Найти в Дзене

Как искать здоровую школу?

За несколько лет, кажется, я выработала универсальный совет, за который уже не раз получила благодарный отклик. Да, вот прямо так люди и говорят: «Спасибо большое, воспользовалась твоим советом год назад, не прогадала в выборе школы». Понимаю, что в поселении, где три избы и одна школа, мой совет не работает, но в таких условиях и вопрос «как искать» задавать странно. А там, где есть выбор – вполне. Итак, я советую идти разговаривать. В саму школу. Ни в коем случае не собирать отзывы. Ну или если собирать, то только среди людей, с которыми вы совпадаете в идеологии, в ценностях, в понимании допустимости / недопустимости поведения педагога. Я, например, помню, как в классе, в котором мой сын учился первые два года «началки» и где была травля, была одна очень странная учительница по ритмике. Скорее всего, там что-то нездоровое было, но она могла орать, швырять вещи, любила разложить дневники на две стопки и объявить, что в одной какие-то «недоученики», во второй «нормальные» в зависимост
Источник stock.adobe
Источник stock.adobe

За несколько лет, кажется, я выработала универсальный совет, за который уже не раз получила благодарный отклик. Да, вот прямо так люди и говорят: «Спасибо большое, воспользовалась твоим советом год назад, не прогадала в выборе школы».

Понимаю, что в поселении, где три избы и одна школа, мой совет не работает, но в таких условиях и вопрос «как искать» задавать странно. А там, где есть выбор – вполне.

Итак, я советую идти разговаривать. В саму школу. Ни в коем случае не собирать отзывы. Ну или если собирать, то только среди людей, с которыми вы совпадаете в идеологии, в ценностях, в понимании допустимости / недопустимости поведения педагога. Я, например, помню, как в классе, в котором мой сын учился первые два года «началки» и где была травля, была одна очень странная учительница по ритмике. Скорее всего, там что-то нездоровое было, но она могла орать, швырять вещи, любила разложить дневники на две стопки и объявить, что в одной какие-то «недоученики», во второй «нормальные» в зависимости от поведения и давала команду также поделиться на две группы, ещё почему-то она бесконечно рассказывала детям про фашистов и про то, как они выставляли голых людей на мороз, и что она сейчас с теми, кто не слушается, сделала бы также. И вот были родители в чате, которых это устраивало, и они говорили «зато там дети нормально себя ведут и её слушаются». И эти родители писали восторженные отзывы, говорили, что довольны абсолютно каждым педагогом.

Итак, идти в школу. Если речь про «началку», то я бы общалась с учителем в любом случае, плюс с кем-то из управленческой команды (директор, завуч или оба). В случае средней школы обязательно с кем-то из управленческой команды, с учителями не обязательно, так как там будет конвейер, и общая корпоративная культура в любом случае спускается лидером организации.

О чём говорить? Вы можете спрашивать всё, что вас интересует. Но есть один вопрос, который (по моим наблюдениям), работает, как лакмусовая бумажка. Это вопрос про травлю, точнее, про то, как школа работает с травлей. Вопрос важно правильно задать. Не просто «что вы будете делать / делаете, если обнаруживается травля?», а так, как спросит опытный рекрутер: «Расскажите, пожалуйста, о последнем случае травли в школе, даже если он был давно, и как вы с этим работали». Всё это мы спрашиваем без наезда, без тыканья диктофонами, спокойным и доброжелательным тоном. И кстати, я бы не шла только с этим вопросом, чтобы его не выпячивать. Я бы задала его между делом среди прочих. А начала бы с фразы: «У меня есть ряд вопросов, ответы на которые мне важны для принятия решения». И дальше про всё, что угодно, в том числе тот самый вопрос.

На этом вопросе инфантильные взрослые валятся тут же. Например, неверными ответами будут:

- у нас этого не бывает, не может быть и не было никогда (такой ответ не может быть правдой, такой ответ может себе позволить только школа, открывшаяся полгода назад, во всех, даже самых золотых школах бывает, как минимум зарождающаяся травля, просто здоровые школы с этим тут же работают)

- нууу, сейчас всё, что угодно, называют травлей (это странный размытый ответ, уклончивый, да, есть проблема подмены понятий, но вы не про это спросили, не про мнение человека о понятиях, вы задали совершенно конкретный вопрос, если человек начинает уклончиво теоретизировать, значит, не готов ответить, а это плохой знак)

- да, был тут ребёнок, который жаловался, что его затравили, но он всё придумал, потом перешёл в другую школу, я знаком с директором, теперь там с ним мучаются (вы не спрашивали про случаи, когда кто-то что-то придумал, этот ответ сродни и первому и второму, он про размытость и про то, что в этой школе ничего такого не может быть, а это заведомо неправда)

- а почему вы спрашиваете, вас, что, травили? (такой вопрос допустим после того, как сотрудник школы вам ответил на ваш вопрос, в принципе, он имеет право знать, возможно, чтобы продумать адаптацию ребёнку, если у него уже были проблемы, но вот если этим вопросом сразу отвечают на ваш вопрос, то это странный перевод стрелок, вне зависимости от того, был ли у вас опыт травли, вы имеете право спросить про регламенты и уж тем более про такую важную вещь, как работа с травлей)

- в ответ на ваш вопрос включают неуместную иронию со словом «биллинг», да именно «биллинг», который телефонный (и такое бывало в практике, ну это вообще не директор, а гопник какой-то, вы ему «травля», «буллинг», а он в ответ «биллинг, ха-ха-ха»)

- в ответ на ваш вопрос могут раздражиться, и тогда это тоже плохой знак.

А что вам должны ответить?

Вам должны рассказать, есть ли в школе служба примирения (или аналог или сотрудник с соответствующими полномочиями, дело в том, что в процедуре примирения как раз есть все механизмы, чтобы быстро остановить зарождающуюся травлю), в идеале показать регламент, по которому служба работает. Проверить, насколько она эффективна и существует не на бумаге, вы не сможете, пока не столкнётесь. Поэтому и важно вопрос задать про реальные кейсы («расскажите о последнем случае травли») именно в прошедшем времени. Вас интересует не просто наличие службы или регламента, а то, как это реально работает.

Вам должны рассказать про конкретный случай из практики, пусть даже это было давно, пусть даже там было самое начало и до травли толком не дошло (это, кстати, вообще хороший показатель). Поверьте, травля хотя бы зарождалась везде. Это было в Европейской гимназии, где учился мой сын, это было в очень хорошей IB -школе не в России, где также учился мой сын, мне известны кейсы из Летово. Вопрос здоровости школы всегда именно в скорости реакции взрослых и в подходах к тому, чтобы остановить.

Если по ответам вы поймёте, что это вообще не в фокусе внимания, ничего внятного не услышите, то это сразу зона риска. Из этого дальше, как пирамидка, складывается отношение ко многим другим критически важным в педагогике процессам. В такой школе небезопасно. Детский коллектив, если он не окультурен, не управляем взрослыми, он, как спичка в стоге сена. В любую секунду полыхнёт. И относиться к безопасности от травли в школе надо так, как к своей работе относятся пожарные. У меня, как вы знаете, детский бизнес. Мы постоянно проходим проверки пожарных. Попробуй там невнятно ответить про процедуры, про ответственных или с закрытыми глазами не показать все необходимые устройства и знаки. Вот отношение к профилактике травли должно быть, как отношение к профилактике пожара. А если этого нет, то считайте, что вы, идёте в «Хромую лошадь», зная, как там выстроена пожарная безопасность. Выстрелит ли с вашим ребёнком какая-то беда в такой школе? Тут уж, как карты лягут. Я бы в такую школу ребёнка не отдавала (точнее, 15 лет назад я в такую отдала… выстрелило… это и стало отправной точкой, чтобы исследовать приметы здоровых школ).

И последнее. Не стесняйтесь вопросы задавать до начала обучения. Не стесняйтесь изучать школу до того, как начать там учиться. Вы родитель. Вы имеете право на хорошую школу для своих детей. Вы имеете право ожидать безопасной школы, в которой дадут знания и навыки. Помните, вы платите за это. Либо налогами либо напрямую в частный сектор (при последнем, кстати, вы все равно за школы каких-то других детей свои налоги отдаете). Вам обязаны отвечать по существу.

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.