Найти в Дзене
Игорь Орлов

Самарийская трагедия. Опасное святое место и тайна двух монахов.

Оглавление

В Самарии (Ближний Восток) есть одно древнее святое место с богатейшей историей.

В новейшее время это место окропилось невинной кровью от произошедшей трагедии. В нем сокрыта тайна двух православных монахов.

Узнаем поближе?

Читайте ниже

(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте)

Древнее святое место.

Оно находится у подножия исторической горы Гаризим (на этой горе Моисей повелел на всенародном собрании ежегодно читать Закон и 6 колен Израиля обязал приносить благословение на исполнение Закона).

Гора Гаризим, Самария
Гора Гаризим, Самария

Находится это место на западном берегу святой реки Иордан (реки, в которой пророк Иоанн Креститель в 1 веке н.э. крестил Христа и множество людей, к нему приходивших).

Пророк Иоанн Креститель крестит людей в святой реке Иордан
Пророк Иоанн Креститель крестит людей в святой реке Иордан

Место это находится возле города Наблус (арабское название), большего известного, как евангельский город Шхем (Сихем, Сихарь).

Город Наблус (Шхем, Сихем, Сихарь) в Израиле
Город Наблус (Шхем, Сихем, Сихарь) в Израиле

На этом месте святой праотец Иаков, прозванный Израилем, вырыл колодец, глубиной в 22 метра. Колодец с тех давних времен именуют колодцем Иакова. Позже, его сын Иосиф, прозванный Прекрасным, приобрел это место и передал его своему сыну Ефрему. Здесь же, в уделе колена Ефремова, находится и гробница Иосифа, в которой покоятся его останки.

Мусульмане уважительно относятся к этому месту. Иакова они считают пророком и называют его Якуб ибн Ицхак ибн Ибрагим (Иаков, сын Исаака, сына Авраама). Также, как почитаем ими, и Иосиф Прекрасный, которого они именуют Юсуфом.

В евангельские времена Земной жизни Христа, это место стало святым местом христиан. Здесь Христос встретился с самарянкой Фотиной, которую попросил дать Ему пить из этого колодца. Эпизод описан святым апостолом Иоанном Богословом в его евангелии (Ин.4:4-26). Фотина позже, как говорит Священное Предание, приняла христианство и погибла мученической смертью (в христианстве очень сильна традиция мученичества, голгофничества).

Беседа Христа с самарянкой Фотиной в Самарии, Сихем, у колодца Иакова
Беседа Христа с самарянкой Фотиной в Самарии, Сихем, у колодца Иакова

В первые века н.э. колодец Иакова стал почитаться именно христианской святыней. Евреи и мусульмане уважительно относятся к ней, но она не считается их святыней – уже христианской. Подаренной христианскому миру.

На этом месте, в 4 веке нашей эры, был построен православный христианский храм в честь мученицы Фотины Самарянки. Храм четырежды разрушался за долгую историю до наших дней, и много раз разворовывался.

Современный храм свмч Фотины Самарянки. Под алтарем его, в подвале находится Колодец Иакова
Современный храм свмч Фотины Самарянки. Под алтарем его, в подвале находится Колодец Иакова

Но место святое, Богом хранимое. Потому и храм (монастырь) сейчас здесь греческий православный есть, и колодец Иакова находится под алтарем этого храма. Летом, в жару, он иногда высыхает. В другие сезоны года в нем всегда есть святая вода.

Место это не только святое, но и трагическое, обагренное невинной кровью.

Самарийская трагедия.

Она случилась здесь 29 ноября 1979 года, в начале святых дней Рождественского (Филиппова) поста.

В мае 1979 года приехал сюда служить пожилой (66 лет) монах – киприот, архимандрит Иерусалимской православной церкви - Филумен (Хасапис), именуемый Святогробец. Старца Филумена описывали, как мирного, сосредоточенного и приветливого подвижника.

Святой старец Филумен (Хасапис) Святогробец у Колодца Иакова
Святой старец Филумен (Хасапис) Святогробец у Колодца Иакова

Было несколько случаев, которыми поделился старец Филумен, когда евреи приходили помолиться к Колодцу Иакова. Старец Филумен не препятствовал их молитве и разрешал пройти внутрь храма, спуститься в подвал, к колодцу. От него требовали эти люди убрать христианские святыни (крест и иконы), говоря, что они мешают сосредоточенной молитве. Но старец напоминал, что это православный храм, и он не может выполнить их просьбу. В ответ он получал угрозы. Однако никак не обеспечил своей безопасности, не сообщал в полицию, перенеся все всецело в руки Господа.

Незадолго до трагедии, брату - близнецу старца Филумена- монаху Александру, был пророческий сон, что Филумена ждет мученическая смерть за Христа. Филумен не испугался и был готов ее принять, коль это Воля Божья.

И вот, в первые дни святого Рождественского поста, 29 ноября 1979 года, в монастырь, во время вечерни, прибыл незнакомец, лет 30-40. Он вошел в храм, бросил гранату в подвал, в помещение нижнего храма. Старец Филумен, находившийся там, был ранен ее осколками. Незнакомец спустился вниз и расправился со старцем, при помощи топора. Осквернил ряд святынь и незаметно удалился.

-8

Кем был этот незнакомец –никто не знал. Но, почему-то православные греки предположили, что это религиозное преступление и его совершил кто-то из радикальных иудеев, которые ранее угрожали старцу.

Правительство Израиля опровергло это предположение, сказав, что народ их страны является нравственным, а в политике Израиля нет узаконенных религиозных гонений на представителей других вероисповеданий.

Тело старца было похоронено на Святогробском кладбище на Сионской горе.

Раскрытие тайны убийства старца Филумена.

Тайна раскрылась три года спустя, в ноябре 1982 года, когда в монастырь вновь пожаловал тот же незнакомец и попытался убить пожилую монахиню, служившую в монастыре. Дело было днем, человек был остановлен паломниками, скручен и передан израильской полиции.

Флеш бэк. Тремя годами ранее.

Надо отметить, что в 1979 году, когда было совершено убийство старца Филумена в Шхеме (Наблусе), в самом Израиле (Тель-Авиве и Лоде) были совершены два громких убийства, оставшиеся нераскрытыми.

В Тель-Авиве, в клинике, был убит врач – гинеколог - Давид Коган. В Лоде, была убита и ранена арабская многодетная семья Ахмада Кодры (погиб Ахмад и 2 его детей, жена и трое других детей были ранены). Израильская полиция искала преступников и вела расследование.

Теперь, в 1982 году, из Шхема, ей доставили незнакомца, пытавшегося убить православную монахиню.

Расследование.

Израильская полиция начала свое расследование. Незнакомца звали Ашер Раби. Родители его были афганскими евреями, мигрантами в Израиль. Сам Ашер жил одно время в Иерусалиме, потом в Тель-Авиве, служил ранее в израильской армии и участвовал в арабско-израильских войнах. Ему было 37 лет. Он не имел семьи, ушел с работы (он работал водителем грузовика) и потерял свой частный бизнес (разорился).

Раби, во время расследования, сознался, что убил старца Филумена 3 годами ранее. И сознался во всех других преступлениях. Убийства в Тель Авиве и в Лоде – тоже было дело его рук. Расследованием было выявлено 5 эпизодов убийств и 10 эпизодов ранений, совершенные Раби. Серийные преступления. Был выявлен общий почерк и средства убийств: граната, автомат УЗИ (привезенные из зон боевых действий), топор и нож.

Мотивация преступлений.

Почему Раби совершил эти преступления?

На этот вопрос дала ответ судебная медицина.

У Раби, участвовавшего в военных действиях, после войны Судного дня 1973 года, случилась серьезная психологическая травма и пошли нарушения психики. Он глубоко ушел в «религиозность», уходил в горы молиться, читал святые книги. Стал «слышать голоса» и «видеть невидимое».

Ему, как считал Раби, Господь давал задания совершать «топорное» правосудие против зла. Это не имело конфессиональной окраски: убивать представителей той или иной конфессии. Господь, как считал Раби, через него карал «грешников за грехи» (если мы вспомним фильм «7», так показано такое).

Врач - гинеколог был «грешен» тем, что делал аборты и уклонялся от налогов. Семья Кодры тем, что женщина иудейка поменяла веру, вышла за мусульманина и привела в нее своих детей. Старец Филумен «грешен» тем, что на древней еврейской святыне (хотя таковой она не признается) установил иные, христианские символы.

Ашер Раби был признан психически невменяемым и по законам Израиля даже не мог предстать перед судом. Его отправили в специальную закрытую психиатрическую клинику на исцеление. Далее – следы его теряются и находятся под строгой конфиденциальностью. Это составляет медицинскую тайну.

В Израиле, мы с вами слышали, знаем об этом, очень сильная медицина. Врачи умеют исцелять немалые случаи душевных болезней. Люди исцеляются. А исцелившись - могут быть возвращены в нормальное общество. После заключения консилиума врачей об исцелении и отсутствия рисков рецидива болезни. Поэтому, об исцеленных не должны знать, чтобы не вспоминать их прошлое, а дать им шанс на новую жизнь. Мудрая практика и этот закон в Израиле?

Канонизация старца Филумена.

Икона свмч Филумена (Хасаписа)
Икона свмч Филумена (Хасаписа)

Уже в конце ноября 1983 года (через 4 года после трагедии) были извлечены нетленные мощи старца по указанию патриарха Иерусалимского Диодора. Потом они опять перезахоранивались и вновь извлекались. Всякий раз оставаясь нетленными.

Патриарх Иерусалимский Диодор (Дамианос Каривалис, 1923-2000)
Патриарх Иерусалимский Диодор (Дамианос Каривалис, 1923-2000)

В сентябре 2009 года старец был канонизирован Иерусалимской православной церковью. Канонизацию совершил патриарх Иерусалимский Феофил 3. В ноябре того же года, при огромном стечении паломников в храме свмч.Фотины, у колодца Иакова, было совершено прославление свмч. Филумена (Хасаписа).

Патриарх Иерусалимский Феофил 3 (Илия Яннопулос, род.1952)
Патриарх Иерусалимский Феофил 3 (Илия Яннопулос, род.1952)

В 2010 году Священным синодом РПЦ свмч. Филумен включен в месяцеслов РПЦ и его почитание во святых. День памяти 16/29 ноября. В первые дни Рождественского поста русские православные христиане могут помянуть и помолиться свмч. Филумену Святогробцу: святый отче, Филумене, моли Бога о нас.

Опасное место.

После этой трагической гибели никто из монахов не хотел служить в этом святом месте, считая его гибельным и опасным. Нескольких подвижников сюда присылали, по послушанию, но они не выдерживали и уходили из этих мест.

Смелый подвижник.

Но верно народное выражение: «свято место пусто не бывает». По своей доброй воле, спустя три года после трагедии сюда приехал другой грек – отец Иустин (Мамалла). Родом он был из греческого острова Корфу.

Остров Корфу, Греция. Родина смелого старца Иустина (Мамаллы)
Остров Корфу, Греция. Родина смелого старца Иустина (Мамаллы)

Остров знаменит тем, что нем покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, великого православного святого, борца с ересями. Старцу Иустину было видение, что он должен пойти служить Богу в этой святой обители у Колодца Иакова. Он сам попросился на такое служение в Иерусалимской патриархии.

Иустин - это святой жизни подвижник, которого прозвали «батюшкой бедняков». Он щедро творил милостыни для малоимущих в Палестине: давал деньги, прислал 6 тонн муки. Очень любил людей. Про неслыханную щедрость узнал правитель Палестинской автономии Ясир Арафат.

Ясир Арафат
Ясир Арафат

Он лично приехал в храм свмч.Фотины, к отцу Иустину, и спросил, как он мог бы отблагодарить несвятого святого старца. Арафат готов был пожертвовать большие деньги на восстановление храма свмч.Фотины, но Иустин отказался. Если храм будет построен на арабские деньги, смекнул он, то арабы смогут в будущем претендовать на него. Он нашел альтернативный источник пожертвований из православной Греции, и других мест. И восстановил святую обитель.

Отцу Иустину (он жив, служит и поныне там) много раз угрожали. 32 раза на него совершались покушения. Один раз били топором по голове, но он выжил. Он не робел и робеет, доверивши судьбу свою Богу. Чтобы никого не напрягать, старец Иустин давно вырыл себе могилу возле храма. Если его убьют – пусть не мучаются - тут же и закопают его тело, в этой могиле. Но Бог миловал и до сих пор милует смелого несвятого святого старца Иустина (Мамаллу).

Маленькая тайна старца Иустина.

Архимандрит Иустин (Мамалла), смелый старец у Колодца Иакова
Архимандрит Иустин (Мамалла), смелый старец у Колодца Иакова

Старец почитал свмч. Филумена и молился ему. Тоже грек, тоже православный, и при этом – настоящий святой. Иустин считает, что святой Филумен – его ангел – хранитель на небесах и небесный покровитель этой святыни - храма и Колодца Иакова.

Иустин рассказывал историю, как раз к храму приехал…танк. Развернул орудие на него, готовясь выстрелить. Иустин помолился святому Филумену, прикрыл грудью своей дуло орудия, ибо оно было направлено на храм. Но танк повернул орудие от старца и выстрелил по храму. Старец думал, что храм будет разрушен. Но этого не произошло. Просто пробоина в стене – и все.

Заключение.

Святое это место. Трагическое. И опасное. На этом маленьком клочке земли постоянно идут войны и есть распри, которые пока не могут разрешить люди между собой. И это тоже большая трагедия.

Один святой старец – Филумен – погиб здесь и стал небесным ангелом -хранителем этой обители (его мощи покоятся здесь, в раке у колодца Иакова, в подвале, в правом приделе).

Свмч и небесный покровитель обители - святой старец Филумен (Хасапис) Святогробец
Свмч и небесный покровитель обители - святой старец Филумен (Хасапис) Святогробец

Вопреки опасности, сюда прибыл и до сих пор служит другой смелый старец Иустин. Он не боится, уповая во всем на Бога и на ангела своего хранителя – святого Филумена.

Старец. архимандрит Иустин (Мамалла) у Колодца Иакова
Старец. архимандрит Иустин (Мамалла) у Колодца Иакова

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Для тех кто проводит пост-голодание во время Великого поста сейчас - мой канал на эту тему.