Найти в Дзене

«Ave влюблённым, ave любимым»: мюзикл «Любовь. Чума. Верона» в театре Буфф

Раньше я думала, что хороший мюзикл живёт только в больших ангажированных театрах с живым оркестром. Это не так.  На «Любовь. Чуму. Верону» я попала почти случайно и, только в зале узнав, что это продолжение шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», готовилась следующие четыре часа умирать от кринжа, потому что идея «продолжать» / придумывать альтернативные финалы / переносить в другой контекст / иным образом измываться над великими сюжетами прошлого мне очень и очень неблизка. Понятно, что выехать на успешном бренде всегда проще, чем создавать с нуля что-то своё, но справедливее оставить эти меры кустарным фанфикам.  Действие начинается на следующий день после похорон Ромео и Джульетты. Но даже общее горе не может примирить Монтекки и Капулетти. Тогда герцог Веронский приказывает семьям породниться и прекратить многовековую вражду: Монтекки должны подобрать жениха, Капулетти — невесту. Семьи не хотят мира и, чтобы объехать приказ герцога на кривой кобыле, подбирают самых неугодных

Раньше я думала, что хороший мюзикл живёт только в больших ангажированных театрах с живым оркестром. Это не так. 

На «Любовь. Чуму. Верону» я попала почти случайно и, только в зале узнав, что это продолжение шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», готовилась следующие четыре часа умирать от кринжа, потому что идея «продолжать» / придумывать альтернативные финалы / переносить в другой контекст / иным образом измываться над великими сюжетами прошлого мне очень и очень неблизка. Понятно, что выехать на успешном бренде всегда проще, чем создавать с нуля что-то своё, но справедливее оставить эти меры кустарным фанфикам. 

Действие начинается на следующий день после похорон Ромео и Джульетты. Но даже общее горе не может примирить Монтекки и Капулетти. Тогда герцог Веронский приказывает семьям породниться и прекратить многовековую вражду: Монтекки должны подобрать жениха, Капулетти — невесту. Семьи не хотят мира и, чтобы объехать приказ герцога на кривой кобыле, подбирают самых неугодных представителей рода — игрока и пьяницу Антонио и нелюбимую сироту Розалину, беременную от насильника. Они и становятся «новыми» Ромео и Джульеттой, которым предстоит преодолеть ненависть своих и чужих, победить общественные предрассудки и сберечь свою внезапно возникшую любовь. Всё перечисленное им, конечно, удаётся. 

«Любовь. Чума. Верона» — спектакль очень прямолинейный, замысел режиссёра понятен и легко считывается с самого начала. В смысловом плане он простой и, может быть, пошлый. Вот что бывает, когда пытаешься развить сюжет сложной, многослойной и вряд ли нуждающейся в продолжении трагедии. Дело кончается хеппи эндом: молодые вдвоём сбегают из ненавистной Вероны и на поклоны выходят аж с тремя детьми под слова арии

«Трагедию Ромео и Джульетты

Никто не должен больше повторить. 

Мы разомкнули вечный круг сюжета,

Антонио и Розалине — быть!»

А брат Лоренцо на радостях подаётся в бродячие артисты.

Короче, ревнителям Шекспира и «тонкого» театра, наверное, не понравится.

Я ни к тем, ни к другим не отношусь, поэтому с большим удовольствием посмотрела спектакль и осталась под впечатлением.

Художественное оформление сцены, декорации, свет, костюмы — гениально. За отечественный мюзикл даже гордость взяла. Спектакль оформлен с каким-то безупречным вкусом, ничто не противоречит духу времени, каждая деталь уместна и необходима. Преобладающие цвета — чёрный и серый, а представителей разных домов различают красные или белые элементы костюма. Сцена почти всегда сумрачна и угрюма, как и царящие на ней средневековые порядки и ценности. 

Замечательные музыка М. Дунаевского и тексты арий Н. Денисова: ярко, динамично, характерно.

Высокопарный трагический пафос загубленной любви подростков снят, на смену ему приходят совершенно бытовые зарисовки из жизни униженных и оскорблённых: проныры Антонио — третьей воды на киселе Монтекки — без целей и денег шатающегося по всей Италии и племянницы синьоры Капулетти — отчаянной и отчаявшейся Розалины, подавленной опытом насилия. У обоих нет ничего: ни близких, ни будущего, ни желания жить. Вообще, весёлого и, как выражаются неискушённые зрители в отзывах, лёгкого во всей этой истории очень мало. Глядя на то, как двое с мясом выдирают у жизни клочок любви и не дают себя сломать, хочется скорее плакать. 

Недостаточно чутко и сочувственно авторы обошлись с темой изнасилования, да и ложка расизма этой бочке мёда на пользу не пошла. Строить на таких коллизиях комедию так-то неэтично, а авторское определение жанра именно трагифарс. 

Другое обстоятельство, подпортившее впечатление — целая сцена про пандемию коронавируса чумы, ограничения, маски и пулевизаторы. Смешно? Нет. Шумиха вокруг ковида давно прошла, уступив место куда более глобальным общественным потрясениям, поэтому это топтание на теме вируса делает спектакль не "хайповым", а устаревшим и звучащим неактуально. Вспомнила бабка, как девкой была, что называется. Впрочем, радостный перегарный гогот, регулярно раздававшийся позади меня, свидетельствует о том, что кого-то ещё можно рассмешить шуткой про социальную дистанцию или связь с темнокожим.

Ладно, не будем о плохом. Мюзикл показался мне зрелищным и захватывающим, есть что послушать, на что посмотреть и над чем подумать — для отечественного мюзикла это большая редкость. 

7/10

Благодарна за ваше внимание к статье! Всегда открыта к аргументированной дискуссии в комментариях. Подписывайтесь на канал, там много неформального о театре ❣️