Найти в Дзене
ЭСТАФЕТА

Свадебный переполох-83 или Заманчивое предложение. Рассказ Сергея Лавренюка.

«Ты это серьёзно?»–
голос Саши Жилина звучал слегка насмешливо,-
«Завтра затемно первым автобусом на Савеловский и первой электричкой до Яхромы?
Потом рейсовым ПАЗиком до Парамонова Оврага и в непролазной крапиве установить десяток КП в точках без бирок? А потом по жуткой жаре их снять? Что-нибудь ещё?» Я вспомнил, для кого мы готовим дистанцию, и добавил:
«Денег никто никаких не заплатит. Зато я гарантирую, что участники будут плеваться в адрес постановщиков дистанции и обзывать их самыми грязными ругательствами.» И в ответ я услышал: «Заманчивое предложение, не могу отказаться!». Эта история началась, когда я был ещё школьником. В далеком 1971 году моего старшего товарища Андрея Лосева допустили к взрослому чемпионату Москвы, как чемпиона среди школьников. Чтобы набирался опыта. Через пару дней на нашей тренировке он поделился со мной и остальными своими впечатлениями. Еще до старта его внимание привлек один спортсмен, который сосредоточенно делал разминку. Это тогда было необычно. А

«Ты это серьёзно?»–
голос Саши Жилина звучал слегка насмешливо,-
«Завтра затемно первым автобусом на Савеловский и первой электричкой до Яхромы?
Потом рейсовым ПАЗиком до Парамонова Оврага и в непролазной крапиве установить десяток КП в точках без бирок? А потом по жуткой жаре их снять? Что-нибудь ещё?»

Я вспомнил, для кого мы готовим дистанцию, и добавил:
«Денег никто никаких не заплатит. Зато я гарантирую, что участники будут плеваться в адрес постановщиков дистанции и обзывать их самыми грязными ругательствами.»

И в ответ я услышал: «Заманчивое предложение, не могу отказаться!».

Эта история началась, когда я был ещё школьником. В далеком 1971 году моего старшего товарища Андрея Лосева допустили к взрослому чемпионату Москвы, как чемпиона среди школьников. Чтобы набирался опыта.

Через пару дней на нашей тренировке он поделился со мной и остальными своими впечатлениями. Еще до старта его внимание привлек один спортсмен, который сосредоточенно делал разминку. Это тогда было необычно. Андрей решил присмотреться и запомнить. И сейчас повторил с нами все упражнения, что заняло более получаса. Я старательно всё повторял, а в конце упражнений Андрей сказал, что спортсмена зовут Александр Жилин, и он стал чемпионом в тот день.

Из брошюры "Московское ориентирование. Имена"
Из брошюры "Московское ориентирование. Имена"

Я тогда запомнил эту фамилию и потом иногда восхищённо отыскивал её в верхних строчках протоколов. Мне тоже хотелось чему-нибудь у него поучиться. Но этому не суждено было сбыться… Следующий год в Москве все соревнования были отменены по причине пожароопасной обстановки, а еще через некоторое время Жилин прекратил участвовать в соревнованиях, говорили, что у него резко развилась близорукость. И вот через 12 лет он говорит со мной по телефону, и, кажется, готов преподнести мне ещё один урок. Урок беззаветной любви к нашему спорту.

Мне действительно дозарезу нужен был помощник для постановки дистанции отборочных соревнований команды Москвы на Союз в Латвию.

В 1983 году из-за возрастного ценза я уже не претендовал в сборную Москвы на Союз, но меня пригласили в московский тренсовет «играющим тренером», который видит и оценивает кандидатов в сборную непосредственно в лесу.

Окончательное формирование команды было запланировано на июльских сборах в Кавголово, но тренсовет решил, что в субботу 28 мая нужно провести специальные отборочные соревнования с малым количеством участников и большим трёхминутным стартовым интервалом, как это происходит на Чемпионате Союза.

Союз в Латвии предполагался в Сигулде - районе с хорошим перепадом высот и обильной крапивой, так наш выбор пал на «Парамонов Овраг» (сейчас это массив напротив горнолыжных центров Степаново и Волен), славящийся именно этими характеристиками.

Опушка леса в районе старта отбора.
Опушка леса в районе старта отбора.

Небольшой тираж этой карты остался ещё с 1980 года, иногда тренировавшиеся там друзья из МосОбласти утверждали, что в принципиальной корректировке она до сих пор не нуждается. Несоответствие проходимости (точнее – непроходимости) леса – не в счёт, об этом можно было просто устно предупредить участников. А подготовить и поставить дистанцию поручили мне, поскольку остальные члены тренсовета были уже в возрасте и сомневались в своих силах. Или же они просто экономили их перед престижным «Призом Центрального Телевидения» в Зеленограде, назначенным на следующий день, в воскресенье. На «Призе ЦТ» ветеранские группы чествовались наравне с сильнейшими, так что был большой соблазн оказаться на пьедестале перед телекамерами.

Я очень переживал. Плохая дистанция на такой местности могла испортить спортсменам весь сезон, а мне – репутацию. Очевидцы утверждали, что в 1980 году именно на этой карте после изнурительного финиша в гору легендарный Валерий Игнатенко на заботливый вопрос судьи: «Ну, как вам дистанция?» вместо ответа стал демонстративно рвать карту со словами: «Да будьте вы все прокляты!». Подобного допустить было нельзя.

Я провёл несколько часов над картами, спланировал максимально корректные дистанции, даже уже нанёс их красной шариковой авторучкой на несколько десятков карт, но выбраться хоть раз на местность никак не получалось.

Рассчитывать на привычную мне «братскую» помощь Мишки я не мог сразу по двум обстоятельствам. Во-первых, он тоже отбирался, так что поручить ему я мог бы только снятие КП. А во-вторых, как раз накануне соревнований, в пятницу, была запланирована его свадьба с Таней, тоже входящей в круг кандидаток в сборную Москвы.

Я - свидетель! Накануне отборочных соревнований.
Я - свидетель! Накануне отборочных соревнований.

То есть, в пятницу – церемония и ресторан с родственниками (и мне там быть обязательно, я -свидетель!), а в субботу для друзей-подруг и спортивной общественности – праздничная «поляна» в лесу сразу по окончанию этого отборочного старта.

Импровизированный банкет всё-таки состоялся.
Импровизированный банкет всё-таки состоялся.

Вот так наступила пятница и я понял, что не справлюсь. В таком непролазном лесу мне ни за что не удастся завтра утром поставить мужскую и женскую дистанции за разумное время!

Можно было бы просто отменить отбор, ничего страшного не произошло бы. Но как же «свадебное» мероприятие с друзьями? Тоже отменять? На это я пойти не мог!

Нужно было искать помощника. И он должен быть не только в хорошей физической кондиции (чтобы быстро повесить пункты), но и безукоризненным в технике ориентирования, чтобы с первого захода точно выйти на все точки в незнакомом лесу.

Проблема заключалась в том, что все, кто удовлетворял этим требованиям, планировали сами участвовать в отборе, и в этом я убедился, совершив десяток пробных телефонных звонков. Даже снимать никто не соглашался. Похоже было, что все хотят после финиша приветствовать «молодых», а не бродить по крапиве.

Ситуация была патовая.

Какие ассоциативные связи сработали в моей голове, я не знаю, но в памяти неожиданно всплыла фамилия «Жилин». Через третьи руки я разузнал телефон, и вот уже представляюсь:

«Я Сергей Лавренюк, Вы меня, наверное, не знаете, зато я много о Вас слышал, и у меня есть просьба…»

Так и произошёл диалог, окончание которого приведено в начале этого рассказа.

Саша согласился! И это восстановило во мне веру в человечество!!!

28 мая 1983, 1 тур отбора в команду Москвы на чемпионат в Сигулде. Красным – женская трасса, синим – мужская. Хорошие получились дистанции, правда?
28 мая 1983, 1 тур отбора в команду Москвы на чемпионат в Сигулде. Красным – женская трасса, синим – мужская. Хорошие получились дистанции, правда?

До сих пор считаю, что мы справились отлично, я убедился, что мастерство чемпиона Москвы-71 не померкло с годами. Дистанция была поставлена вовремя, я ограничился лишь несколькими незаметными правками в картах. А призмы Жилин разместил так, что от нахождения каждого КП (да и вообще от прохождения всей дистанции) у участников возникало ощущение гордости и удачи. Так что про упомянутые плевки и ругательства сейчас уже не помню, видимо их было не очень много.

И даже с крапивой мы справились, хоть в конце мая она была особо ядрёная. Я извлёк из кладовки коробку английских булавок и полиэтиленовую плёнку для теплиц, разрезал её на полосы, сформировал индивидуальные щитки и попытался выдавать их вместе с номерами. Все со смехом отказывались, и перед самым стартом мне пришлось пойти на крайние меры. Я расположился в стартовом коридоре и лично проверял степень защиты у каждого участника. Если возникали сомнения, то я тут же прикреплял булавками полиэтилен к штанам в местах, закрывающих наиболее чувствительные зоны. Вот так я получил шанс прикоснуться к стройным ножкам дюжины очаровательных девушек и не преминул им воспользоваться! Не каждый день такое случается.

Крапиву мы победили, а вот без травм всё-таки не обошлось. Наташа, член сборной Москвы, упала на пенёк в папоротнике и серьёзно рассекла кожу прямо на лице. К счастью, в тот раз обошлось без накладывания швов; она даже завершила дистанцию и после финиша вместе со всеми принимала участие в угощении на «накрытой поляне». Подруги со смехом пели утешительные частушки:

«Шрам на роже, шрам на роже
для мужчин всего дороже!».

С этим импровизированным банкетом, да и вообще с организацией, нам очень помогли наши родители и их друзья; они приехали на двух «Жигулях», привезли всё необходимое и даже устроили челночную доставку от электричек к старту и, главное, обратно тех, кто не успел на рейсовый автобус. Помню, что курсировали три машины, возможно, что помогал ещё кто-то из ориентировщиков.

Молодые покинули место отбора последними
Молодые покинули место отбора последними

Стартовый городок постепенно пустел, мы с Жилиным снимали дистанцию, брат и родители терпеливо нас дожидались. Мы покинули поляну уже в лучах заката.

На следующий день почти вся компания снова встретилась в Зеленограде на Призе ЦТ, где красивым хеппи-эндом и свадебным подарком стала победа новобрачной в женской «Элите».

Заметка о Зеленоградском Призе ЦТ в "Московском Комсомольце". У мужчин никто из первой десятки нашего отбора в призёры не попал.
Заметка о Зеленоградском Призе ЦТ в "Московском Комсомольце". У мужчин никто из первой десятки нашего отбора в призёры не попал.

А отбор… Отбор, мы провели хорошо, объективно:

Ровно через неделю на марафонском Чемпионате Москвы Толик Белов снова выиграет, а брат тоже станет третьим. В итоге эстафету в Сигулде побегут Белов, Лавренюк, Вышкварко и Туленков.
Ровно через неделю на марафонском Чемпионате Москвы Толик Белов снова выиграет, а брат тоже станет третьим. В итоге эстафету в Сигулде побегут Белов, Лавренюк, Вышкварко и Туленков.

Правда, на Союзе эта команда провалилась. Там, в Сигулде, странная была ситуация, особенно с мужчинами. Получилось, что Москва выставила второй состав, поскольку сильнейшие динамовцы (Сергей Симакин и Иван Кузьмин) вообще не смогли участвовать из-за сроков Динамиады, а сильнейшему армейцу (Виктору Сотникову) из-за травмы пришлось отказаться от эстафеты. Кстати (случайно или нет), никто из этих троих в нашем отборе и не участвовал.

В Латвии выступала фактически студенческая (пусть и тщательно отобранная) команда, там у них не было шансов – последнее место в первый день и предпоследнее в эстафете. Чуть не вылетели из высшей лиги.

Латвийская земля снова оказалась непокорённой.

Больше меня в московский тренсовет не приглашали, хоть через два года я всё-таки стал тренером Чемпиона СССР.