Найти в Дзене
Parblo Россия

Три простых приёма для создания глубины в рисунке

Оглавление

Делимся приемами, которые сделают рисунок более глубоким.

Глубина в рисунке создается правильной работой с пространством. Добиться этого можно с помощью нескольких приемов: перспективных искажений, работы со светом и тенями, а также с цветами и их температурой. Эти инструменты позволяют передать трехмерность сцены, что делает изображение более реалистичным.

В этой статье мы подробно разберем каждый из этих приемов и покажем, как они помогают создавать ощущение глубины в рисунке.

Работаем с перспективой

Глубина в рисунке может создаваться благодаря перспективе — изменению размеров, углов и положения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он меньше, а его линии сходятся в одной или нескольких точках. Это имитирует естественное восприятие пространства, помогая зрителю почувствовать глубину сцены.

Например, одноточечная — создает эффект погружения, вытягивает пространство и четко показывает искажения объектов, когда человек смотрит точно вперед. Все объекты вытягиваются к одной точке. Но она более статична. Источник: https://www.pinterest.com/pin/281543720252550/
Например, одноточечная — создает эффект погружения, вытягивает пространство и четко показывает искажения объектов, когда человек смотрит точно вперед. Все объекты вытягиваются к одной точке. Но она более статична. Источник: https://www.pinterest.com/pin/281543720252550/

Некоторые виды перспективы сильнее передают ощущение пространства. Например, когда у изображения две точки схода, объекты наклоняются в их сторону, создавая эффект окружения. Зритель воспринимает сцену так, будто находится внутри, а не просто смотрит на нее. Чтобы усилить этот эффект, художник может сместить линию горизонта выше или ниже центра, выбирая удобный угол обзора.

Создается ощущение, будто стоишь непосредственно перед зданием. Принцип построения одинаков — объекты вытягиваются к точке сходе, становясь меньше. Но в этом случае точек две, за счет чего мы как будто не просто наблюдаем, а находимся прямо там. Источник: https://www.pinterest.com/pin/15833036181820220/
Создается ощущение, будто стоишь непосредственно перед зданием. Принцип построения одинаков — объекты вытягиваются к точке сходе, становясь меньше. Но в этом случае точек две, за счет чего мы как будто не просто наблюдаем, а находимся прямо там. Источник: https://www.pinterest.com/pin/15833036181820220/

Если точек схода три, глубина становится еще выразительнее. При взгляде сверху линии уходят вниз, подчеркивая высоту. При взгляде снизу – стремятся вверх, делая объекты монументальными. Чтобы этот эффект работал, ближние элементы должны быть заметно крупнее дальних, а линии – сильнее наклоняться к точке схода. Это делает изображение более объемным и реалистичным.

Здесь мы будто не только погружаемся, но и смотрим на объекты под другим углом. Именно ощущение высоты или габаритности объекта в такой перспективе заставляет погружаться — ты четко ощущаешь пространство, его объем. Источник: https://www.pinterest.com/pin/6685099440019302/
Здесь мы будто не только погружаемся, но и смотрим на объекты под другим углом. Именно ощущение высоты или габаритности объекта в такой перспективе заставляет погружаться — ты четко ощущаешь пространство, его объем. Источник: https://www.pinterest.com/pin/6685099440019302/

Добавляем светотень

Без светотени объект кажется плоским, так как его края не выделяются, и глаз не может определить, как он расположен в пространстве.

Глубина появляется за счет перехода от света к тени. Ярко освещенные участки кажутся ближе, а затемненные – дальше. Полутени и отраженный свет делают объем мягче и натуральнее. Контраст между светом и тенью подчеркивает рельеф: если он сильный, объект выглядит резким и четким, если мягкий – более плавным и округлым.

Если бы все было залито светом, рисунок стал бы плоским. А тенями — мы бы вообще не разобрали ничего. Но за счет грамотной работы со светотенью видно, что у лестницы есть объем, что сама дама не плоская. И сами тени проработаны прекрасно — создается ощущение, что в здании темно, источник света только один, из-за чего различить, например, одежду тяжеловато. Источник: https://www.pinterest.com/pin/6966574416495529/
Если бы все было залито светом, рисунок стал бы плоским. А тенями — мы бы вообще не разобрали ничего. Но за счет грамотной работы со светотенью видно, что у лестницы есть объем, что сама дама не плоская. И сами тени проработаны прекрасно — создается ощущение, что в здании темно, источник света только один, из-за чего различить, например, одежду тяжеловато. Источник: https://www.pinterest.com/pin/6966574416495529/

Чтобы добиться этого эффекта:

  1. Определите источник света. Если свет идет сверху, верхняя часть объекта будет светлой, нижняя – в тени. Если сбоку – одна сторона яркая, другая темная. Это помогает обозначить объем.
  2. Используйте градацию тона. В жизни нет резких границ между светом и тенью. Сделайте плавный переход от света к тени, чтобы объект выглядел естественно.
  3. Добавьте рефлексы. Это свет, отраженный от окружающих предметов. Он делает тени менее плоскими. Например, если рядом с темным объектом белая стена, его тень не будет полностью черной – часть света отразится.
В зависимости от источника света тени распределяются по-разному, потому что пространство не плоское. И это важно учитывать — не только рассматривать как свет в общем распространяется на объект, но и на отдельные его части, особенно при работе с органичными формами, как лица или персонажи в целом. Источник: https://www.pinterest.com/pin/5418462046433374/
В зависимости от источника света тени распределяются по-разному, потому что пространство не плоское. И это важно учитывать — не только рассматривать как свет в общем распространяется на объект, но и на отдельные его части, особенно при работе с органичными формами, как лица или персонажи в целом. Источник: https://www.pinterest.com/pin/5418462046433374/

Меняем интенсивность света и температуру

Глубина в рисунке создается не только за счет светотени, но и через цвет и его взаимодействие с атмосферой. Воздушная перспектива напрямую связана с этими изменениями: чем дальше объект, тем меньше его контрастность, тем мягче переходы между светом и тенью, а сами цвета становятся менее насыщенными и стремятся к оттенку фона.

Это четко видно на рисунке — вблизи границы объектов четкие, есть контрасты, а цвета насыщенные. Вдалеке четкость падает, края размываются, тени неявные или вообще теряются, а сами цвета стремятся к цвету неба — серому в этом случае. Источник: https://www.pinterest.com/pin/852095192010508873/
Это четко видно на рисунке — вблизи границы объектов четкие, есть контрасты, а цвета насыщенные. Вдалеке четкость падает, края размываются, тени неявные или вообще теряются, а сами цвета стремятся к цвету неба — серому в этом случае. Источник: https://www.pinterest.com/pin/852095192010508873/

Этот эффект обусловлен рассеиванием света и влиянием атмосферы. Вблизи мы видим четкие границы света и тени, насыщенные цвета и резкие контрасты. Но по мере удаления все становится мягче: тени теряют глубину, края предметов размываются, а цвета тускнеют. Например, если трава на переднем плане ярко-зеленая, то вдали она приобретает сероватый или голубоватый оттенок, постепенно сливаясь с цветом неба.

Цветовая температура также играет ключевую роль в передаче глубины. Теплые оттенки (красный, оранжевый, желтый) визуально приближают объекты, а холодные (синий, зеленый, фиолетовый) – отдаляют. Это особенно заметно в дневное время, когда голубое небо окрашивает дальние объекты в холодные тона. Однако при закате или восходе ситуация меняется: теплый свет смягчает воздушную перспективу, делая удаленные предметы теплее и как будто ближе.

Если днем температура цветов кажется более сероватой или голубоватой вдалеке в зависимости от условий, то при закате цвета стремятся к розоватым, оранжевым. Объекты вдалеке хоть и не имеют четкой грани, они кажутся темнее, но в сам этот цвет подмешиваются оттенки закатного неба. Источник: https://www.pinterest.com/pin/136304326217816602/
Если днем температура цветов кажется более сероватой или голубоватой вдалеке в зависимости от условий, то при закате цвета стремятся к розоватым, оранжевым. Объекты вдалеке хоть и не имеют четкой грани, они кажутся темнее, но в сам этот цвет подмешиваются оттенки закатного неба. Источник: https://www.pinterest.com/pin/136304326217816602/

Цифровая глубина: как технологии помогают передавать пространство

В цифровом рисунке глубина создается теми же принципами, что и в традиционном: через перспективу, светотень и цвет. Но технологии делают этот процесс точнее и удобнее.

Вместо сложного построения перспективы вручную можно использовать направляющие и сетки, которые помогают сразу задать правильное пространство. Работа со светотенью становится проще благодаря слоям и маскам — можно без потерь корректировать освещение, добавлять рефлексы или смягчать переходы. Цвета легче контролировать с помощью градиентов, режимов наложения и настройки насыщенности, что особенно полезно при передаче воздушной перспективы.

Цифровые инструменты ускоряют работу и дают больше свободы для экспериментов, а качественный графический планшет делает процесс еще естественнее. Точное считывание нажима и наклона пера позволяет лучше передавать объем, добиваясь мягких градиентов и реалистичных переходов.

Мы в Parblo помогаем находить «свои» планшеты, с помощью которых можно комфортно рисовать и профессионально работать.

Представляем вам графический планшет Parblo Intangbo S Lilac Purple — отличный выбор для цифрового рисования. Планшет предназначен для создания иллюстраций и других художественных произведений на компьютере, делая процесс максимально комфортабельным и приятным.

-9

Чувствительность планшета позволяет варьировать толщину линий в зависимости от силы нажатия, его скорость отклика мгновенно отражает ваши движения.

Простота использования и высокое качество делают Intangbo S Lilac Purple идеальным выбором как для начинающих, так и для опытных художников.

Если ты хочешь начать рисовать, но не знаешь, за что браться в первую очередь — выбери удобный планшет, с которым ты сможешь сразу погрузиться в новую вселенную. Посмотреть другие характеристики и особенности модели можно на странице нашего планшета на Wildberries.