Доброго дня! Сегодня я напишу о одном моём хорошем приобретении - катушечном магнитофоне Маяк 003. Правда было это года 4 назад, но аппарат я оставил у себя в коллекции. Ну и плюс ещё в том, что купил я его в очень интересном месте. Благо ехать самому за 1000км не пришлось и меня выручил мой друг Серёга. Но обо всём по порядку.
Эх, Москва... Порой удивляешься тому, что там у людей может попросту валятся в гараже или на даче. Понятно, столица. В советское время все радиозаводы того времени отправляли свои опытные образцы на выставки именно в Москву. Бывало даже так, что приезжала вся партия выпущенных аппаратов (3, 5, 10 штук), после в серию не шла, а вот эти самые опытные/выставочные образцы люди могли видеть на открытках, на спичечных коробках или куда серьезнее в годовых каталогах или на полках ярмарки экспозиции Министерства промышленности средств связи. Куда "оно" (имею ввиду исключительно не серийные образцы) потом девалось? В наши дни и не поймешь. Раз подобным "макаром" у одной женщины в столице появилось объявление на Авито с выставочным предварительным усилителем Орбита 002 за целую 1000 рублей. надо думать, (хоть я и позвонил через 10 минут после выхода объявления) что к ней уже ехал (естественно перекуп). Я предлагал тогда гораздо больше за него, но она, кусая локти, продала его тому, кто приехал. Как я и думал, через неделю его "перевыставили" уже за 20т.р. (да и за 20 я не успел купить). Но мне так же была важна история появления. К сожалению она не смогла вспомнить откуда он у нее.
Давайте о магнитофоне. Пусть это не редчайший аппарат, но всё же. Даже сейчас специально залез на Авито и нашёл только одно предложение за 63т.р.. По одной из версий их выпустили всего около 3000 штук (тираж примерно, как у магнитофона Ростов 104). Опять же, о количестве выпущенных трудно судить. Мне достался с номером 000384. Выпускали его на заводе "Маяк" в Киеве с 1984 года. По сути своей магнитофон являлся некоторым рестайлингом на тот момент уже существующего серийного и ставшего, наверное, уже старожилом среди катушечников того времени - магнитофона Маяк 001. (Хотя мне доподлинно неизвестно, выпускался ли ещё в 1984 году Маяк 001, но в каталоге за 1985 год есть только 003-й). Который являлся первым серийно выпускаемым магнитофоном СССР высшей группы сложности с конца 70-х годов. Рестайлинг это не предполагал каких-то глубоких модернизаций. Скорее (опять напишу фразу из автомобильной сферы) фейслифтинг. Если первые Маяки 001 были двухцветные (белый низ, черный верх с вставкой под дерево посередине. Позже эту вставку убрали). Тот тут мы видим строгий чёрный цвет. Но вот сама шероховатость краски панелей мне не понравилась. Это даже не матовый, а реально "шершавый" чёрный цвет. Пыль и грязь въедаются так, что только снимать и мыть под струёй воды. Тряпка и губка не берет.
Хорошо, что оставили деревянные вставки по бокам. Они придают магнитофону некую винтажность что ли. Даже не так. Солидность. И тут шпон не выглядит бедно, как, например, у Олимпа 004. Я когда впервые увидел его бока было подумал, что это самоделка. Там реально просто какая-то наклейка с рисунком структуры дерева.
По поводу выхода в свет 003-й модели у меня есть несколько предположений:
1. Задел комплектующих на заводе еще остался. Имею ввиду внутренности. решили выпускать обновлённый 003-й.
2. А так же для расширения ассортимента и присутствия на рынке лейбла (что за словечки в голову лезут) "Маяк" среди уже выпускаемых на тот момент "вышек" Электроника 003 и 004.
3. Может быть и потому, что новую модель магнитофона высшего класса Маяк 005 Киев не осилил в производстве. По каким причинам - неизвестно. И решили запустить хоть что-то.
4. Я конечно слабо верю, но возможно выпустили к 40-летию Победы.
Как бы то ни было, цена магнитофона была на треть выше, чем у Маяк 001 (на момент выхода у 001-го она была 960р и 980р с пультом дистанционного управления) и составляла 1345р. В принципе уже существующие Электроники 003/004 стоили на то время примерно столько же. Но по функциям превосходили Маяк на голову. Реверс, стеклоферритовые головки, возможность устанавливать катушки №22 (вставали и 27-е, но я не уверен, что в те годы они выпускались в СССР), против максимум №18 у Маяка. Да и сами по себе Электроники были более технологически совершенны в плане той же механики и электронной начинки. Хотел сравнить с ВАЗ 2107 и 2109, но не буду:))) А Маяк 001/003 к 1984 году, если верить официальным источникам (тому же rw6ase)
выпускался с 1973 года. Т.е. уже более 10 лет. Это не учитывая, что схема была скопирована (по информации из сети) с Revox A-77 середины 60-х. И цена ведь действительно была не малой. Плюс ещё найти 003-й, учитывая количество выпущенных, нужно было постараться найти на полках магазинов. В общем получилась некая такая "пасхалка" для любителей и ценителей Маяков. Кто готов был закрыть глаза на функционал, зато купить новенький Маяк высшей группы.
Кстати, из интересного. На Маяк 001 основной двигатель был двухскоростной немецкой фирмы Papst. На моём Маяк 003 японский фирмы Nidec. А вот, например, импортных головок здесь мы не видим. На Маяках 001 ставили на воспроизведение и запись пермаллой 6В24.060 6А24.060 (старые названия 6В24Н.5У и 6А24Н.5У) довольно таки редкие головки, если искать в наше время. На 003-й могли ставить и 041-е и 080-е, как я понял. Но про импорт информации не нашел. Хотя поставить в принципе не проблема какие угодно (на 001-м, который у меня в коллекции уже поставили 510-е стекло до меня на запись). То дело вкуса. Но это уже не завод...Хотя, на те же магнитофоны Ростов, какие только не ставили именно на заводе. И стекло, и пермаллой и сендаст и японские Teac. Особенно отличились последние 112-е магнитофоны. Что считать за истину - непонятно.
О пультах дистанционного управления. Забавная вещь. Думаю особенно для тех лет, когда вышел в свет Маяк 001. Пульт ДУ без проводов - это было очень круто. Те же магнитофоны Ростов так и не обзавелись беспроводным пультом в серии (только у опытного Ростов 121 он был). Хотя были попытки. Но в серии после Ростов 104 мы их вообще не видим, хотя разъем под него есть. Тут ответ прост - существовал универсальный пульт ДУ Эврика Э-01 (весьма редкая вещица, у кого есть, предложите). У Олимпов под это дело был отдельный блок и пульт на ИК-лучах. А у Маяка приёмник был встроен в магнитофон. Причем сигнал с пульта ДУ передавался по средствам ультразвука излучателем МУП-1. Пульты ДУ тоже достаточно не часто попадаются в продаже. А, тем более, рабочие. Что интересно, одним пультом можно управлять одновременно сразу двумя (а то и больше) магнитофонами. Само собой он будет слать одну команду сразу на два магнитофона.
По функциям: можете полистать фото. Тут я сделал сканы первых страниц руководства по эксплуатации. Кому интересно, скину сканы всех страниц.
О покупке. Четыре года назад (2021 год) цена на магнитофон Маяк 003 в современных рублях варьировались в районе 25-30т.р.. И по моим наблюдениям долго на рынке не задерживались. И тут предложение за 18т.р. в Москве. Созвонившись с продавцом я понял, что о магнитофоне он толком ничего не знает. Его рассказ был примерно таким: "Мы у человека в квартире делаем ремонт. Он уже в возрасте. Вот попросил нас помочь ему продать этот магнитофон". (Кстати, "загадили" они чем-то ему панели, что пришлось отмывать. Заднюю до сих пор нормально не отмыл). Отправлять он отказался. "Хреново", подумал я. И время на дворе было примерно часов 7 вечера и осень (т.е. уже темно). Покупки такие лучше делать сразу. Т.к. потом попросту заберут. "Блин, друг же в Москве живет" вспомнил я. Правда он без машины. Ну пусть "пилит" на метро. Ничего, мы друзья, должны друг друга выручать)) Созвонился, он согласился. Я скинул ему денег и он поехал. Естественно я ему сказал, что магнитофон не особо тяжелый. Ну может килограмм 12, в сумку влезет, на метро дотащишь...В общем приехал он на место, забрал магнитофон, звонит мне и говорит: " Ты знаешь где я был? Это дом, где жил Владимир Высоцкий". Я "загуглил" и действительно, Малая Грузинская 28. Т.е. купил магнитофон у соседа Высоцкого. Хоть и самого Владимира Семёновича не стало в 1980 году, а Маяк 003 выпустили позже, всё равно история мне эта запомнилась. Да и как позже выяснилось хозяин магнитофона жил в этом доме середины 70-х. Далее друг мне сказал, что я его обманул с весом и на метро он не поедет :) Ну оно и понятно, 12 и 23.5 кг разные вещи. Ну чуть приукрасил, с кем не бывает. А так бы ещё не согласился ехать. Решил он ехать на такси. "Ну ладно, что делать, оплачу тебе такси по Москве" - сказал я (ну плюс тысячи полторы-две). История на этом не закончилась. Деньги мой друг продавцу переводил. Но ему (продавцу) почему-то не пришло уведомление, а магнитофон он уже отдал Сергею и тот ушёл. В общем на нас с Сёрегой ещё подумали, что мы мошенники. Этот продавец догнал Сергея уже на улице со словами - "ты же деньги мне не отдал!". Начали выяснять (благо без резких слов и мордобоя). Выяснилось, что деньги пришли, просто не было уведомления. Продавец (хотя правильнее конечно его называть посредник) сказал Сергею, что я уже подумал про вас с товарищем нехорошее. И чтоб осадок не оставался, предложил довезти его до дома. Вот такая история. Кстати, через пол года этот продавец (посредник) нашел и заводскую инструкцию со схемами именно от этого магнитофона и выслал мне. За что ему отдельная благодарность, что не забыл о моей просьбе (вообще всех продавцов прошу, что если найдёте паспорта, схемы или еще что-то от купленной мной техники - звоните/пишите, куплю)
По поводу звучания да и в принципе своих ощущений от магнитофона. Не кидайте в меня палками, но катушечники я пока собираю исключительно для коллекции. Если винил я иногда люблю послушать (поэтому держу у себя несколько исправных на 100% проигрывателей), то магнитная запись - это такое себе удовольствие. Точнее тут нужен подход. В основном в хранении плёнки. Да, не спорю, бывает попадается та же лента Свема или Orwo 80-х, которая хранилась у понимающего человека и она вполне себе ещё пригодна для использования по назначению (я даже на одном Союз 111 "гонял" такую лет 5 назад). Но вот те же аудиокассеты, которые я лично покупал в начале 00-х, попросту уже посыпались в 80% случаев и забивают головки магнитофонов на ура после половины трека. Хотя брал я тогда откровенную "паль" по 15-20 рублей за кассету.
Ну либо другой вариант - покупать новодельную плёнку, записывать и слушать. Не, пока не готов. На перспективу созревания этой идеи у меня в голове и надежде на большее свободное время (короче до пенсии). И Олимп 700 есть и 004-й и Романтика 001 и Маяки эти и 104-й Ростов...
Вот, вспомнил про Rewox A-77. Точнее пока готовил статью узнал, что это оказывается был один из любимых магнитофонов Высоцкого. И тут опять пересекаемся с поэтом. Интересно конечно, был ли у него отечественный Маяк 001 или нет? Ответа на этот вопрос я не нашёл.
На этом завершаю. В качестве бонуса сканы из коллекции моих каталогов.
Маяк 001 из каталога за 1978 год (подготовка 77-й)
Маяк 003 из каталога за 1985 год (подготовка 84-й год)
Добавлю, что в свою коллекцию я приобретаю редкие/опытные/выставочные образцы советской аудиотехники. А так же каталоги, рекламные буклеты и открытки. Ну и буду рад любой информации по поводу выпуска БРЭА на заводах СССР.
С вами был Алексей. Канал Ностальгия. До новых встреч!