При каждом просмотре Форреста Гампа у меня возникает один и тот же вопрос. Неужели человеку может так везти в жизни? Будучи немного обделённым умственными способностями, герой фильма становится успешно известен в любой сфере, к которой прикоснётся. При этом сам он даже не способен оценить своего везения. Он не замечает ни славы, ни богатств, которые к нему приходят. За что бы Форрест не взялся, у него всё получается с огромным размахом. Может показаться, что судьба ему благоволит. Однако всё обстоит иначе. Просто у Форреста нет педали тормоза. И в этом кроется та идея, которую нам пытается донести фильм.
Большинство историй объединяет общее негласное правило – главному герою должны выпадать испытания, которые он должен с трудом преодолевать. Без таких испытаний фильм будет скучен. Кому захочется смотреть на то, как Энди Дюфрейн сбегает из тюрьмы в первую неделю заключения, а Фродо относит кольцо к роковой горе верхом на орле? Это хорошее правило, и оно работает. Конфликт двигает историю, заставляет нас сопереживать герою. Однако Форрест Гамп выстроен совершенно иначе. Форресту будто совсем не нужны усилия для достижения результата. Он получил образование в престижном колледже, стал героем войны и выиграл турнир по настольному теннису, основал многомиллионную корпорацию, несколько раз бегом пересёк Америку и встретился с тремя президентами. Это, пожалуй, единственный фильм, в котором у героя нет какой-то конкретной цели, и он время от времени занимается то одним, то другим. Он как пёрышко, следующее за ветром. Он не принимает решения по поводу своей судьбы. Каждый раз решения принимают за него.
Хочешь отправиться во Вьетнам? Почему бы и нет? Купить лодку и заняться креветочным бизнесом? Отличная идея! В каждой истории Форрест выходит победителем. Он рассказывает о своей жизни случайным собеседникам, и никто ему не верит. Не может такого быть, чтобы человек был настолько талантливым. При первом просмотре может показаться, что это сделано для придания комического эффекта. Он научил Элвиса танцевать и дал идею песни Imagine Джону Леннону. Человек, рождённый с лёгкой умственной отсталостью, делает то, что у обычного человека потребует огромных усилий. Однако это лишь половина истины. Фильм говорит нам, что мы, как и Форрест, можем добиться таких же результатов в любой сфере, если отдадимся этому целиком. Форрест обладает качествами, которые являются основой или залогом успеха. В первую очередь, это сосредоточенность на процессе. Не на конечном результате, ведь мечтая о славе и богатстве, трудно уделять достаточно внимания повседневной действительности. Даже если задача скучная и однообразная, Форрест способен сосредоточиться на ней и удерживать фокус продолжительное время. Это то качество, которое необходимо иметь, если хочешь добиться успеха и мастерства в любой деятельности. Успех — это не что-то единое и абстрактное. Это совокупность однообразных, рутинных и скучных действий. Форрест имеет огромное преимущество — низкий интеллект, который не позволяет ему соскучиться и начать задавать вопросы о смысле повторения действий. Он просто получает удовольствие, выполняя их, а это ведёт к мастерству.
Есть теория о том, что успех не наступает мгновенно, что он приходит только после двух лет практики, в какой бы сфере мы ни работали. или что мы будем хороши в нашем деле только после 10 тысяч часов тренировок. Об этом здорово помечтать. Можно научиться играть на гитаре за сотню часов, ну асом станешь только после 10 тысяч. Только эта статистика слишком суха, и её можно применить лишь на большую совокупность людей. Она никак не отображает наши собственные стремления. Успех может прийти гораздо быстрее, если наслаждаться процессом. Такого понятия как удача или везение не существует. Форрест стал успешным в футболе не из-за удачи, а потому что любил бегать. Он всё детство убегал от хулиганов, он стал хорош в том, чем занимался каждый день. Многие боятся начать собственное дело, потому что считают себя никчёмными, недостаточно талантливыми. Форрест Гамп показывает, что человек может достичь чего угодно, вне зависимости от того, к чему он предрасположен. Даже если ты не выделяешься на фоне остальных людей, ты можешь быть лучшим в том деле, которое выберешь. Это звучит как слоган из мотивационной рекламы, но это действительно так. Нет никчёмных людей, есть только лень и отсутствие веры в себя.
Наверное, каждый из нас сталкивался с какой-то проблемой, которая кажется неразрешимой. И мы думали, вот, это та область, которую я не понимаю и которая никогда мне не покорится. Не счесть людей, которые утверждают, что у них нет способностей к математике. Их отговорка звучит так «У меня гуманитарный склад ума, я могу запоминать большие объёмы информации, но решать задачки совсем не моё». Это утверждение ошибочно. Любой человек может усвоить математику и сделать это быстро, если поверит в себя. Достаточно только избавиться от педалей тормоза. Другие люди, которым наоборот подвластна математика, к примеру, не умеют танцевать, и по разным причинам считают, что никогда не смогут делать это хорошо. Это идёт от боязни критики. Что странно, никто не ждёт от тебя, что ты начнёшь делать это хорошо с первого же раза. Форрест Гамп говорит нам о бесполезности чувства стыда и неуверенности. Каждый раз, когда он появляется на публике, он ведёт себя как полнейший идиот. И что самое главное, никто над ним не смеётся. Он показал обнаженную ягодицу президенту Джонсону, сказал, что хочет пи-пи Кеннеди, произнес речь в выключенный микрофон перед многотысячной толпой. Боязнь критики – абсолютно бесполезное явление. Успеха невозможно добиться, не избавившись от этого чувства. Критика, наоборот, необходима. Только с ней можно самосовершенствоваться и делать вещи, которые любишь, лучше. От кого, как ни от других людей, можно услышать все те вещи, которые мы в данный момент делаем неправильно?
Чтобы начать делать то, что нравится, много не нужно. Достаточно желания и эффективного управления временем. Как мы знаем, эпоха взрослой жизни Форреста выпала на 60-е и 70-е. Тогда телевизоры не пользовались такой популярностью, не помещались на ладони, а интернет был ещё только в форме локальных сетей у самых крупных компаний. Поэтому у него было очень много свободного времени, и он тратил его исключительно на то, чем хотел заниматься. В армии Форрест начал упражняться в настольном теннисе. Уделял этому все свои дни и добился того, что попал в Китай и выиграл там международный чемпионат. Всё, что он делал, чтобы добиться победы, это еда, сон и игра в настольный теннис. Когда никто не хотел с ним играть, он играл сам с собой. Это превосходный пример того, как нужно тратить время правильно. Строго не рекомендуется, если не хотите стать затворником.
Работая на катере для ловли креветок и каждый раз доставая из сетей ракушки и мусор, он не унывает и лишь продолжает ходить в море в поисках места с хорошим уловом. Так и происходит, он превращает своё маленькое дело в небольшую империю, и позже под его командованием ходит уже 12 катеров. Он не умел ловить креветок, знал о них лишь со слов покойного друга, которому обещал помогать после войны, и он начал дело без долгих раздумий и оглядок назад. Иногда люди смотрели на его поступки и спрашивали: «Ты что, дурак?» На что он всегда отвечал: «Дурак дураку рознь». Этому можно лишь поучиться. Ему важно то, что он делает. Он ставит своё видение выше мнения людей, которые думают иначе. Каждый человек творит свою судьбу, и никто не может указывать, что ему делать и когда.
В этом фильме отчетливо прослеживается линия судьбы. Она воплощена в маме Форреста, в лейтенанте Дэне, в Дженни, в Баббе. У большинства из нас, так же как и у близких Форресту людей, есть некое представление о том, какой должна быть жизнь. Герои фильма чётко знают, чего хотят. У них есть цели и амбиции.
Но Форрест не тратит время на пустые разговоры о том, как всё должно быть. Он из тех простых и открытых людей, которые постоянно ощущают, как чудо затрагивает нашу жизнь. Он способен разглядеть возможности в самых неожиданных, но в то же время очевидных местах. Ирония заключается в том, что пока более целеустремлённые друзья Форреста проявляют нерешительность, он постепенно реализует все их мечты. Он становится героем войны, чего желал лейтенант Дэн. Осуществляет мечту Дженни стать знаменитой. И запускает чрезвычайно успешный креветочный бизнес, о котором мечтал Бабба.
Здесь мы видим столкновение двух философий, двух взглядов на жизнь. Первый — что нам всем уготована судьба, и мы не в силах изменить её в значительной мере. Второй — что мы сами творим свою судьбу. Стоя над могилой Дженни, Форрест приходит к мысли, что его близкие правы: некоторые события неизбежны и предопределены судьбой, некоторые события — чистая случайность, но мы можем по-разному реагировать на происходящее вокруг и отталкиваться от событий по-разному. Это воплощено в центральном символе истории — перышке, которое открывает и закрывает фильм. Это первое и последнее, что мы видим в кадре.
Том Хэнкс на интервью описал это следующим образом: «Наша судьба определяется только тем, как мы распоряжаемся элементами случайности в наших жизнях. Перо отражает именно эту мысль, ведь оно может приземлиться где угодно, но приземляется у ног Форреста». И Форрест поднимает это перо, словно хватаясь за шансы и возможности, которые жизнь предоставляет ему. Мама Форреста говорила, что жизнь похожа на коробку конфет. Ты никогда не знаешь, что получишь. И как мы можем видеть, Форресту досталась не самая лучшая сладость из коробки. Но он компенсирует это упорством и своим невероятным даром видеть чудеса, которые случаются каждый день. Форрест Гамп показывает нам, насколько важно эффективно использовать то, что нам предоставляется.
Фильм «Форрест Гамп» оказался насыщен таким количеством идей, что по нему можно написать руководство о том, как идти к успеху. Он рассказывает нам историю человека, который добился всего, но при этом не испортился как личность. Он показывает, что в мире нет невозможного, если есть желание и воля изменить свою жизнь. В каждом из нас кроется человек, способный на всё. Нужно лишь выпустить его наружу.
Автор: ЧБУ