Найти в Дзене
Святые места

Есть ли в Библии ошибки и противоречия? Честный ответ батюшки

Вопрос: «Если Библия — это слово Божье, откуда в ней ошибки и противоречия?» Игумен Лука (Степанов): Ошибки и противоречия — в нашей жизни, в нашей речи, а Библия свята, чиста и совершенна. Эти кажущиеся ошибки или противоречия всегда есть только свидетельства нашей ограниченности и, прежде всего, недостатка нашей собственной веры. Когда святитель Филарет говорит: «Если бы сказано было в Библии, что не рыба Иону проглотила, а Иона огромную рыбу, то и это можно было бы с простотой и ясностью принять на веру, если это слово Божье». Дух дышит, где хочет, только некоторые жемчужины словесные остаются нам от Духа в свидетельство Его действия и на память об Его указаниях. Они бывают немногочисленны, но отражают неизмеримую для ума человеческого, величественную Божественную премудрость, которая для нас с вами бесконечно недосягаема. Только в тех малых откровениях, которые запечатлены в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, мы принимаем истину, не столько подвергая исследованию, анализ

Вопрос:

«Если Библия — это слово Божье, откуда в ней ошибки и противоречия?»

Игумен Лука (Степанов):

Ошибки и противоречия — в нашей жизни, в нашей речи, а Библия свята, чиста и совершенна. Эти кажущиеся ошибки или противоречия всегда есть только свидетельства нашей ограниченности и, прежде всего, недостатка нашей собственной веры.

Когда святитель Филарет говорит:

«Если бы сказано было в Библии, что не рыба Иону проглотила, а Иона огромную рыбу, то и это можно было бы с простотой и ясностью принять на веру, если это слово Божье».

Дух дышит, где хочет, только некоторые жемчужины словесные остаются нам от Духа в свидетельство Его действия и на память об Его указаниях. Они бывают немногочисленны, но отражают неизмеримую для ума человеческого, величественную Божественную премудрость, которая для нас с вами бесконечно недосягаема.

Только в тех малых откровениях, которые запечатлены в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, мы принимаем истину, не столько подвергая исследованию, анализу, расчленению ее в этих словах Священного Писания, а, как говорил святитель Феофан, не толкование нужно прилагать к словам Священного Писания, особенно Евангелия, а благоговейное размышление, где каждый шаг и каждое слово Господа есть торжественное свидетельство Его Божества. Вот для чего зафиксированы слова Священного Писания, особенно Нового Завета, особенно Евангелия.

При этом нужно понимать и то, что ветхозаветные писания, о которых сказано уже в новозаветные времена, что все писание богодухновенно и полезно для врачевания или спасения души. И слова самого Господа: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» — а закон это и есть свод ветхозаветных книг. И так по-духовному надлежит видеть все те определения, те образы и примеры, которыми наполнил Дух Святой книги Священного Писания.

Но при этом надо помнить, что Ветхий Завет – не полнота истины, а только путь к ней. Не случайно апостол Павел называет ветхозаветные писания «педагогом, детоводителем ко Христу». Педагог был в древности тот слуга, который только приводил к дидаскалу, к учителю, а не сам учитель. Подлинный свет богопознания является для нас в Новом Завете. Соответственно, и важность этих священных слов для нас бесконечна, бесценна.

В Новом Завете есть и свидетельства благодатных совершений Духа Святого в первенствующей церкви, есть и откровения о последних событиях мировой истории, но есть и четвероевангелие, в котором наш Спаситель, главные события мировой истории, высшая форма откровений Бога о самом себе представлена во всей своей красе и совершенном свете. Нет никаких противоречий или ошибок ни в словах Господа, ни в образе Его, ни в способах словесного отражения их в священных страницах Писания.

Потому всякие недоумения, которые встречаются новоначальным, всякие кажущиеся противоречия, которые не может объяснить неискушенный в толковании слова Божьего, являются детской болезнью, сомнением, маловерием на пути Богопознания.

Врачуются эти недоумения чтением святых отцов, их толкованием на Священное Писание, ибо надо помнить, что именно Священное Предание настолько объемлет собой всю жизнь церкви, что даже Священное Писание есть одна из ее форм. Потому и понимать Священное Писание надлежит в духе Предания.

Когда этот дух Предания будет тебе сопричастен, когда именно в его глубинах ты будешь находить изъяснения всех или других страниц, или слов, или недоумений, у тебя возникших в Священном Писании, то все очень быстро станет на свои места, и Писание будет для тебя тем, чем и должно быть, чем оно и подлинно является — Словом Божьим, Светом, просвещающим всякого человека, грядущего в мир.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: