Данная статья не является частью моего труда про метамодерн, что я начал писать два года назад и потихоньку публиковать. Данная статья связана с во-первых с изменением в моих взглядов относительно обсуждаемой темы, и во-вторых с необходимостью практической деятельности находящийся вне рамок моих компетенций. Предлагаю начать по порядку.
Постмодерн не наступил
Общеизвестна демографическая проблема во всех странах мира. Зачастую можно услышать мнение что это образование, карьера и другие блага вытесняют из людей любовь к детям. Именно эти ослиные морковки заставляют потреблять вещи которые не нужны, убиваться об рабочее место. "Зачатие детей это дорого, долго и совершенно мне не нужно" (лично человеку как матери/отцу). Парадоксально что подобные явления встречаются не только в Европе, но и в Китае, и даже в Индии, где рождаемость из года в год снижается бешенными темпами. Я не нашел ни одной страны где индекс рождаемости бы рос. Человечество вымирает, или, можно сказать, вымирает наиболее антинаталистическая его часть.
Может показаться что это действительно связано с модернистскими тенденциями эмансипации женщин, лишения их исключительной ответственности за продолжение рода (если есть должность "няньки", значит нужны дети). Однако, дети в модернистском проекте точно такие же наследники, и светлое "завтра", как и дорога в "вечность" для премодерна. Пики рождаемости приходятся на 70-80ые года прошлого века, когда впервые и заговорили про постмодерн.
Приурочить эти цифры можно к культуре отмены которая тогда начала свои обороты. Молодые немецкие студенты отменяли бывших нацистов которых правительства и ФРГ, и ГДР отказывались люстрировать. Молодые люди которые должны заниматься самореализацией и попутно рожать детей вынуждены были объяснять своим взрослым что нацистов нужно убрать из власти, потому что нацизм может привести к новой войне. А если будет война - смысл рожать? Совершенно понятно что личные страдания этого нового человека, твоего ребенка, во время военного конфликта не так важны (потому что жизнь полна контрастов), и намного важнее, что твой ребенок станет орудием в руках кровожадного правительства, у которого нет принципов. Антинатализм в этом ключе - позиция недоверия. Молчаливый протест против модернистского проекта в контексте продолжающегося соревнования высотами поднятых стягов. У кого стяг ниже - тот проиграл.
Обращаясь к истокам - модерн это про "современность", про "новизну", про светлое "завтра" которое нужно достигать "здесь и сейчас". Нельзя сказать что этот девиз модерна был исчерпан или пропал с улиц. Каждый день общественный транспорт в 8 утра ломится под давлением проектов модерна. Главенствующий в современном искусстве постмодерн доступен лишь малой части искусствоведов которые то и дело провозглашают какой-нибудь новый модерн который заканчивает постмодерн, однако все это не имеет ничего общего с конвенциональной реальностью. Обобщив можно сказать что метамодерн (и все другие ультра-мега-архи-крейзи-миднайт и тд модерны) это лишь попытка осознанной борьбы с постмодерном. Попытка отсрочить неизбежную проблему которая будто метеорит приближается к созидательной черте человеческого разума.
Депутаты призывающие граждан рожать больше, отказываться от пагубного образа жизни ради повышения демографии - лицемерно и цинично. Однако, метамодерн как попытка остановить постмодерн, и суперпозиция модернов должен взломать проблему доверия людей к миру, чтобы победить постмодерновый антинатализм. С другой стороны, возможно делать ничего и не надо, ибо как не крути - чем больше постмодерн, тем меньше постмодернистов.
Что делать чтобы отсрочить постмодерн
Ниже обозначены несколько примеров концептуальной деятельности которая, по идее, должна отсрочить постмодерн. Концептуально вся эта деятельность должна производится с непосредственным контролем качества и обратной связью от участвующих. Причем в обязательном порядке для всех, может паспорт забирать (надо подумать).
Новая наивность
Искренность и наивность это не столько недостаток, сколько привилегия. То, что необходимо достигать трудом и потом, открываясь миру. Делая шаги в пропасть которая никогда не ответит взаимностью. Это великая жертва недоступная в мире постмодерна потому что сулит опасностью. Однако, это придется делать. Чтобы люди не сомневались в твоей искренности и могли быть наивными необходимо задать стандарты для творчества таким образом, чтобы у них не было возможности сомневаться. Любая критика и ирония должны быть не уместны в связи с отсутствием несоответствия "месседжа" и формы, которая это содержание передает.
В этой связи у каждого производителя творчества должно быть исчерпывающее описание того что он делает, зачем он это делает, для кого и почему. Концептуализация исходя из собственного опыта позволит не только самому автору искренне задуматься насколько ему нужно это творчество, но и людям вокруг лучше понимать контекст производимого. Это также затрагивает и следующий пункт.
Бытие автора
Когда автор полностью расписал концепцию собственного творчества, у взаимодействующего больше нет возможностей для искажения итогового посыла творчества. Автор вновь становится не безформенной фигурой на задворках, а живым участником смыслообразования, давая жизнь концепциям которые могли жить в произведении, и убивая то, что не имел в виду.
Метамодернистским может стать также принцип полной публичности внутренней работы автора. В эпоху нейросетей этот принцип обретает еще большую актуальность, так как никто и никогда не может знать что он не нейросеть (напишите в комментариях какую часть этой статьи написала нейросеть). Поэтому сейчас нужно больше доказательств авторства, нужно больше доказательств жизни и смерти автора. И поэтому необходим деанон.
Но деанон не столько через имя, фамилию, паспорт, СНИЛС и номер телефона (все из которых можно подделать). Сколько через то что подделать никак не получится (ну или хотя-бы можно будет проверить на псевдослучайность) - биологические маркеры, внешний вид, движение глаз. Т.е. общедоступную запись полного процесса сотворения творческого произведения которая также будет содержать и биологические маркеры автора. И чем больше маркеров можно будет отследить - тем лучше (вплоть до взятия образцов крови каждый час).
Стоит сказать что принцип "бытия" должен распространяться также и на зрителя, так как он становится настолько же неотъемлемой частью творчества, насколько им становится автор.
Конвенциональная реальность
Слабость привычных языковых конструктов введенных еще Аристотелем и Платоном показывают свою слабость уже сегодня. Это проявляется прежде всего в психологии (где есть кризис воспроизводимости), в квантовой физике (где есть непредставимость (невозможно провести понятные аналогии между квантовыми процессами и жизнью доступной в ощущениях), принцип дополнительности), и в других гуманитарных науках где подходы категоризации и концептуализации обычно достаточно дискуссионны. В этой связи необходимо понять действительно ли описательная система человека ограничена. Для этого необходимо поставить серию экспериментов:
- Показать ограниченность способности человека к описанию. Для этого необходимо создать некий предмет и наделить его максимальным количеством свойств. Температура, радиация, влажность, свечение, сладость и тд. И предложить взаимодействующим придумать одно слово описывающее этот предмет. Ну а после провести голосование среди всех участвующих для выявления наиболее жизнеспособных вариантов.
- Показать ограниченность человека в выражении того что он видит. Создать 10 различных предметов одного цвета. Предлагать группе людей прочитать описание предмета, а после найти его. Угадали ли они тот же этот предмет, или нет. Номер предмета к выдаче агрегировать псевдослучайным образом.
- Показать ограниченность способности человека к созданию принципиально нового. Создать некий предмет и предложить людям нововведение которое бы улучшило визуальное восприятие предмета. Собрать статистику.
- дополняется... предлагайте варианты...
Чистое творчество
Сегодня творческая сфера полна людьми которые погрязли в экзогенных стимулах неискренности. Употребление веществ которые изменяют сознание (не обязательно наркотики) и вводят человека в "творческое состояние" по сути лишают человека искренности.
При этом нельзя забывать про то, кто решает о жизнеспособности того или иного творчества. Зрители, которые через эмпатию воспринимают то или иное произведение лучше будут понимать именно тех творцов, которые имеют схожий опыт. И более того, чем ближе зритель к состоянию измененного сознания творца - тем ярче будет опыт переживания взаимодействия с предметом искусства.
Из-за этого искусство и творчество трезвенников может казаться людям пресным, заурядным, не интересным. Люди хотят видеть в искусстве оторванность от реальности, но именно такой, какой они сами переживали. С помощью веществ, алкоголя, кофе, сигарет и других глубоко деструктивных вещей. В условиях неравной конкуренции нужно консолидироваться и создавать возможности для продвижения "чистого творчества", которому не нужны экзогенные причины.
В этом контексте предлагается не только продвигать творцов что создают агитки, но и тех, кто регулярно предоставляет биомаркеры доказывающие их "чистоту".
В случае успеха подобная творческая гигиена позволит существенно изменить образ творца укоренившегося в низменном гедонизме.
Инклюзивность
Сегодня у любого человека есть возможность создавать свои смыслы и вещать их на огромную аудиторию. Однако проблема заключается в том, что сегодня эти стремления крайне индивидуалистичны. Получается лебедь, рак и щука в масштабе миллиардов людей, которые иногда совершенно случайно консолидируются. В этой бесконечной путанице теряется онтологическая преемственность нового по отношению к существующему. При этом нельзя полностью исключать индивидуальное влияние и интерес как движущие факторы.
Отчасти подобный принцип реализован в википедии, однако она полностью лишена как онтологической преемственности (диаграммы онтологических связей), так и какого либо индивидуального влияния. В этой связи необходимо создать сервис который позволит людям после авторизации создавать труды, иметь просмотры и при этом совместно вводить новые правки, комментировать отдельные моменты. Для правки и комментирования придется лайкнуть...
Новые смыслы
Когда-то давно проекты модерна пытались поставить на благо государства искусство создавая сильнейшую пропаганду за всю историю человечества с помощью кино, радио и агитационных плакатов. Поэты декламировали хвалу политическим авантюристам, художники рисовали то, как героически оборванцы и заговорщики убивали интеллигенцию и аристократию.
Пора поставить искусство на службу человеку. И с помощью науки возможно найти такую форму и такое содержание, которое позволит улучшить жизнь каждого отдельного человека, стать подспорьем в борьбе с трудностями. Вот несколько концепций:
- Музыка увеличивающая продуктивность при работе.
Известно что многие люди интеллектуального труда зачастую используют музыку как "альтернативную тишину". Им иногда важно что именно играет (зависит от контекста), однако в целом лучше всего подходит один и тот же плейлист заслушанный годами по несколько раз. Предлагается залезть внутрь и обратиться к музыкальной психологии в когнитивном аспекте. Изучить какие частоты, звуки, ритмы позволяют лучше всего решать интеллектуальные задачи и быть продуктивным, чувствовать себя хорошо. После этого исходя из результатов исследования создавать альбомы продуктивности которые будут слушать все. - Предмет который прямо во время просмотра позволяет совершать некую зарядку для глаз/для мозга.
Некоторые окулисты рекомендуют производить для людей сидящих за компьютером зарядку для глаз раз в полчаса. Такая зарядка заключается в последовательной фокусировке на дальних и ближних предметах по очереди. Такая зарядка не только снижает деструктивное влияние на зрение, но и в целом улучшает самочувствие за счет лучшего кровоснабжения. Возможно стоит сделать экспонат который производит подобную зарядку при взаимодействии. - Фильм раскрывающий невиртуальность цифровой реальности.
Многие люди ассоциируют ныне популярные термины "виртуальная реальность", "искусственный интеллект" с фантастикой из прошлого века. Будто это действительно выкачивание сознания, или ожившая машина. Стоит четко обозначить границу между этими понятиями и тем, что есть в жизни, разрушить рекламный стереотип. Для этого можно снять фильм сюжет которого сначала разворачивается полностью в виртуальной реальности (например в ГТА РП), а потом развязывается в жизни. Где те же люди становятся жертвами неких обстоятельств заставляющих по-новому раскрыть их "виртуальный" опыт. С искусственным интеллектом может быть сюжет о том, как террористы взломали какой-либо ИИ и заставляли делать его некие ужасные вещи. И люди увидя это будут думать что ИИ ожил и взбунтовался, до конца не думая что ситуация намного проще, и требуется лишь выдернуть розетку.... - Список дополняется...
Статья будет редактироваться по ходу моей мысли и критики которую дадут небезразличные добрые люди... Критикуйте пожалуйста...