Зита и Гита для жителей постсоветского пространства уже не только героини культового фильма Болливуда, но и сестры-близнецы Резахановы, выжившие чудом. За их судьбой в начале нулевых следила вся Россия, а история жизни, пожалуй, закручена похлеще любого психологического триллера.
Девочки родились в семье переселенцев из Дагестана в небольшой деревне Западное в Киргизии. Семья Резахановых – Рашид и Зумрият - очень ждала пополнения, но тяжелые роды не принесли долгожданного облегчения и счастья.
Как признавалась Зумрият много позже в беседе с журналистами, она и сама едва не погибла при родах, а увидев, что дочки сиамские близнецы, и вовсе лишилась чувств.
Зита и Гита появились на свет с тяжелой и редкой патологией — их тела срослись в утробе матери. На двоих у них было три ноги, общие кишечник и мочеполовая система.
Рождение сиамских близнецов весьма редкое явление в мире: по статистике на 200 000 родов приходится всего один такой случай. Более того, выживаемость таких детей всего 5-25%.
Но девочкам Резахановым, если так можно выразиться, повезло. Во-первых, несмотря на трудности и первый шок, родители от них не отказались: малышек любили и растили в тепле и заботе. Во-вторых, сестры смогли выжить и дожить до того возраста, когда врачи решились на операцию по разделению.
«Это мои дети!»
«Врачи сказали писать заявление на отказ. "Но это же мои дети!" Согласилась оставить их в больнице на время. И стала думать, как помочь. О сиамских близнецах я впервые прочитала, когда нянчила своего первенца. Это были сестры Кривошляповы, жившие в интернате. Помню, что осудила родителей, отказавшихся от них», - рассказывала потом мать близняшек Зумрият.
Упомянутые ею сестры Маша и Даша Кривошляповы были самыми известными на тот момент сиамскими близнецами в СНГ, но их постигла участь большинства таких детей: Маша умерла от инфаркта, а спустя несколько часов вслед за ней скончалась и Даша. Таковы последствия наличия одной кровеносной системы на двоих.
Семья Резахановых очень опасалась, что их дочерей ждет такая же гибель, и искала все возможные способы разделить близнецов.
Тем временем сами сестры росли как обычные дети: ругались между собой, даже дрались.
Одна хотела спать, а другая — смотреть телевизор, одна хотела гулять, а другая - нет. Но сбежать друг от друга у них возможности не было, так что приходилось договариваться по-хорошему или по-плохому.
«Утром лежишь, ждешь, когда проснется сестра. Все действия зависят от нее. Мы обе от этого очень уставали. Иногда все же договаривались: "Я десять минут посмотрю кино, а потом пойдем гулять". Когда не получалось, дрались, кто побеждал — тот и делал то, что хотел», — вспоминала потом Гита.
Так прошли 11 лет, а потом стало очевидно, что, чем дальше - тем выше риск гибели обеих. Да и ссоры сестер становились все ожесточеннее.
Шанс для всех
Простая сельская женщина Зумрият буквально обвивала пороги всех больниц Киргизии, обращалась к врачам в России, искала хоть кого-то, кто рискнул бы взяться за столь рискованную операцию по разделению сиамских близнецов.
Везде ответ был один - шансы на успех близки нулю. Найти выход удалось благодаря СМИ. Зумрият с детьми стала героиней программы на Первом канале, их историю увидели миллионы, и беда одной семьи стала общей. Люди предлагали помощь, отправляли средства, а за операцию и лечение согласились взяться лучшие хирурги из московской детской больницы № 13 имени Филатова.
За операцией тогда с замиранием сердца следили и в России, и в Киргизии, да и на всем постсоветском пространстве. Многие не верили в хороший исход, а Зумрият в это время молилась у операционной.
Спустя 12 часов врачи сумели сотворить настоящее чудо. Детей не только разделили, но и удалили им третью ногу.
«Мы сперва не поняли, что произошло. Я чувствовала Зиту, хотя ее уже отделили. После операции руки были привязаны, но я как-то открыла одеяло, смотрю, а ее нет. Заплакала...Помню ее первые слова: «Я буду ходить», - рассказывала Гита.
В результате у каждой сестры была одна нога, чтобы ходить им сделали специальные протезы. Врачи смогли сделать для каждой собственный кишечник, но, конечно, ни о каких репродуктивных органах речи не шло. Этот последний фактор оказался для Зиты и Гиты самой большой болью на всю жизнь.
Зависть к сестрам
Восстановление заняло не мало времени. Три года девочки с мамой провели в России, получая сложную и трудоемкую терапию.
Как рассказывала Зумрият, врачи ее предупреждали, что дети навсегда останутся инвалидами, но она не пожалела о решении, отмечая, что они и так не живут обычной нормальной жизнью.
Но с возрастом Зита и Гита сами стали понимать, как тяжело их положение, как не просто поддерживать свою жизнь. Это сказалось на психологическом состоянии. Девочки становились агрессивны, били мать костылями, обвиняя ее в своем состоянии, в том, что родились не такими как все.
Досталось и старшей сестре. Девушка забеременела, и младшие не могли простить такую «несправедливость».
«Раньше у нас с Зитой была зависть к родным сестрам. Особенно, когда наша сестра забеременела. Мы даже били ее по животу и говорили, что хотим так же. А маму лупили по ногам костылями и просили у нее ноги. Мы видели, как наши сестры красиво одеваются, и хотели так же», - говорила Гита.
Гибель Зиты
Однако жить надо было дальше. Со временем Зита и Гита перенесли все свои обиды, смирились и нашли призвание. Они начали учиться, получили профессии, посвятили себя религии, и в конце концов научились радоваться за других, обретя теплые отношения со семьей.
На этом, конечно, мог бы последовать хэппи энд, но жизнь - это не добрый индийский фильм о двух сестрах по имени Зита и Гита.
Зиты Резахановой не стало в 2015 году. В возрасте 24 лет она умерла от осложнений целого букета хронических болезней. Это стало новым сильным ударом по всей семье, особенно по Гите.
«Я тогда вообще не могла смотреть на свое отражение в зеркале — видела в нем сестру. Снилась ее смерть, ее мучения», — признавалась она.
Нашли призвание
А через несколько лет и сама Гита оказалась на грани смерти - у нее диагностировали рак. И снова пришлось бороться, долго лечиться, преодолевать депрессию и не давать рукам опуститься.
По словам Гиты, она смогла собраться с силами, видя перед собой пример мамы. И в итоге победила страшный недуг.
На сегодняшний день девушка продолжает жить в родном селе, она получила образование на факультете теологии в исламском университете Хадиджа аль-Кубро, работала преподавательницей арабского языка в колледже.
Зумрият тоже нашла свое призвание. Опыт материнства в такой непростой ситуации толкнул ее к помощи другим матерям, воспитывающим детей-инвалидов. Она открыла собственный центр помощи таким семьям, и с уверенностью заявила, что не променяла бы своих близняшек ни на кого другого.