Найти в Дзене

201 год со дня рождения А. П. Боголюбова

28 марта 1824 года родился Алексей Петрович Боголюбов — внук русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева, прославенный маринист, пейзажист, «моряк-художник», выдающийся художественный деятель XIX века, основатель Радищевского музея в Саратове и Боголюбовской рисовальной школы. Жизнь Алексея Петровича изобиловала удивительными сюжетными поворотами: в семнадцать лет, окончив в звании мичмана Морской кадетский корпус, А. П. Боголюбов в течение двенадцати лет служил на флоте, но в 1850 году оставил службу и начал обучение в Академии художеств у В. П. Виллевальде и М. Н. Воробьева. В 1852 году был награжден малой золотой медалью за картины «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие из Лиссабона герцога М. Лейхтенбергского». В 1853 году — удостоен большой золотой медали за три вида города Ревеля и «Вид взморья в Петербурге в летнюю ночь» и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника. В 1854–1858 годах

28 марта 1824 года родился Алексей Петрович Боголюбов — внук русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева, прославенный маринист, пейзажист, «моряк-художник», выдающийся художественный деятель XIX века, основатель Радищевского музея в Саратове и Боголюбовской рисовальной школы. Жизнь Алексея Петровича изобиловала удивительными сюжетными поворотами: в семнадцать лет, окончив в звании мичмана Морской кадетский корпус, А. П. Боголюбов в течение двенадцати лет служил на флоте, но в 1850 году оставил службу и начал обучение в Академии художеств у В. П. Виллевальде и М. Н. Воробьева.

В 1852 году был награжден малой золотой медалью за картины «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие из Лиссабона герцога М. Лейхтенбергского». В 1853 году — удостоен большой золотой медали за три вида города Ревеля и «Вид взморья в Петербурге в летнюю ночь» и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника. В 1854–1858 годах — пенсионер Академии художеств за границей. Посетил Германию, Францию, познакомился с известными художниками А. Ахенбахом, А. Каламом, О. Верне, Л. Э. Изабе. В 1858 году получил звание академика. В 1859—1860 годах продолжил пребывание за границей за счет Государственного казначейства. В 1860 году Алексей Петрович Боголюбов был удостоен звания профессора за произведения, выполненные за границей. В 1871 году — избран членом-корреспондентом Академии Рафаэля в Урбино.

Двадцать пять лет по состоянию здоровья Боголюбов был вынужден жить за пределами России — с 1872 года в основном во Франции, где его парижская мастерская стала центром средоточия русского художества и притяжения для многих пенсионеров Академии художеств. В 1873 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году организовал «Кружок русских художников в Париже», в 1893 году был избран действительным членом Академии художеств, а в 1896 — награжден орденом Почетного легиона.

Заслуги Боголюбова на морской службе, в искусстве и как художественного деятеля отмечались и в России, и в Европе. Алексей Петрович Боголюбов имел высший чин действительного тайного советника. Был кавалером русских орденов — нескольких степеней Святого Станислава, Святого Владимира, Святой Анны, награжден датским орденом Данеброга, австрийской Звездой Франца-Иосифа. Франция отметила его труды сначала офицерским крестом Почетного легиона, а затем и командорским крестом Почетного легиона. Когда он умер в Париже в 1896 году, у гроба его нес караул с музыкой и знаменем батальон 28-го линейного полка французской армии. В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня — живописцы В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов, скульптор А. Т. Матвеев и десятки других первоклассных художников — А. А. Савинов, П. С. Уткин, Д. Ф. Цаплин, В. М. Юстицкий, граверы А. И. Кравченко, П. И. Поляков, А. В. Скворцов и многие другие.

«„Кому быть повешенным, тот не утонет”» — говорит пословица. Так и со мною случилось. Любил я бегать на коньках. Вот только что затянуло рейд льдом гладким, как зеркало, как приходит ко мне мой товарищ и друг Эйлер и мичман фон-дер Рекке. Побежим в Гельсингфорс завтракать. Побежали. Ступили на лёд, тонкий и гибкий, он почти волной гнулся под ногами, а потому порешили не бежать рядом. Вдруг у меня ремень отстегнулся и стал попадать под конёк. Я остановился, исправил повреждение и только дал два-три бойких шага, чтобы догнать товарищей,— провалился под лёд. Вынырнул, начинаю пробовать выйти из полыньи, но лёд подламывается, и я чувствую, что начинаю тяжелеть. По счастью, товарищи оглянулись и, видя меня в проруби, подбежали. Эйлер догадался первый, ловко подкатил мне палку, за ним Рекке сделал тоже, и тогда, кладя её плашмя на лёд, я разрешил свою тяжесть на большую площадь и Бог помог мне выкарабкаться, и я опрометью покатился обратно в Свеаборг. Пути было минут на 12—15. Достигнув берега, обледенелый, сбросил пальто, которое встало стоймя на снег, отвязал коньки, тут же их бросил и побежал домой. Руки мои трескались, и текла кровь, за ушами то же было. Брат мой Николай Петрович встретил меня в ужасе, но, придя в себя от радости, что жив, ничего другого не нашёл лучше, как вкатить в меня 2 стакана рому. Скоро я охмелел, сделался весел и лёг спать. Спал до 7 часов вечера и проснулся как встрёпанный, а так как вечером в клубе танцевали, то взял потогонную ванну со всех вальсов, галопов и полек, что избавило меня от всяких осложнений получить горячку, тиф или что другое. С тех пор я бросил бегать на коньках, да и хорошо сделал».

А. П. Боголюбов. Записки моряка-художника

Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896)
Парусные суда в море
1856
Бумага, графитный карандаш
НИМ РАХ
Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896) Парусные суда в море 1856 Бумага, графитный карандаш НИМ РАХ