Найти в Дзене
pi14cyber

Метамодерн: идеи для экспериментов

Данная статья не является частью моего труда про метамодерн, что я начал писать два года назад и потихоньку публиковать. Данная статья связана с во-первых с изменением в моих взглядов относительно обсуждаемой темы, и во-вторых с необходимостью практической деятельности находящийся вне рамок моих компетенций. Предлагаю начать по порядку. Общеизвестна демографическая проблема во всех странах мира. Зачастую можно услышать мнение что это образование, карьера и другие блага вытесняют из людей любовь к детям. Именно эти ослиные морковки заставляют потреблять вещи которые не нужны, убиваться об рабочее место. "Зачатие детей это дорого, долго и совершенно мне не нужно" (лично человеку как матери/отцу). Парадоксально что подобные явления встречаются не только в Европе, но и в Китае, и даже в Индии, где рождаемость из года в год снижается бешенными темпами. Я не нашел ни одной страны где индекс рождаемости бы рос. Человечество вымирает, или, можно сказать, вымирает наиболее антинаталистическая
Оглавление

Данная статья не является частью моего труда про метамодерн, что я начал писать два года назад и потихоньку публиковать. Данная статья связана с во-первых с изменением в моих взглядов относительно обсуждаемой темы, и во-вторых с необходимостью практической деятельности находящийся вне рамок моих компетенций. Предлагаю начать по порядку.

Постмодерн не наступил

Общеизвестна демографическая проблема во всех странах мира. Зачастую можно услышать мнение что это образование, карьера и другие блага вытесняют из людей любовь к детям. Именно эти ослиные морковки заставляют потреблять вещи которые не нужны, убиваться об рабочее место. "Зачатие детей это дорого, долго и совершенно мне не нужно" (лично человеку как матери/отцу). Парадоксально что подобные явления встречаются не только в Европе, но и в Китае, и даже в Индии, где рождаемость из года в год снижается бешенными темпами. Я не нашел ни одной страны где индекс рождаемости бы рос. Человечество вымирает, или, можно сказать, вымирает наиболее антинаталистическая его часть.

Может показаться что это действительно связано с модернистскими тенденциями эмансипации женщин, лишения их исключительной ответственности за продолжение рода (если есть должность "няньки", значит нужны дети). Однако, дети в модернистском проекте точно такие же наследники, и светлое "завтра", как и дорога в "вечность" для премодерна. Пики рождаемости приходятся на 70-80ые года прошлого века, когда впервые и заговорили про постмодерн.

Приурочить эти цифры можно к культуре отмены которая тогда начала свои обороты. Молодые немецкие студенты отменяли бывших нацистов которых правительства и ФРГ, и ГДР отказывались люстрировать. Молодые люди которые должны заниматься самореализацией и попутно рожать детей вынуждены были объяснять своим взрослым что нацистов нужно убрать из власти, потому что нацизм может привести к новой войне. А если будет война - смысл рожать? Совершенно понятно что личные страдания этого нового человека, твоего ребенка, во время военного конфликта не так важны (потому что жизнь полна контрастов), и намного важнее, что твой ребенок станет орудием в руках кровожадного правительства, у которого нет принципов. Антинатализм в этом ключе - позиция недоверия. Молчаливый протест против модернистского проекта в контексте продолжающегося соревнования высотами поднятых стягов. У кого стяг ниже - тот проиграл.

Модерн закончился? ДА!
Модерн закончился? ДА!

Обращаясь к истокам - модерн это про "современность", про "новизну", про светлое "завтра" которое нужно достигать "здесь и сейчас". Нельзя сказать что этот девиз модерна был исчерпан или пропал с улиц. Каждый день общественный транспорт в 8 утра ломится под давлением проектов модерна. Главенствующий в современном искусстве постмодерн доступен лишь малой части искусствоведов которые то и дело провозглашают какой-нибудь новый модерн который заканчивает постмодерн, однако все это не имеет ничего общего с конвенциональной реальностью. Обобщив можно сказать что метамодерн (и все другие ультра-мега-архи-крейзи-миднайт и тд модерны) это лишь попытка осознанной борьбы с постмодерном. Попытка отсрочить неизбежную проблему которая будто метеорит приближается к созидательной черте человеческого разума.

Депутаты призывающие граждан рожать больше, отказываться от пагубного образа жизни ради повышения демографии - лицемерно и цинично. Однако, метамодерн как попытка остановить постмодерн, и суперпозиция модернов должен взломать проблему доверия людей к миру, чтобы победить постмодерновый антинатализм. С другой стороны, возможно делать ничего и не надо, ибо как не крути - чем больше постмодерн, тем меньше постмодернистов.

Что делать чтобы отсрочить постмодерн

Ниже обозначены несколько примеров концептуальной деятельности которая, по идее, должна отсрочить постмодерн. Концептуально вся эта деятельность должна производится с непосредственным контролем качества и обратной связью от участвующих. Причем в обязательном порядке для всех, может паспорт забирать (надо подумать).

Новая наивность

Искренность и наивность это не столько недостаток, сколько привилегия. То, что необходимо достигать трудом и потом, открываясь миру. Делая шаги в пропасть которая никогда не ответит взаимностью. Это великая жертва недоступная в мире постмодерна потому что сулит опасностью. Однако, это придется делать. Чтобы люди не сомневались в твоей искренности и могли быть наивными необходимо задать стандарты для творчества таким образом, чтобы у них не было возможности сомневаться. Любая критика и ирония должны быть не уместны в связи с отсутствием несоответствия "месседжа" и формы, которая это содержание передает.

В этой связи у каждого производителя творчества должно быть исчерпывающее описание того что он делает, зачем он это делает, для кого и почему. Концептуализация исходя из собственного опыта позволит не только самому автору искренне задуматься насколько ему нужно это творчество, но и людям вокруг лучше понимать контекст производимого. Это также затрагивает и следующий пункт.

Бытие автора

Когда автор полностью расписал концепцию собственного творчества, у взаимодействующего больше нет возможностей для искажения итогового посыла творчества. Автор вновь становится не безформенной фигурой на задворках, а живым участником смыслообразования, давая жизнь концепциям которые могли жить в произведении, и убивая то, что не имел в виду.

Метамодернистским может стать также принцип полной публичности внутренней работы автора. В эпоху нейросетей этот принцип обретает еще большую актуальность, так как никто и никогда не может знать что он не нейросеть (напишите в комментариях какую часть этой статьи написала нейросеть). Поэтому сейчас нужно больше доказательств авторства, нужно больше доказательств жизни и смерти автора. И поэтому необходим деанон.

Но деанон не столько через имя, фамилию, паспорт, СНИЛС и номер телефона (все из которых можно подделать). Сколько через то что подделать никак не получится (ну или хотя-бы можно будет проверить на псевдослучайность) - биологические маркеры, внешний вид, движение глаз. Т.е. общедоступную запись полного процесса сотворения творческого произведения которая также будет содержать и биологические маркеры автора. И чем больше маркеров можно будет отследить - тем лучше (вплоть до взятия образцов крови каждый час).

Стоит сказать что принцип "бытия" должен распространяться также и на зрителя, так как он становится настолько же неотъемлемой частью творчества, насколько им становится автор.

Конвенциональная реальность

Слабость привычных языковых конструктов введенных еще Аристотелем и Платоном показывают свою слабость уже сегодня. Это проявляется прежде всего в психологии (где есть кризис воспроизводимости), в квантовой физике (где есть непредставимость (невозможно провести понятные аналогии между квантовыми процессами и жизнью доступной в ощущениях), принцип дополнительности), и в других гуманитарных науках где подходы категоризации и концептуализации обычно достаточно дискуссионны. В этой связи необходимо понять действительно ли описательная система человека ограничена. Для этого необходимо поставить серию экспериментов:

  1. Показать ограниченность способности человека к описанию. Для этого необходимо создать некий предмет и наделить его максимальным количеством свойств. Температура, радиация, влажность, свечение, сладость и тд. И предложить взаимодействующим придумать одно слово описывающее этот предмет. Ну а после провести голосование среди всех участвующих для выявления наиболее жизнеспособных вариантов.
  2. Показать ограниченность человека в выражении того что он видит. Создать 10 различных предметов одного цвета. Предлагать группе людей прочитать описание предмета, а после найти его. Угадали ли они тот же этот предмет, или нет. Номер предмета к выдаче агрегировать псевдослучайным образом.
  3. Показать ограниченность способности человека к созданию принципиально нового. Создать некий предмет и предложить людям нововведение которое бы улучшило визуальное восприятие предмета. Собрать статистику.
  4. дополняется... предлагайте варианты...

Чистое творчество

Сегодня творческая сфера полна людьми которые погрязли в экзогенных стимулах неискренности. Употребление веществ которые изменяют сознание (не обязательно наркотики) и вводят человека в "творческое состояние" по сути лишают человека искренности.

При этом нельзя забывать про то, кто решает о жизнеспособности того или иного творчества. Зрители, которые через эмпатию воспринимают то или иное произведение лучше будут понимать именно тех творцов, которые имеют схожий опыт. И более того, чем ближе зритель к состоянию измененного сознания творца - тем ярче будет опыт переживания взаимодействия с предметом искусства.

Из-за этого искусство и творчество трезвенников может казаться людям пресным, заурядным, не интересным. Люди хотят видеть в искусстве оторванность от реальности, но именно такой, какой они сами переживали. С помощью веществ, алкоголя, кофе, сигарет и других глубоко деструктивных вещей. В условиях неравной конкуренции нужно консолидироваться и создавать возможности для продвижения "чистого творчества", которому не нужны экзогенные причины.

В этом контексте предлагается не только продвигать творцов что создают агитки, но и тех, кто регулярно предоставляет биомаркеры доказывающие их "чистоту".

В случае успеха подобная творческая гигиена позволит существенно изменить образ творца укоренившегося в низменном гедонизме.

Инклюзивность

Сегодня у любого человека есть возможность создавать свои смыслы и вещать их на огромную аудиторию. Однако проблема заключается в том, что сегодня эти стремления крайне индивидуалистичны. Получается лебедь, рак и щука в масштабе миллиардов людей, которые иногда совершенно случайно консолидируются. В этой бесконечной путанице теряется онтологическая преемственность нового по отношению к существующему. При этом нельзя полностью исключать индивидуальное влияние и интерес как движущие факторы.

Отчасти подобный принцип реализован в википедии, однако она полностью лишена как онтологической преемственности (диаграммы онтологических связей), так и какого либо индивидуального влияния. В этой связи необходимо создать сервис который позволит людям после авторизации создавать труды, иметь просмотры и при этом совместно вводить новые правки, комментировать отдельные моменты. Для правки и комментирования придется лайкнуть...

Новые смыслы

Когда-то давно проекты модерна пытались поставить на благо государства искусство создавая сильнейшую пропаганду за всю историю человечества с помощью кино, радио и агитационных плакатов. Поэты декламировали хвалу политическим авантюристам, художники рисовали то, как героически оборванцы и заговорщики убивали интеллигенцию и аристократию.

Пора поставить искусство на службу человеку. И с помощью науки возможно найти такую форму и такое содержание, которое позволит улучшить жизнь каждого отдельного человека, стать подспорьем в борьбе с трудностями. Вот несколько концепций:

  1. Музыка увеличивающая продуктивность при работе.
    Известно что многие люди интеллектуального труда зачастую используют музыку как "альтернативную тишину". Им иногда важно что именно играет (зависит от контекста), однако в целом лучше всего подходит один и тот же плейлист заслушанный годами по несколько раз. Предлагается залезть внутрь и обратиться к музыкальной психологии в когнитивном аспекте. Изучить какие частоты, звуки, ритмы позволяют лучше всего решать интеллектуальные задачи и быть продуктивным, чувствовать себя хорошо. После этого исходя из результатов исследования создавать альбомы продуктивности которые будут слушать все.
  2. Предмет который прямо во время просмотра позволяет совершать некую зарядку для глаз/для мозга.
    Некоторые окулисты рекомендуют производить для людей сидящих за компьютером зарядку для глаз раз в полчаса. Такая зарядка заключается в последовательной фокусировке на дальних и ближних предметах по очереди. Такая зарядка не только снижает деструктивное влияние на зрение, но и в целом улучшает самочувствие за счет лучшего кровоснабжения. Возможно стоит сделать экспонат который производит подобную зарядку при взаимодействии.
  3. Фильм раскрывающий невиртуальность цифровой реальности.
    Многие люди ассоциируют ныне популярные термины "виртуальная реальность", "искусственный интеллект" с фантастикой из прошлого века. Будто это действительно выкачивание сознания, или ожившая машина. Стоит четко обозначить границу между этими понятиями и тем, что есть в жизни, разрушить рекламный стереотип. Для этого можно снять фильм сюжет которого сначала разворачивается полностью в виртуальной реальности (например в ГТА РП), а потом развязывается в жизни. Где те же люди становятся жертвами неких обстоятельств заставляющих по-новому раскрыть их "виртуальный" опыт. С искусственным интеллектом может быть сюжет о том, как террористы взломали какой-либо ИИ и заставляли делать его некие ужасные вещи. И люди увидя это будут думать что ИИ ожил и взбунтовался, до конца не думая что ситуация намного проще, и требуется лишь выдернуть розетку....
  4. Список дополняется...

Статья будет редактироваться по ходу моей мысли и критики которую дадут небезразличные добрые люди... Критикуйте пожалуйста...