Найти в Дзене
Cinema Critique: всё о кино

В прокате идет «Папа умер в субботу» - драма, взявшая приз за лучший дебют на фестивале «Маяк

В прокате идет «Папа умер в субботу» - драма, взявшая приз за лучший дебют на фестивале «Маяк»

Нет ничего удивительного в том, что кино, в название которого вынесена фраза, кажется, отсылающая к «Постороннему» Камю, прошито отчужденностью, ощущением своей изолированности и неправильности всего окружающего - только связанным не с априорной экзистценальной пустотой жизни, а с душевными колебаниями, которые вызывает возвращение в родную среду (и в свое прошлое).

30-летняя работающая в Москве девушка из Казахстана едет на похороны отца в родное село; папа ее не чурался колотить домашних, но местные поминают его исключительно добрым словом - что, естественно, дочь возмущает. Столкновение с окружением развивается в русле типичного конфликта города и деревни, однако фильм лишен набившего оскомину пафоса оторванности от корней - напротив, он зачастую занимает позицию горожанина.

При этом Зака Абдрахманова относится с глубокой эмпатией ко всем - скажем, родственники главной героини смущающе ритуальны (взять хотя бы похоронных плакальщиц) и полудетски наивны, однако выражают эмоции напрямую, как бы в своем первичном регистре, не копят и не подавляют, в отличие от протагонистки, которая до последнего не позволяет признать себе, что ей на самом деле плохо.

Признание это очищает - и даже если само по себе не является гарантом духовного обновления, то стимулирует перестать язвить и опрокидывать внутреннее во внешнее, попытаться быть не «волком-людоедом», а «супергероем». Понять, простить и помочь - в этом и есть подлинная человеческая сила.

Маленькое терапевтичное кино про свет, который даже прожженные циники могут отыскать в себе.

#Новинки