Эпиграф
И твёрдая рука, усталости не зная,
Сегодня в ночь ведет промерный бот.
Ушла в преданье тайна вековая,
Района незнакомых вод.
Чтоб корабли знакомыми путями
Шли охранять родной морской простор,
Гидрографы глубины указали
И с тайной моря разрешили спор.
капитан 1 ранга, гидрограф Ф. Чуркин
Детство и начало пути
В 1828 году в семье отставного младшего офицера Филиппа Чуркина родился мальчик, названный Павлом. Место его рождения - Архангельская губерния - край, где морские просторы и суровые северные ветры формировали характер местных жителей. В те годы Архангельск был важным центром морской торговли, судостроения и рыболовства. В губернии также располагались военные гарнизоны и морские учреждения, что накладывало отпечаток на уклад жизни местных жителей.
Среди отставных офицеров было доброй традицией отдавать сыновей на службу во флот. Это считалось не только почётным, но и перспективным занятием в Российской империи. Поэтому дети с малых лет воспитывались в духе уважения к военному делу и образованию. При этом детство в Архангельской губернии, наполненное суровыми условиями северного края, безусловно, закаляло характер подростков, подготавливая их к трудностям будущей службы на флоте.
Учёба в Первом штурманском полуэкипаже
В Первый штурманский полуэкипаж принимали мальчиков в возрасте 10–12 лет, что было характерно для многих военных учебных заведений того времени. Ранний возраст поступления позволял ученикам получить фундаментальную подготовку и освоить сложные науки, необходимые для службы на флоте. Павел Чуркин, как и его братья — Платон и Аполлон, был отдан в полуэкипаж в этом раннем возрасте.
Первый штурманский полуэкипаж готовил специалистов для флота, в частности штурманов, гидрографов и других морских специалистов. Он располагался в Кронштадте, главной базе Балтийского флота. В этом здании в разные годы размещалось ещё несколько военно-морских учреждений и прежде всего Кадетский морской корпус.
Учебная программа включала такие дисциплины, как: русский, английский, французский и немецкий языки, история, география, эволюция, арифметика, алгебра, математика, геометрия, тригонометрия, лонгиметрия, планиметрия, стереометрия, картография, астрономия, механика, морская практика и морское дело, навигация, геодезия, сочинение карт, лоция, теория кораблестроения, черчение планов и карт, рисование и Закон Божий. Обучение было строгим и требовало от учеников значительных усилий, так как штурманы играли ключевую роль в обеспечении безопасности мореплавания и успеха морских экспедиций.
Первые шаги на флоте
В период учёбы Павел Чуркин проходил морскую практику на пассажирском боте «Струя», совершавшем регулярные плавания между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом. Участие в походе из Балтийского моря в Северное в 1844 году на корвете «Наварин» (длина 39 м, ширина 9,8 м, осадка 3 м; вооружён четырьмя 12-фунтовыми гладкоствольными пушками и шестнадцатью 18-фунтовыми гладкоствольными карронадами; экипаж — 160 офицеров и матросов) стало для Павла наиболее значимым событием в становлении его как морского офицера. В апреле 1846 года, в 18 лет, Павел Чуркин был выпущен из полуэкипажа с присвоением первого офицерского звания — кондуктора Корпуса флотских штурманов. Это промежуточное звание между унтер-офицерами и младшими офицерами давало право на ведение судовых журналов, проведение навигационных расчётов и участие в гидрографических исследованиях.
Служба на Балтийском флоте
В 1847 году Павел Чуркин повторно участвовал в походе корвета «Наварин» в составе эскадры из Балтики в Северное море. Такие походы были частью регулярной практики военно-морского флота, направленной на поддержание боеготовности кораблей и обучение экипажей.
В 1848–1851 годах Павел Чуркин плавал на кораблях Балтийского флота, выполняя гидрографические и лоцманские работы в Финском и Рижском заливах. Далее он служил на боевых кораблях: «Смоленск», «Аврора», «Святой Георгий Победоносец». В 1854 году на тендере «Кобчик» он участвовал в обороне Ревеля (современный Таллинн) от нападения англо-французской эскадры. Столь значительное количество мест службы за относительно короткий период свидетельствует о том, что Павел Чуркин служил добросовестно, немедленно отправляясь туда, где это требовалось Отчизне.
На Дальнем Востоке
В конце 1858 года Павел Чуркин, уже в звании подпоручика, был назначен штурманом на корвет «Гридень» (винтовой корвет водоизмещением 886 тонн с мощностью парового котла 200 л. с.; вооружение — 11 орудий; экипаж — 13 офицеров и 172 нижних чинов).
На корвете «Гридень» Павел Чуркин перешёл на Дальний Восток и зиму 1859–1860 годов провёл на Амуре. Летом 1860 года корвет «Гридень» вышел в заливы Святой Ольги, Посьета, Славянский, а в августе прибыл в бухту Золотой Рог. Павел Чуркин был направлен в помощь прапорщику Н. В. Комарову для строительства и охраны поста на зимовке. Пост получил название «Владивосток». Этот год и считается годом основания города, название которого исходило от названия военного поста.
Зимой 1860–1861 годов Павлу Чуркину, как опытному гидрографу, было поручено провести исследование, съёмку берега и промеры со льда бухт Диомид, Улисс, Патрокл и Золотой Рог, с чем он успешно справился.
По результатам проведённой работы команды корвета «Гридень» именно Павлом Чуркиным в феврале 1861 года была составлена первая рукописная карта залива Золотой Рог с обозначением глубин и грунтов, произведены неоднократные измерения широты и долготы сотен пунктов астрономическим способом. Он же основал и первую метеослужбу Владивостока.
Признание заслуг
В представлении на орден «Святого Станислава» 3-й степени командир корвета «Гридень» лейтенант Густав Христофорович Эгершельд писал о Павле Филипповиче Чуркине так:
«В продолжении 4-х лет ревностно и усердно исполнял свою обязанность старшего штурманского офицера. Все части его заведования находились в совершенном порядке, журналы велись весьма аккуратно, судовое счисление велось с таким тщанием, что давало всегда возможность с уверенностью приближаться к берегу, входить в туманы и ночью на рейды и в проливы, что нимало ускорило плавание».
Завершение службы
В 1862 году Павел Чуркин на корвете «Гридень» возвратился в Кронштадт, где был произведён в поручики Корпуса флотских штурманов. После шестимесячного отпуска он был назначен штурманом на парусно-винтовой корвет «Витязь» и в течение двух лет плавал по Балтике.
5 августа 1864 года Павел Филиппович Чуркин уволился с флота «по домашним обстоятельствам». В то время такие формулировки в официальных документах часто использовались для обозначения необходимости ухода из службы из-за здоровья, семейных обязательств или других личных обстоятельств.
Память
К великому сожалению, дальнейшая судьба этого незаурядного человека неизвестна, а дата смерти не установлена. Не сохранилось и какого-либо фото или нарисованного портрета Павла Филипповича. Но память о нём живёт в географических названиях. Именем Чуркина ещё при его жизни, в 1863 году, назван мыс на полуострове Муравьёва-Амурского и полуостров в заливе Петра Великого (бухта Золотой Рог). Микрорайон «Чуркин», располагающийся на полуострове Черкавского, напоминает о вкладе этого человека в становление города.
Послесловие.
Почему я выбрал героем своей очередной статьи Павла Филипповича Чуркина – догадаться не сложно. Мы и однофамильцы, и коллеги. Было желание детально проследить все этапы его жизни и, возможно, установить какие-то новые связи, события. Но задача оказалась непростой, всё задуманное пока не реализовано. Осталась невыясненной причина достаточно раннего ухода со службы П.Ф. Чуркина, чем занимался он после неё, кем были его братья, была ли у него семья и т.д.
Когда, из разных источников, были собраны факты жизни героя моего повествования, собрать их воедино уже не составляло труда. Но остался материал, который не позволял сделать однозначных выводов. Поэтому, для его анализа, я несколько раз прибегал к помощи Искусственного Интеллекта (ИИ).
Опыт использовании ИИ для анализа информации
Исходные данные были получены из Описи №3 Дела воспитанников Штурманского училища Балтийского флота и книги Зеленного Александра Ильича «Исторический очерк Штурманского училища. 1798-1871.»
В этих документах я обнаружил 7 выпускников с фамилией Чуркин. Однако в книге отчества не указывались, а в описи они были, но выпускники не были сгруппированы по годам выпуска.
Конечно, можно было бы покорпеть над этими материалами и получить более-менее правильные результаты самостоятельно. Но я решил сформулировать эту задачку ИИ.
Приведу пример работы ИИ (его аналитические рассуждения опущу, их было много), направленной на установление возможных родственных связей П.Ф. Чуркина с выпускниками разных лет той же фамилии.
В Штурманском училище Балтийского флота (1798-1826 и 1856-1872), Штурманской Балтийской роте (1826-1827), Штурманском полуэкипаже (1827-1856) – по сути одного и того же учебного заведения с разными названиями, за 74 обозначенных года (1798-1972) обучалось семь Чуркиных: Чуркин Филипп, выпустился штурманским помощником унтер-офицерского чина 17 мая 1812 г; кадет Чуркин Александр Филиппович, выпустился кондуктором флотских штурманов 12 мая 1837 г; кадет Чуркин Аполлон Филиппович, выпустился кондуктором флотских штурманов 11 апреля 1843 г; унтер-офицер Чуркин Платон Филиппович, выпустился кондуктором флотских штурманов 11 апреля 1843 г; Чуркин Григорий Филиппович, обучался вместе с Платоном Чуркиным, но информация о выпуске отсутствует; унтер-офицер Чуркин Павел Филиппович, выпустился кондуктором флотских штурманов 7 апреля 1846 г., кадет Чуркин Константин, выпустился кондуктором флотских штурманов 16 апреля 1867 г.
Достоверен этот скомпилированный мной список и данные из разрозненных документов о Павле Чуркине: родился в 1828 г., в возрасте 10 лет был отдан на учёбу в Штурманский полуэкипаж, где уже учились его братья Платон и Аполлон.
Ставлю задачу ИИ: Установить предполагаемые родственные связи всех Чуркиных, указать годы их предполагаемого рождения и учёбы. Исходить из того, что продолжительность их обучения и возраст поступления такие же, как и у Павла Чуркина.
Нужно понимать, что точность с годами поступления может варьироваться +/- 1-2 года. И продолжительность обучения зависела от успешности учёбы. Мы опираемся на средние значения. Соответственно и годы рождения могут определяться с такой же точностью.
Результат работы ИИ
1. Чуркин Филипп:
- Год рождения: 1794, учёба в училище: 1804-1812.
2. Чуркин Александр Филиппович:
- Год рождения: 1819, учёба в училище: 1829-1837.
3. Чуркин Аполлон Филиппович:
- Год рождения: 1825, учёба в училище: 1835-1843.
4. Чуркин Платон Филиппович:
- Год рождения: 1825, учёба в училище: 1835-1843.
5. Чуркин Григорий Филиппович:
- Год рождения: 1825, учёба в училище: 1835- в списках выпуска отсутствует
6. Чуркин Павел Филиппович:
- Год рождения: 1828, учёба в училище: 1838-1846.
7. Чуркин Константин:
- Год рождения: 1849, учёба в училище: 1859-1867.
Все Чуркины (кроме Константина) с высокой долей вероятности являются сыновьями Филиппа Чуркина, родившимися, когда ему было 25, 31-32 и 34 года. Рождение Константина (отчество которого не установлено) приходится на 54-летний возраст Филиппа, что может означать, что он скорее мог быть ему внуком. Отцом Константина, возможно, мог быть, например, Александр, которому тогда было 30.
У читателя справедливо возникает вопрос: зачем всё это устанавливать? Ведь эти данные являются предположительными. Ответ, особенно для тех, кто занимается историческими исследованиями или работает в архивах, очевиден. Когда мы знаем о событии или человеке с точностью 2-3 лет, это значительно сокращает время, а соответственно и стоимость работы по поиску дополнительной информации.
Визуализация с помощью ИИ
В чём ещё на сегодняшний день может помочь ИИ? Он справляется с задачей визуализации и воссоздания облика человека. Чем больше информации вы предоставите в описательной части того, что хотите получить, тем лучше результат. Важны такие данные, как возраст, род деятельности, этническое происхождение, детали внешности из прижизненных описаний, а также какие-либо особенности. Крайне важно учитывать эпоху, в которую жил человек, так как это может касаться его одежды — гражданской или форменной, соответствующей воинскому званию. Облик человека нередко взаимосвязан с определёнными личностными качествами человека. Нельзя отрицать наличие единства внутреннего и внешнего.
Работа над изучением личности Павла Филипповича Чуркина будет продолжена. Этот этап является промежуточным. Поэтому, пока не получены дополнительные данные, я с помощью ИИ воссоздал его портрет. Не судите строго — есть ещё над чем поработать. В частности, пока не удаётся «одеть» его в соответствующий чину русский мундир поручика Корпуса флотских штурманов. Но что-то, безусловно, уже получается.