Найти в Дзене
МотоТетрадь

Зажигание CDI

Среди электронных бесконтактных систем зажигания наиболее распространена на мало- и среднекубатурной мототехнике CDI (Capacitor Discharge Ignition), или конденсаторная тиристорная. Именно в ней я попытаюсь разобраться. (!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд указать в комментариях на ошибки или дополнить. В общем случае зажигание обеспечивает воспламенение горючей смеси в нужный момент в конце такта сжатия. А именно: когда поршень находится около ВМТ - это называется угол опережения зажигания (УОЗ), так как на воспламенение смеси нужно время, и он должен быть оптимальным (измеряется в миллиметрах хода поршня до ВМТ или градусах поворота коленчатого вала). При оптимальном УОЗ давление газов при сгорании рабочей смеси достигает максимума сразу же после прохождения поршнем ВМТ, в результате чего обеспечивается наиболее эффективный рабочий хо
Оглавление
Фото из интернета
Фото из интернета

Среди электронных бесконтактных систем зажигания наиболее распространена на мало- и среднекубатурной мототехнике CDI (Capacitor Discharge Ignition), или конденсаторная тиристорная. Именно в ней я попытаюсь разобраться.

(!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд указать в комментариях на ошибки или дополнить.

Общие сведения

В общем случае зажигание обеспечивает воспламенение горючей смеси в нужный момент в конце такта сжатия. А именно: когда поршень находится около ВМТ - это называется угол опережения зажигания (УОЗ), так как на воспламенение смеси нужно время, и он должен быть оптимальным (измеряется в миллиметрах хода поршня до ВМТ или градусах поворота коленчатого вала). При оптимальном УОЗ давление газов при сгорании рабочей смеси достигает максимума сразу же после прохождения поршнем ВМТ, в результате чего обеспечивается наиболее эффективный рабочий ход. В то время как слишком раннее зажигание приводит к детонации, а слишком позднее - к падению мощности. Впрочем, это больше для справки - в современных системах зажигания УОЗ заложен с завода для каждого конкретного двигателя (его модели) и никак не регулируется и не настраивается (в интернете попадаются видео "настройки зажигания", мопеда Альфа например, где... выставляется по меткам привод распредвала ГРМ, что никакого отношения к зажиганию не имеет, в то же время на старых мотоциклах зажигание вполне настраивается, чему есть адекватные видеоинструкции). В продвинутых системах зажигания заложен динамический УОЗ в зависимости от оборотов (логично, что чем выше обороты, тем больше будет оптимальный УОЗ), что реализовано через ЭБУ.

Компоненты и принцип работы

Система CDI состоит из:

генератора (обмотки зажигания генератора);

индуктивного датчика момента зажигания (часто его называют датчиком Холла);

электронного блока управления (ЭБУ, или коммутатора);

катушки зажигания (КЗ, или бобины);

свечи с высоковольтным проводом и колпачком.

Также к системе зажигания можно отнести центральный переключатель (замок зажигания) и аварийный выключатель двигателя (справа на руле), прерывающий сигнал от датчика зажигания на тиристор коммутатора (как правило, но может быть и другое прерывание цепи), т.е. переключатели активирующие и дезактивирующие систему зажигания.

Электрическая сеть мотоциклов в основном выполнена по однопроводной схеме: от источника тока к потребителям идёт по одному проводу, а вторым служит рама и другие металлические части мотоцикла - "масса".

Электронный блок управления, или коммутатор, представляет собой устройство с конденсатором, выпрямительными диодами и тиристором. Переменный ток с обмотки зажигания генератора выпрямляется диодом и заряжает конденсатор, а управляющий ток с датчика момента зажигания выпрямляется другим диодом и поступает на тиристор, при открытии которого конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки зажигания. Т.к. катушка зажигания - это не что иное, как повышающий трансформатор, разряд конденсатора преобразуется в ток высокого напряжения, который с катушки идёт на свечу и, проходя между её электродами, даёт искру. Цикл непрерывно повторяется, обеспечивая работу ДВС.

Блок-схема зажигания CDI
Блок-схема зажигания CDI
Наглядная картинка-схема из интернета
Наглядная картинка-схема из интернета
Компоненты системы зажигания CDI в реале
Компоненты системы зажигания CDI в реале

Датчик момента зажигания представляет собой отдельную небольшую обмотку, закреплённую на статоре генератора снаружи ротора (в генераторах маховичного типа - где основные обмотки на статоре внутри ротора-колокола с магнитами). А на роторе генератора снаружи есть небольшой выступ-магнит, при прохождении которого под датчиком в последнем индуцируется ток, открывающий тиристор в коммутаторе. Правильный момент для этого - нужный УОЗ - обеспечивается взаиморасположением ротора генератора на коленвале и датчика на основании генератора. В современных системах CDI он нерегулируемый - заложен с завода для каждой конкретной модели двигателя - всё крепится согласно установочным положениям без возможности смещения, а в старых системах зажигания положение датчика и, соответственно, УОЗ, а также зазор между датчиком и ротором могли настраиваться.

Статор генератора с обмотками, датчик зажигания, коммутатор, катушка зажигания и свеча неразборные - при выходе из строя подлежат замене.

Ещё по теме электрооборудования: Свет мопеда, а все статьи здесь.