказал его разломать. Безуспешно. После чего французу было предложено ломать веник по одной веточке. На этот раз веник был побежден. Так Георгий Нефѐдович объяснил нашим союзникам, что если «мушкетеры «Нормандии»» будут работать сообща, если будет взаимовыручка, то и противнику сложнее будет их уничтожить.
Вскоре началась Курская битва, где летчики эскадрильи «Нормандия» вели ожесточенную борьбу с лучшими немецкими асами и несли новые потери. В этих жарких боях погиб первый командир «Нормандии» Жан Тюлян. Ему на замену пришел Ролан де Пуап, который оставался на этой должности до конца войны. В дальнейшем наше военное руководство установило жесткий контроль над французскими пилотами, в ходе чего те научились взаимодействовать с советскими коллегами. Благодаря этим мерам удалось уменьшить число потерь и повысить боевой уровень братьев по оружию, что положительно сказалось на результативности воздушных боев.
Насколько эффективно сражались французские летчики?
После сражения под Курском эскадрилья принимала участие в освобождении Орла, Брянска, Смоленска. В 1944 году, уже будучи полком, «Нормандия», получив новейшие истребители Як-3, сражалась в небе Белоруссии в ходе стратегической наступательной операции «Багратион», а в последующем громила врага в Прибалтике. За мужество, доблесть и высокую боевую выучку, проявленные в ходе боев по освобождению Литвы и форсированию реки Неман, указом Верховного главнокомандующего советскими войсками полку было присвоено второе название «Неманский». С тех пор он стал именоваться полком «Нормандия-Неман».
На боевом знамени полка красуются советские ордена Красного Знамени и Александра Невского, а также французские: Почетного легиона, Крест войны с шестью пальмами, Крест освобождения и Военная медаль. Многих советских орденов были удостоены летчики полка «Нормандия-Неман». Четверо из них – Марсель Лефевр, Марсель Альбер, Ролан де Пуап и Жак Андре стали Героями Советского Союза. Это были самые результативные асы полка, которые благодаря своим высоким летным качествам, таким как решительность, умение быстро оценить обстановку и мастерство пилотажа, сбили наибольшее количество самолетов врага.
Как советские и французские летчики помогали друг другу?
За время совместной фронтовой жизни советские и французские летчики не раз выручали друг друга, помогали выходить из сложных, порой безвыходных ситуаций, проявляли при этом героизм и высокое самообладание. Но были и случаи, когда друзьями «мушкетеров» становились русские механики, которые обслуживали их боевые машины.
Ярким примером такой крепкой и нерушимой дружбы является случай, произошедший с французским летчиком Морисом де Сейном и советским техником Владимиром Белозубом. Готовясь к перелету на другой аэродром, Сейн поместил коллегу в фюзеляж самолета, чтобы тот полетел вместе с ним. Однако, во время перелета самолет был обстрелян и подбит. В результате повреждения бензопровода в кабину стали проникать пары бензина, которые ослепили пилота. Со своего аэродрома летчику не раз поступали команды покинуть машину, но поскольку у находящегося в фюзеляже Белозуба парашюта не было, Морис принял решение погибнуть, но не бросать друга. После двух неудачных попыток посадить Як на полосу, во время третьего захода самолет потерял управление, врезался в землю и взорвался. Мориса де Сейна и Владимира Белозуба похоронили в одной могиле селе Дубровка.
Данная история показывает нам настоящий пример мужества, преданности, чести и уважения к своему брату по оружию и одновременно другу. В ходе ожесточенной борьбы с нацистами советские и французские летчики одержали ряд блистательных побед и вместе громили неприятеля, очищая наше небо и небо Европы от гитлеровских стервятников. Всего за время боев на советско-германском фронте, летчиками полка «Нормандия-Неман» было совершенно 5240 боевых вылетов и сбито 273 вражеских самолетов. В боях с фашистами сложили свои головы 42 французских героя.
Подводя итог, необходимо отметить, что деятельность полка «Нормандия-Неман» на советском фронте внесла весомый вклад в победу советского народа над фашизмом.
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).