Вы когда-нибудь замечали, что самые яркие моменты в кино порой создают не главные герои, а те, кто стоит в тени? Петр Щербаков - живое доказательство этого парадокса. Человек, который мог молчаливо наблюдать за женскими ножками в «Служебном романе» и одним взглядом заставить зрителя смеяться или плакать.
Его жизнь - это история о том, как выходец из деревни стал народным артистом, пройдя через войну, партбилеты и семейные драмы.
Детство и юность: От станка до сцены
Петр Иванович родился в июле 1929 года в деревне Поздняково Калужской губернии. Его родители были «двадцатипятитысячниками» - рабочими, отправленными в село поднимать колхозы. После войны семья перебралась в Москву, где отец устроился на завод ЗИЛ. Туда же попал и Петр: днем - штамповка деталей в цеху, вечера - учеба в автомеханическом техникуме. Казалось, судьба предначертана: красный диплом, инженерная карьера... Но всё изменил театральный кружок при заводском клубе.
Старшие сестры, сами увлеченные сценой, буквально за руку привели брата в кружок - парней не хватало. Так начался его путь в искусство, хотя сам Петр тогда видел в этом лишь хобби. Но судьба вмешалась: во время прогулки он случайно зашел в ГИТИС и заявил педагогам: «Посмотрите меня! Если не гожусь - скажите прямо. В реку не брошусь!». Его взяли сразу на второй курс режиссерского факультета - актерский в тот год не набирали. Так рабочий парень стал студентом театрального вуза.
Театр: Между партбилетом и сценой
После окончания ГИТИСа в 1955 году Щербакова отправили в Германию - служить в Театре группы советских войск. Три года за границей стали для него школой жизни и актерского мастерства. Вернувшись, он попал в «Современник» - театр, который тогда был символом свободы для творческой интеллигенции.
Здесь Петр Иванович не только играл, но и возглавлял парторганизацию. Коллеги вспоминали: его выбрали за честность и порядочность, хотя должность была скорее обузой. «Он как будто родился секретарем, но ненавидел бюрократию», - писал друг актера.
При этом Щербакову удавалось защищать театр от давления властей, находя общий язык с чиновниками. Его герои на сцене - от Бубнова в «На дне» до Бутузова в «Так победим!» - часто отражали этот противоречивый опыт.
В 1985 году Олег Ефремов переманил его во МХАТ. Переход дался тяжело: «Современник» не хотел отпускать актера, но Петр Иванович, всегда ценивший дружбу, последовал за Евгением Евстигнеевым.
Фильмы: Гений эпизода
Кинодебют Щербакова состоялся в 1956 году, но слава пришла после роли метростроевца Славки Уфимцева в «Добровольцах» (1958). Этот образ стал для него личным - как и его герой, Петр вырос в рабочей семье и понимал цену труда. А песня «А годы летят» в его исполнении до сих пор трогает сердца.
Золотые роли второго плана:
- «Служебный роман» (1977) - Бубликов, чьи красноречивые взгляды на ножки секретарш стали культовыми. Без единой реплики он создал образ, который зрители помнят лучше многих главных героев.
- «Гараж» (1979) - муж Аникеевой, чья истерика из-за ужина добавила комедии абсурдности.
- «Мы из джаза» (1983) - саксофонист Иван Бавурин. Чтобы вжиться в роль, Щербаков учился играть на инструменте, хотя в кадре лишь имитировал игру.
Его персонажи - чиновники, военные, бюрократы - всегда были объемными. «Он светился скрытой силой, даже когда молчал», - писали критики.
Личная жизнь: Любовь, потери и семейные тайны
Петр Щербаков не был сентиментальным романтиком, но его сердце знало и боль, и предательство.
Первой официальной супругой артиста стала Нина - женщина, чье имя сегодня известно лишь узкому кругу биографов. Их брак, полный надежд, оборвался трагически: когда сыну Андрею едва исполнилось три года, Нина умерла от осложнений после гриппа. Щербаков, всегда казавшийся на сцене таким уверенным, в жизни растерялся. «Он не мог даже смотреть на ребенка - сразу вспоминал жену», - рассказывала позже его мать. Мальчика забрала к себе бабушка, а Петр Иванович, пытаясь заглушить горе, ушел в работу.
Галина Лиштванова: Роман в театральных кулисах
Спустя два года после смерти Нины судьба свела актера с Галиной Лиштвановой - молодой администраторшей из «Современника». Она была младше Щербакова на 14 лет, мечтала о сцене, но провалила экзамены в театральный. Их отношения начались в 1966-м почти как водевиль: Галина принесла Петру Ивановичу кофе за кулисы, а через неделю он предложил ей переехать к нему. «Он сказал: «Андрюше нужна мама, а мне - ты», - вспоминала Лиштванова.
Четырехлетний сын актера быстро привязался к новой «тете Гале», а через год она родила дочь Ольгу. Но семейная идиллия длилась недолго. Пока Галина лежала в роддоме, Щербаков закрутил роман с другой. Узнав об измене, Лиштванова собрала вещи и ушла, оставив записку: «Ты выбрал сцену, а не нас».
Петр Иванович, хоть и признал Ольгу, в ее воспитании участия не принимал. Когда девочке исполнилось 16, она сменила фамилию на материнскую - словно отрезав последнюю нить с отцом.
Валентина Бекетова: Последний причал
Третьей - и главной женщиной в жизни Щербакова стала Валентина Бекетова, директор ресторана. Они познакомились в 1970-м на банкете после премьеры. Валентина, далекая от актерской богемы, покорила Петра Ивановича практичностью и умением «держать удар». В их доме всегда пахло пирогами, а в холодильнике, даже в дефицитные годы, находилась колбаса «для гостей».
Сын Андрей, уже подросток, сначала ревновал отца к новой жене. Но Валентина Ивановна не стала конкурировать с памятью о покойной Нине - она просто заменила мать. «Она научила меня завязывать шнурки и писать сочинения, - признавался Андрей. - Я даже забыл, что она не родная».
Дети: Несбывшиеся мечты и неожиданные повороты
Щербаков мечтал, чтобы сын продолжил его дело. Он проломил систему, устроив Андрея в Школу-студию МХАТ к Олегу Табакову. Но юноша, выросший за кулисами театров, ненавидел актерство. На втором курсе он бросил учебу и сбежал в США с бродячими циркачами. Петр Иванович, узнав об этом, хлопнул дверью: «Ты предал фамилию!».
Андрей прошел путь от посудомойки до таксиста, а позже нашел себя в недвижимости. Но театральная кровь дала о себе знать - позже он играл в мюзиклах на Бродвее. «Отец бы мной гордился», - говорит он, хотя на похороны Щербакова в 1992-м так и не приехал.
Ольга Лиштванова, вопреки обидам на отца, выбрала творческую стезю - работает в театре кукол им. С.В. Образцова. Ее дочь Маша, внешне копия деда, заставляет знакомых Щербакова вздрагивать: «Петр Иванович будто вернулся!». В 2022-м Андрей и Ольга наконец встретились благодаря программе «Судьба человека», закрыв многолетний разрыв.
Смерть: Последний выход
16 марта 1992 года сердце Щербакова остановилось во время репетиции в театре. Ему было 62. Коллеги говорили, что незадолго до смерти он видел сны о своем друге Евгении Евстигнееве, который умер за 12 дней до него.
Похоронили актера на Ваганьковском кладбище, где позже установили памятник с фото, где он и Валентина улыбаются, будто забыв о всех невзгодах.
Интересные факты: То, о чем вы не знали
- В ГИТИСе учился с Вадимом Тонковым (Авдотья Никитична из комического дуэта) - их дружба длилась всю жизнь.
- Озвучивал мультфильмы, включая «Тюк!», где его голосом говорит... тюк сена.
- Был заядлым кулинаром - сам варил борщ и забивал гвозди, чем удивлял жен.
Петр Щербаков доказал, что величие - не в количестве реплик, а в умении прожить роль даже в эпизоде. Его жизнь - смесь триумфа и трагедии, как у многих гениев. Но сегодня, пересматривая «Служебный роман» или «Гараж», мы видим не просто актера, а человека, который умел быть искренним - и на сцене, и в жизни.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - чтобы не пропустить новые истории о легендах советского кино. Если есть желание можно поддержать канал монетой - 50 рублей на развитие.