Архип Люлька первым в нашей стране понял, что будущее авиации – за турбореактивными двигателями. Своим трудом и талантом Люлька проложил путь в это будущее.
Девятый ребенок в крестьянской семье, Архип Михайлович приучился к труду с детства. В юности будущий конструктор проявлял интерес к литературе, писал стихи, но точная наука привлекала его больше. В школе Архипа обучали преподаватели киевских университетов, которые, спасаясь от тягот гражданской войны, переехали в село Саварка, где рос Люлька. Именно преподаватели рекомендовали талантливому подростку после сельской семилетки поступить в школу фабрично-заводского обучения, где Люлька развил свои знания математики и научился кузнечному делу. Позднее, во время обучения на механическом факультете киевского политеха, Архип Михайлович специализировался на теплотехнике, а затем поступил в аспирантуру, но при этом всегда работал на производстве.
В 1933 году Люлька начал читать студентам Харьковского авиационного института лекции по термодинамике, параллельно разрабатывая авиационную паротурбинную установку. Однако ученый понял, что в авиации она непригодна, и стал вынашивать идею воздушно-реактивного газотурбинного двигателя.
Идеи Люльки получили одобрение Главного управления авиационной промышленности. Конструктора назначили руководителем проекта создания турбореактивного двигателя РД-1 и перевели из Харькова в Ленинград. Двигатель РД-1 обладал невероятно высокой для тех лет тягой при малом расходе топлива и удельном весе. Но легендарный конструктор, опережая время и думая на перспективу, 22 апреля 1941 г. запатентовал схему более надежного и экономичного двухконтурного турбореактивного двигателя, актуальную и сегодня для самых передовых авиационных моторов.
К маю 1941 года стендовый вариант турбореактивного двигателя РД-1 с осевым компрессором, разработанного Архипом Люлькой, был изготовлен в металле на 75%. Однако с началом Великой Отечественной войны работы по РД-1 пришлось заморозить. Основные чертежи, расчеты, готовые детали двигателя тщательно упаковали и закопали на территории Кировского завода.
Когда в 1941-1942 годах были разработаны первые немецкие реактивные истребители «Мессершмитт» Ме.262, советское руководство осознало необходимость создания самолетов, способных им противостоять. Люльку срочно вызвали из Челябинска с распоряжением продолжить работу над двигателем. Конструктора на транспортном самолете, под обстрелами, отправили в блокадный Ленинград, где он выкопал свой «клад». Покинув город по «дороге жизни», по льду Ладожского озера, Люлька отправился в Москву – продолжать свои разработки.
Стендовые испытания первого отечественного турбореактивного двигателя С-18 завершились в конце 1945 года. А в следующем году приказом министра авиационной промышленности СССР М.В. Хруничева Государственный Союзный завод № 165 передали в ведение 8-го Главного управления Министерства авиационной промышленности для развития на этом инструментальном заводе опытно-конструкторской базы по реактивным двигателям. Главным конструктором и ответственным руководителем завода стал Архип Михайлович Люлька.
Так дело создания отечественного турбореактивного двигателя, начатое Люлькой, получило статус государственного уровня. Самолет Су-11 с новым двигателем ТР-1, значительно превосходящим все существующие реактивные двигатели как по абсолютной тяге, так и по удельным параметрам, совершил свой первый полет 28 мая 1947 года. А уже через несколько месяцев оснащенные ТР-1 истребитель Су-11 конструкции П.О. Сухого, бомбардировщик Ил-22 конструкции С.В. Ильюшина и экспериментальный самолет ОКБ С.М. Алексеева И-211 приняли участие в воздушном параде, прошедшем 3 августа 1947 года в Тушине. За этим двигателем последовали усовершенствованные ТР-2 и ТР-3. С 1950 года двигателям, созданным в КБ Архипа Люльки, начали присваивать название «АЛ» в честь конструктора.
В последующие годы Архип Михайлович стал автором турбореактивных двигателей четырех поколений: АЛ-3, АЛ-5, АЛ-7, АЛ-7Ф, АЛ-21Ф и их модификаций для самолетов конструкции Сухого, Ильюшина, Бериева, Туполева, Микояна, Лавочкина. Вершиной творчества КБ в годы руководства Люльки стал турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31Ф, который до сих пор остается одним из лучших двигателей для боевой авиации. Он способен развивать тягу до 12500 кгс и позволил Су-27 установить 27 мировых рекордов.
«Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И в том, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации – создание отечественного турбореактивного двигателя!» – говорил Архип Михайлович в 1978 году. Ученики и последователи Люльки подтверждают эти слова делом.
Созданное Люлькой КБ теперь носит имя великого основателя. ОКБ им. Архипа Люльки сегодня – филиал ОДК-УМПО и продолжает разрабатывать отечественные авиационные и индустриальные двигатели.
Новости двигателестроения в канале ОДК в ТГ https://t.me/uecrus_official