Я уже как-то говорил, что во время работы в компании АЛРОСА инженером-технологом, какой-то период у работников ИТР кроме основного отпуска в 28 дней были ещё дополнительно оплачиваемые две недели отдыха. Я почти всегда брал одну неделю весной, а другую осенью, используя их для поездок куда-нибудь. Но в этот раз у меня получилось взять небольшую часть отпуска в феврале и я отправился в Смоленск. Почему сюда? Во-первых, здесь находится старейшее предприятие алмазной отрасли в России, которой я посвятил больше 40 лет своей трудовой деятельности. Во-вторых, город интересен с исторической точки зрения, как один из западных форпостов нашего государства.
Про историю города чуть позже, а пока о моём приезде и размещении. Отправился я из Москвы с Белорусского вокзала на поезде "Ласточка". Билет в сторону Смоленска обошёлся мне в 647 рублей. Отправление в 7:10, а прибытие в точку назначения в 11:09, то есть дорога заняла 4 часа. Теперь немного о железнодорожном вокзале. История железных дорог Смоленского края уходит в XIX век, период бурного промышленного развития. Первые пути появились здесь в 1868 году и составляли часть Орловско-Рижской железнодорожной ветки. Через некоторое время появилась дорога между Смоленском и Москвой, вскоре она была продолжена до Бреста. Само собой, что развитие железнодорожного транспорта дало ощутимый импульс развитию самого города, ставшего важным транспортным узлом.
До революции 1917 года было два пассажирских вокзала, которые стояли параллельно друг другу между железнодорожными путями и были соединены аркой с часами. В 1931 году появились планы по строительству ещё одной линии на Могилёв и возведения ещё одного вокзального здания, однако планы реализованы не были. Оба здания сильно пострадали в 1941-1943 годах и были окончательно разрушены во время немецкого авианалёта 28 июня 1944 года. В 1945 году на их месте по проекту Б.С. Мезенцева построен временный деревянный вокзал.
В 1951 году был построен новый вокзал по проекту М.А. Шпотова и участии архитектора Б.С. Мезенцева. Новое здание Смоленского вокзала было построено в типичном для середины прошлого века стиле, с заметным влиянием неоклассицизма. И производило характерное для тех времен монументальное впечатление. Взгляд невольно приковывается к массивному центральному фасаду, посередине которого находится украшенный углубленный арочный проем с колоннадой.
Нежно-бирюзовое здание станции богато украшено белоснежной лепниной, всевозможными розетками, полуколоннами, карнизами, окантовкой и прочим архитектурным разнообразием, призванным придать вокзалу праздничный и торжественный вид. Интерьер здания ни капельки не уступает в пышности экстерьеру. Высоченные своды заставляют круто задирать голову, чтобы рассмотреть украшенный потолок. Поддерживается вся исполинская махина толстенными колоннами, довершающими впечатление невероятного размаха.
Интересная особенность вокзала в Смоленске заключается в том, что кроме лепнины, росписи и прочих украшательств, в здании хранятся и выставляются невероятных размеров художественные полотна. Среди них есть копии: И.И. Шишкин "Рубка леса", А.Д. Кившенко "Военный совет в Филях", Ю.М. Непринцев " Отдых после боя". Оригиналы представлены двумя авторскими полотнами А.М. Булдакова "Смоленск великокняжеский" и "Смоленск православный".
С вокзала я сразу же отправился к месту проживания. Я заранее забронировал апартаменты на Большой Советской улице, 18/18, заплатив за 4 ночи 7200 рублей. На самом деле это оказался мини-отель в здании бывшего Смоленского окружного суда постройки 2-й половины XIX века. Вход в отель был со двора, довольно обширного и пустынного. Если бы ещё облагородить двор зеленью, лавочками, детской площадкой, стало бы идеально. Хотя прошло уже 7 лет с моей поездки, может что-то изменилось. После революции в здании располагался трибунал (я так понимаю - революционный) и различные магазины. Во время войны дом был повреждён и восстановлен в начале 1950-х годов.
Отель расположен на трёх этажах одного из подъездов дома. Очень симпатично всё внутри устроено. Шикарное месторасположение - в шаговой доступности многие достопримечательности: художественная галерея, сад Блонье, исторический музей, Успенский собор, Лопатинский сад, старинная крепостная стена и др. Номер у меня был двухуровневый, в котором может проживать от 1 до 3 человек. Что-то похожее у нас с женой было в Лиссабоне. Небольшая кровать была внизу у окна, большая двухместная сверху, но мне она была без надобности. В номере имелся душ и туалет, кондиционер, телевизор, микроволновка, чайник, в общем всё необходимое, включая wi-fi. В номере было тепло.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.