Мы ранее писали https://t.me/AirLaw/412 о начале оценки регулирующего воздействия проекта акта (ID проекта: 02/08/01-25/00153880), идущему на смену скандально известному ФАП-519, который должен с 1 сентября 2025 года утратить силу.
Учитывая проблемы, которые может создать принятие проекта, мы его опубликовали на нашей платформе (https://www.avialaw.ru/index.php?col=2&incl=discuss/5.php&idd=246) где и прошло достаточно активное его обсуждение.
Обсуждение показало, что проект содержит серьезные противоречия Законодательству Российской Федерации, создает коррупционные риски, неоправданные административные барьеры, идет вразрез с общепринятой международной практике, что может вызвать непреодолимые проблемы в осуществлении международных полетов даже в дружественные страны (подробнее — в Приложении к статье).
Обработанные результаты обсуждения направлены на Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, где они были полностью проигнорированы разработчиком, который в ответ на замечания в лучшем случае поставил комментарий «учтено частично», ничего не учтя. https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153880
Это никого не удивило, Минтранс при издании актов в области летной годности давно идет напролом, игнорируя мнение отраслевого сообщества и законодательства в области принятия обязательных требований.
Сама история принятия ФАП «Часть 21» и ФАП-519 свидетельствует о том, что не только Минтранс не собирается выполнять требования 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Увы, проекты указанных актов и изменений в них неоднократно регистрировал Минюст, странные заключения по ОРВ выдавал Минэкономразвития.
В дополнение к указанному проекту Минтранс опубликовал на ОРВ проект приказа Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, привлекаемым при подтверждении соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна. Форма и порядок выдачи аттестата аккредитации. Порядок приостановления, возобновления и продления действия аттестата аккредитации, аннулирования аттестата аккредитации и внесения в него изменений, сокращения и расширения области аккредитации. Порядок ведения реестра аккредитованных юридических лиц».
Первоначальный анализ проекта показал, что в нам отсутствуют конкретные требования к системам качества организаций, подготовки и контроля квалификации их персонала, его допуска к работе и контроля за его деятельностью, а также наличия актуальной документации на воздушные суда, на соответствие которым выдается заключение.
Также, проект разработан вне рамок полномочий Минтранса, и предусматривает выполнение Росавиацией действий, на которые у нее нет полномочий.
Смеем предположить, что проект этого ФАП разрабатывается под будущее принятие законопроекта № 764314-8 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который изначально предусматривал изменения только в статью 28, направленную на уточнение предмета федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.
Однако, чтобы не заморачиваться с выполнением положений Федерального закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», связанных с согласованием, общественным обсуждением и других процедур внесения проекта закона, Минтранс пошел по проторенной дорожке, и при подготовке этого законопроекта ко второму чтению организовал «инициативное» внесение депутатских поправок , дополнил его положениями, предусматривающими:
изменения в статью 36, в части процедур выдачи сертификата летной годности;
дополнение статьей 36.1, предусматривающей аккредитацию организаций, привлекаемых при оформлении сертификата летной годности, привлекаемых на платной основе;
изменения в статью 104.1, в части распространения «мокрого лизинга» на иностранные авиакомпании.
Закон был принят без упомянутых поправок, но по слухам Минтранс продолжает проталкивать указанные положения.
Что будет дальше?
Мы уверены, что Минтранс изучит стандарты ИКАО и международный опыт, организует обсуждение с авиационным сообществом, услышит его мнение, исключит коррупциогенные нормы.
Полагаем, что вариант, что проект наделят волшебной литерой «КС» и примут его втихаря и Минюст за пару дней его зарегистрирует, «не заметив» грубых противоречий законодательству, канут в лету и не будет реализован.
Это очень важная область регулирования, и решать ее втихаря, без концепции, в нарушение всего и вся неправильно.
Такой подход не только не повысит уровень безопасности полетов, но и создаст непреодолимые трудности российским авиаперевозчикам при осуществлении международных полетов.
Приложение 1:
Основные замечания к проекту ПриказаМинтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок подтверждения соответствия конструкции беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, утвержденной типовой конструкции таких воздушных судов, форма сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее. Порядок его оформления, приостановления действия, аннулирования, возобновления действия и внесения в него изменений»
1. проект основывается на несуществующих или не относящихся к предмету регулирования подпунктом 2 пункта 1 статьи 8, статьей 10, пунктом 2 статьи 35, пунктами 1, 2, 2.1, 7, 7.1 статьи 36, статьей 36.1 и статьей 37.4 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Однако предмет регулирования и соответствующие полномочия устанавливаются только статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. В пункте 1 проекта авторами проекта делается попытка сделать действительными сертификаты типа, аттестаты и другие документы, выданные только Росавиацией, не только не соответствует Воздушному кодексу, но и создаст коллапс в отрасли. Так, планируется признать недействительными все аттестаты и другие документы, выданные до 1 января 1967 г., так как во время их выдачи не существовало федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации). Также все сертификаты типа, выданные МАК фактически утратят силу. При этом основания для выдачи СЛГ уже установлены в статье 36 Воздушного кодекса, а у Минтранса России нет полномочий на их установление.
3. В пункте 2 проекта некорректно определяется заявитель и устанавливается откровенно противоречащее закону основание для выдачи СЛГ.
4. Сроки рассмотрения, указанные в пунктах 7 и 8 проекта искусственно завышены. В связи с небольшим объемом рассмотрения документов представляется возможным рассмотрение осуществлять в течение рабочего дня, в день поступления заявления. Это позволит сократить убытки от простоя воздушного судна.
5. В пункте 9 проекта устанавливается срок действия СЛГ три года. Однако СЛГ выдается на основании соответствия воздушного судна утвержденной типовой конструкции, что является неизменным при условии поддержания летной годности. Поэтому в практике ведущих авиационных государств СЛГ выдается без указания сроков действия при условии подтверждения выполнения всех процедур поддержания летной годности. Проектом правил предусмотрена ежегодная «Оценка соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна в эксплуатации» что позволяет государству периодически контролировать состояние воздушного судна. Кроме того, Законодательном Российской Федерации предусмотрена возможность контроля соответствия обязательным требованиям объектов, включая воздушные суда, в рамках осуществления государственного контроля (надзора).
6. Согласно пункту 7 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации федеральными авиационными правилами должен быть установлен порядок подтверждения соответствия конструкции гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, форма сертификата летной годности и порядок его оформления.
Однако наименование проекта приказа не соответствует наименованию, предусмотренного к разработке и утверждению пунктом 7 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем тридцать вторым подпункта 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации
7. Главой III и пунктом 12 проекта предполагается предусмотреть привлечение аккредитованных организаций в процессе подтверждения соответствия конструкции воздушных судов утвержденной типовой конструкции. При этом необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации привлечение сертификационных центров и испытательных лабораторий осуществляется исключительно в процессе проведения процедуры обязательной сертификации. Воздушный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность привлечения аккредитованных организаций в рамках выполнения процедур, связанных с порядком подтверждения соответствия конструкции воздушного судна утвержденной типовой конструкции воздушного судна, а также не предусматривает компетенцию федеральных органов исполнительной власти или Правительства Российской Федерации на установление такой возможности и порядка привлечения и аккредитации организаций для выполнения соответствующих видов работ.
8. Пунктами 14 и 15 проекта предусматривается выдача аккредитованной организацией заявителю заключения о соответствии гражданского воздушного судна установленным требованиям к летной годности экземпляра воздушного судна, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 2 к проекту. Однако Воздушным кодексом Российской Федерации не предусмотрена выдача такого заключения, а выдача сертификата летной годности согласно пункту 2 статьи 36 осуществляется на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. Кроме того, указанные положения Воздушного кодекса Российской Федерации не применяются в настоящее время на практике. В мировой практике принято привлекать для этой цели, в том числе представителей (специалистов) подразделений по поддержанию летной годности эксплуатантов ВС. В этой связи полагаем необходимым внести соответствующие изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, в части закрепления возможности привлечения специализированных организаций и подразделений по поддержанию летной годности эксплуатантов ВС для оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, определив процедуры их одобрения (допуска) к осуществлению указанной работы уполномоченным органом. Кроме того, необходимо предусмотреть в качестве основания для выдачи СЛГ заключение независимой инспекции на вновь изготовленное воздушное судно.
9. Подпунктом 4 пункта 13 проекта ФАП предполагается предусмотреть предъявление заявителем аккредитованной организации ВС при осуществлении подтверждения соответствия схемы конфигурации салона и схемы раскраски ВС. Полагаем необходимым исключить из данного подпункта требование о предъявлении схемы раскраски ВС, как не имеющей отношения к летной годности ВС.
10. Правилами предусмотрено предоставление множества документов, не относящихся к процедурам получения сертификата типа, что вызовет необоснованные издержки при подаче документов.
11. Пунктом 28 проекта ФАП предполагается определение случаев для приостановления действия СЛГ, в том числе по причине халатного отношения служащих Росавиации в своим обязанностям.
12. Глава IV. «Оценка соответствия конструкции экземпляра гражданского ВС утвержденной типовой конструкции гражданского ВС в эксплуатации» проекта предусматривает осуществление Росавиацией функции, не возложенной на нее Законодательством Российской Федерации. Кроме того, полномочий по установлению порядка «Оценки соответствия конструкции экземпляра гражданского ВС утвержденной типовой конструкции гражданского ВС в эксплуатации» на Минтранс России не возложено. В связи с этим предлагаем исключить Главу IV из проекта.