С франшизами связано много стереотипов: от наивного представления, что этот бизнес работает сам по себе, до страшилок о том, что франчайзеры бросают партнёров сразу после подписания договора. Мы собрали пять самых популярных заблуждений, чтобы опровергнуть их. Погнали!
Многие думают, что франшиза — своего рода бизнес для ленивых: деньги вложил → за тебя всё организовывают, а ты просто кайфуешь от того, какой ты успешный предприниматель. На практике потом случается шок: «Как это нужно ещё что-то делать?»
Никакой волшебной таблетки не существует, тем более в предпринимательстве. Бизнес по франшизе — это прежде всего бизнес. С той лишь разницей, что здесь вас сопровождают на каждом этапе запуска, делятся проверенными инструментами и поддерживают после открытия.
Но всё это даст желаемый результат только в том случае, если вы будете работать над своим бизнесом. Чтобы школа приносила деньги, нужно регулярно вкладывать в неё ресурсы и активно участвовать в развитии своего дела.
Миф №2 «Все франшизы одинаковы, можно выбрать любую»
Если вы откроете любой каталог франшиз, увидите, что разных предложений там сотни. И речь идёт даже не о рынке франшиз в целом, а о конкретных нишах: вроде общепита или детского дополнительного образования.
Так что прежде чем выбирать какую-то франшизу, отберите и сравните возможные варианты по ключевым параметрам: сколько нужно вложить на старте, сколько вы будете зарабатывать в итоге, как именно управляющая компания поможет запустить бизнес и т.д.
На практике у любой франшизы есть свои особенности. Например, мы в «ЮниорКод» сопровождаем партнёров как до запуска, так и после. Даём критерии для подбора помещения, рассказываем, где и как найти сотрудников, обучаем преподавателей, настраиваем маркетинговую стратегию для привлечения первых учеников. А для управления доходами и расходами подключаем ERP-систему собственной разработки.
Миф №3 «В франшизе тебя задушат требованиями — никакой свободы»
Свободы ошибиться в расчётах, слить деньги вникуда или потерять все вложения действительно маловато. У любой управляющей компании есть свои стандарты, которых должны придерживаться все франчайзи. И они придуманы не для того, чтобы ограничить вас в «полёте бизнесовой фантазии», а чтобы поддерживать репутацию всей сети.
Как это работает:
↓ франшиза даёт вам право работать и зарабатывать под именем известного бренда.
↓ люди идут к вам, ожидая того же уровня сервиса и преподавания, что и в других школах сети.
↓ если их ожидания не оправдаются из-за того, что вы забили на стандарты сети, вы легко потеряете клиентов.
Так что соблюдать стандарты сети — в ваших же интересах: это не даст просесть по качеству и будет напрямую влиять на чистую прибыль.
В остальном у франчайзи есть некоторая степень свободы. Вы можете искать и предлагать новые инструменты, тестировать гипотезы — в управляющей компании будут только рады поддержать вашу инициативу.
Миф №4 «Все франчайзинговые договоры одинаковые, зачем в них вчитываться?»
Ну хотя бы для того, чтобы не потерять все деньги ещё на старте — мало ли что может быть прописано (или деликатно пропущено) в тексте. Договор гарантирует защиту ваших инвестиций: это взаимные права и обязательства, которые принимает и управляющая компания, и вы сами.
У любой франшизы есть свои нюансы и условия, которые всегда должны фиксироваться. Устные договорённости ничего не значат — юридическую силу имеет только то, что прописано в контракте. Поэтому важно внимательно изучить каждый его пункт — чтобы чётко знать, во что вы вкладываете свои деньги.
Миф №5 «Франчайзер продаёт все материалы, а дальше разбирайся сам»
Такие франшизы действительно существуют, но это скорее исключение из правил. В надёжной компании вас будут сопровождать на всех этапах открытия и после: объяснят, что делать и как, обучат бизнес-процессам и управлению ими. А затем будут следить за вашей работой, анализировать показатели и предлагать пути развития бизнеса.
Ещё один признак качественной франшизы — сильное комьюнити. Многие сети поддерживают активное взаимодействие между партнёрами. В «ЮниорКод» мы регулярно устраиваем встречи и вебинары для обмена опытом, ведём общий чат для всех партнёров. В итоге вы не разбираетесь с бизнесом в одиночку, а оказываетесь в окружении предпринимателей с теми же вопросами — так решать их гораздо легче.
Бизнес по франшизе — такой же бизнес, с той лишь разницей, что здесь вы получите нужную поддержку и сможете успешно открыться даже без опыта. Разумеется, если вы готовы избавиться от предрассудков о франчайзинге и вложиться в своё дело.