Найти в Дзене
🃏 JOKER🃏

Генерал армии Андрей Хрулёв, серый кардинал и дирижёр Победы 1945 г.

Андрей Васильевич Хрулёв (18 [30] сентября 1892, дер. Большая Александровка, Российская империя — 9 июня 1962, Москва, СССР) — советский военный и государственный деятель. Специалист в области тылового обеспечения войск, руководитель Тыла Вооружённых сил СССР (1941—1951). Генерал армии (07.11.1943). Иосиф Сталин держал под личным контролем вопросы материально-технического обеспечения армии — за годы Великой Отечественной войны Андрей Васильевич, согласно журналу посещений, 113 раз бывал в Кремлёвском кабинете Сталина. Соратники характеризовали Хрулёва как великого труженика и мастера находить выход из трудных ситуаций. Мы помним творцов Великой Победы — Сталина, Жукова, Шапошникова, Конева, Тимошенко, Кузнецова, Рокоссовского, Черняховского, Чуйкова и многих других. Они на полях сражений, в Ставке и штабах фронтов и армий готовили и реализовывали триумф советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Но воевала не только армия, сражался и тыл. Генерал Андрей Хрулёв армиями и фр
Оглавление

Андрей Васильевич Хрулёв (18 [30] сентября 1892, дер. Большая Александровка, Российская империя — 9 июня 1962, Москва, СССР) — советский военный и государственный деятель. Специалист в области тылового обеспечения войск, руководитель Тыла Вооружённых сил СССР (1941—1951). Генерал армии (07.11.1943).

Иосиф Сталин держал под личным контролем вопросы материально-технического обеспечения армии — за годы Великой Отечественной войны Андрей Васильевич, согласно журналу посещений, 113 раз бывал в Кремлёвском кабинете Сталина. Соратники характеризовали Хрулёва как великого труженика и мастера находить выход из трудных ситуаций.

Мы помним творцов Великой Победы — Сталина, Жукова, Шапошникова, Конева, Тимошенко, Кузнецова, Рокоссовского, Черняховского, Чуйкова и многих других. Они на полях сражений, в Ставке и штабах фронтов и армий готовили и реализовывали триумф советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Но воевала не только армия, сражался и тыл. Генерал Андрей Хрулёв армиями и фронтами не командовал. Но на долю этого талантливого организатора выпала не менее сложная и не менее важная работа — на протяжении всей Великой Отечественной руководить тылом РККА, а с 1942 года ещё и железнодорожным хозяйством страны.

I. Ранние годы и революция

Родился в семье крестьянина-кузнеца, который часто уезжал на заработки в столицу, а затем вообще туда переселился. С 9 лет работал в Санкт-Петербурге подмастерьем в ювелирной мастерской Васильева. В 1903 году окончил начальную земскую школу, затем вечерние общеобразовательные курсы, а в 1911 году — вечернюю школу казённых десятников.

1912 год. Андрей Хрулёв (слева) и питерский рабочий. Фото из семейного архива
1912 год. Андрей Хрулёв (слева) и питерский рабочий. Фото из семейного архива

С 1915 года работал слесарем (по другим данным, конторщиком или счетоводом) на Охтинском пороховом заводе. Участвовал в событиях Февральской революции, вскоре после которой выбран секретарём заводского комитета. Активно участвовал в последующих революционных событиях 1917 года, был выдвинут на руководящую советскую работу. В дни Октябрьской революции 1917 года принимал участие в штурме Зимнего дворца и в подавлении мятежа А. Ф. Керенского — П. И. Краснова.

С декабря 1917 по март 1918 года — организатор Советов агитационного отдела ВЦИК в Могилёвской губернии. В марте 1918 вступил в РСДРП(б) и сразу же был назначен комиссаром Пороховского районного революционного комитета Петрограда.

II. Служба в Красной армии. Гражданская война

-3

В августе 1918 года добровольно вступил в Красную армию красноармейцем 1-го советского полка в Петрограде. С января по август 1919 года — комендант комендатуры революционной охраны Пороховского района Петрограда. С августа 1919 года — помощник начальника политотдела и с декабря того же года — начальник политотдела 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. В годы Гражданской войны участвовал в боевых действиях против армий генералов А. И. Деникина и П. Н. Врангеля, а также в советско-польской войне.

III. Межвоенный период

После окончания Гражданской войны он прошёл обучение на военно-политических академических курсах высшего политсостава Красной армии и продолжил службу в войсках в должности военного комиссара и начальника политотдела 10-й кавалерийской дивизии, а затем – заместителя начальника политического управления Московского военного округа.

В июле 1930 г. решением Реввоенсовета СССР А.В. Хрулёв назначается начальником Центрального военно-финансового управления РККА по военным и морским делам. В течение трёх лет он навёл в этой службе образцовый порядок, за что даже получил почётное звание «Ударника финансового фронта».

На этой должности Хрулёв многое сделал для укрепления финансовой дисциплины в армии и на флоте.

3.1 "Организатор большого масштаба".

-4

В 1930-е годы советское правительство делало всё возможное для укрепления обороноспособности страны, вооружения армии и флота новейшей боевой техникой и оружием. Увеличивалась численность армии, росло количество гарнизонов, расширялись и благоустраивались военные городки. В связи с этим особое значение приобрели военные строители.

В августе 1936 г. корпусной комиссар А. . Хрулёв назначается начальником Строительно-квартирного управления Наркомата обороны СССР. Благодаря его усилиям в короткий срок были разработаны основополагающие документы по улучшению проектно-сметного дела, ликвидации ненужных звеньев управленческого аппарата, укреплена производственная и научно-исследовательская база. На этом посту он зарекомендовал себя не только как способный военный хозяйственник, но и как деятельный «организатор большого масштаба», как называл его Анастас Микоян.

3.2 "Подготовка к войне".

-5

Свой путь на тыловых должностях Хрулёв начал в октябре 1939 г. после назначения его начальником Управления снабжения РККА. В ходе Советско-финской войны (ноябрь 1939 года – март 1940 года) был вскрыт ряд серьёзных недостатков в организации и работе органов снабжения.

«Нашим людям, – напоминал он своим подчинённым, – бывающим в частях, нужно не только проверять, но и практически учить людей, как организовать войсковое хозяйство, поставить учёт и отчётность, чтобы полнее использовать всё то, что делается правительством для укрепления мощи Красной армии».

За оставшееся до начала Великой Отечественной войны время Андрей Хрулёв продолжал трудиться над совершенствованием тылового обеспечения армии.

22 июля 1940 года Управление было реорганизовано в Главное интендантское управление Красной армии. Хрулёв отвечал за продовольственное, вещевое, обозно-хозяйственное снабжение и квартирно-эксплуатационное обеспечение Красной армии, а также за состояние торговли в войсках. Ему же подчинялись Военно-хозяйственная академия им. В. М. Молотова (в декабре 1940 года переименована в Интендантскую академию РККА) и Ярославское военно-хозяйственное училище. Главной своей заботой Хрулёв считал накопление запасов материальных средств для мобилизационного развертывания войск и их размещения с учётом особенностей новой войны.

IV. Великая Отечественная война

К сожалению, опыт первых месяцев войны выявил существенные недостатки в организации оперативного тыла. Тыл фронта и армий был слишком громоздок, системы специализированного лечения раненых не организованы, принципы планирования снабжения и подвоза не разработаны, а главное, усилия различных служб тыла были разрознены и не направлялись единым органом на выполнение основных задач.

4.1 "Реорганизация органов тыла Красной армии".

«Без тыла нет победы», — говорил Андрей Хрулёв

Генерал Хрулёв убедился, что возникла острая необходимость коренным образом перестроить существующую организацию тыла, которая явно не отвечала требованиям ведения войны. К концу июля 1941 года он представил проект решения об организации тыла РККА на военное время, в котором была представлена идея жёсткой централизации управления и создания единого постоянного руководства всей совокупностью работы тыла. И хотя не все члены Государственного комитета обороны (ГКО) поддержали это предложение, Сталин его одобрил. Согласно воспоминаниям Андрея Хрулёва, Верховный главнокомандующий подписал приказ, потому что «он видел, что там плохо, а значит надо попробовать новое».

В результате 1 августа был издан приказ Народного комиссариата обороны (НКО) № 0257, которым учреждалось Главное управление Тыла РККА. Андрей Хрулёв был назначен начальником Тыла Красной армии и заместителем народного комиссара обороны. В годы Великой Отечественной войны ему удалось искоренить главную проблему службы тыла – её разрозненность. При Хрулёве степень централизации в организации Тыла РККА стала самой высокой в мире, что соответствовало условиям военного времени.

1941 год. Пищевой комбинат им. Микояна. Андрей Хрулёв с начальником продовольственного управления Василием Белоусовым. Фото из семейного архива
1941 год. Пищевой комбинат им. Микояна. Андрей Хрулёв с начальником продовольственного управления Василием Белоусовым. Фото из семейного архива

Роль Хрулева в реорганизации тылового снабжения огромна. Андрей Васильевич, по воспоминаниям подчиненных, посвящал этому делу каждую минуту своего времени. В его кабинет регулярно приносили книги из Ленинской библиотеки по теории тыла и снабжения. По инициативе Хрулева был критически переосмыслен опыт Первой мировой и Советско-финской войн, а также внимательно проанализирован опыт интендантских служб ведущих западных стран: Франции, Великобритании, США и гитлеровской Германии. Для консультаций даже приглашался Константин Ефимович Горецкий, главный интендант Царской армии в 1917 году.

В своей статье «Становление стратегического тыла в Великой Отечественной войне» он писал: «Создание полноправных органов управления тылом имело огромное значение. Они получили возможность установить стройную систему снабжения войск вооружением, боеприпасами, продовольствием, горючим, техническим, интендантским и прочим военным имуществом; мобильно решать вопросы перевозки людских пополнений; организовать порядок эвакуации больных, раненых, трофейного и негодного военного имущества; создавать базы и склады; распределять между фронтами районы для заготовок, рационально использовать все виды транспорта и обеспечить охрану тыловых районов».

Хрулёв часто выезжал в районы боевых действий, вплоть до воинских частей первых эшелонов, тыловых частей и учреждений, где проверял снабжение боеприпасами, горючим, организацию питания, обеспеченность солдат вещевым и другим имуществом, оказание медицинской помощи раненым и больным, ветеринарной помощи животным.

4.2 "Дорога жизни и проблема железнодорожного транспорта"

Серьёзным испытанием для Тыла Красной армии и его начальника стало блокирование немецкими войсками Ленинграда в сентябре 1941 года. Сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. С началом ледостава на Ладожском озере начала действовать ледовая Дорога жизни. Она сыграла основную роль в снабжении Ленинграда и Ленинградского фронта зимой 1941 – 1942 годов, а также в эвакуации раненых и больных воинов, мирного населения и важнейшего промышленного оборудования. Кроме того, в период навигации 1942 г. для подачи горючего Ленинградскому фронту и осаждённому городу впервые за годы войны по дну Ладожского озера был проложен трубопровод общей длиной 35 км. Это инженерное сооружение было создано в кратчайшие сроки – всего за 27 дней.

-7

Одновременно с огромной работой по руководству Тылом Красной армии Андрею Хрулёву пришлось проводить реорганизацию системы железнодорожного транспорта, причём в крайне неблагоприятных условиях потери почти половины железнодорожной сети страны, сокращения среднесуточной погрузки в два с лишним раза, нехватки топлива, электроэнергии, парка товарных вагонов.

К весне 1942 года ситуация была критической: три железные дороги были забиты составами – движение по ним почти остановилось; пять дорог были на грани паралича, не пропускали поезда и не принимали их.

Для налаживания работы железнодорожного транспорта 24 марта 1942 года было принято решение о назначении А.В. Хрулёва Народным комиссаром путей сообщения СССР с оставлением его в должности начальника Тыла Красной армии.

Андрей Васильевич внёс значительный вклад в совершенствование работы железнодорожного транспорта: одновременно с огромной работой по руководству тылом Хрулёв в 1942—1943 годах провёл масштабную реорганизацию железнодорожного транспорта, причём в условиях потери почти половины железнодорожной сети страны, сокращения среднесуточной погрузки в два с лишним раза, нехватки топлива, электроэнергии, парка товарных вагонов и так далее.

Именно Андрей Васильевич создал систему паровозных колонн в стране, повысил авторитет и роль начальников железных дорог, ходатайствовал перед правительством о дополнительном продовольственном пайке и повышении заработной платы для железнодорожников, провёл мероприятия по разгрузке железных дорог. Андрей Васильевич вывел транспортную отрасль из коллапса. Удалось решить проблему заторов на железных дорогах: создавались специальные манёвренные паровозные колонны по 30 машин в каждой (из накопившихся в резерве сотен паровозов). Личный состав колонны паровозов особого резерва НКПС зачислялся на довольствие в воинских частях, был одет в военную форму. Именно эти колонны в кратчайшие сроки буквально «растащили» забившие железнодорожные артерии страны составы. Вариант решения проблемы, осуществленный Хрулёвым, оказался настолько эффективным, что его использовали до самого окончания войны. В результате были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, состоящие из 1940 паровозов. Под руководством Хрулёва был введён новый график движения поездов, который составили с учётом опыта работы железных дорог во время войны. Применялась маршрутизация перевозок; появились жёсткие временные интервалы по разгрузке товарных составов.

Следом за созданием паровозных колонн принимается решение о создании мобильных мобильных паровозоремонтных поездов — подвижных мастерских для ремонта действующего во фронтовых районах тягового подвижного состава.

Андрей Хрулёв в должности наркома НКПС
Андрей Хрулёв в должности наркома НКПС

Для решения проблем с топливом, возникшими после оккупации Донбасса, стали использовать уголь из Кузбасса, Воркуты, Караганды и даже подмосковный бурый. Были приняты меры по развитию угольной отрасли страны. После консультаций с машинистами Московского узла Хрулёв издал приказ о премировании паровозных бригад за отопление локомотивов подмосковным углём, развернулось движение за экономию топлива.

Ввиду перегруженности московского транспортного узла Андрей Васильевич ещё в самом начале войны «предложил Сталину построить большое московское железнодорожное кольцо», которое «соединило все железные дороги, подходящие к Москве».

По его инициативе был построен ряд железнодорожных линий, в том числе Кизляр – Астрахань, которая сыграла решающую роль для победы в Сталинградской битве. По ней осуществлялись вывоз нефтепродуктов из Баку, подача материально-технических средств нашим войскам, действовавшим на Кавказе, эвакуация части паровозов, вагонов и цистерн в центр страны.

Один из главных итогов работы Хрулёва на посту главы НКПС состоял в заметном улучшении оплаты труда железнодорожников, условий труда, увеличения продовольственного пайка и премирования.

Под руководством Хрулёва Тыл Красной армии и НКПС функционировали как хорошо отлаженный механизм. При нём удалось усовершенствовать работу железных дорог как в организационном, так и в техническом и технологическом отношениях, существенно возросла эффективность работы транспорта, что внесло значимый вклад в дело Победы.

Под руководством Хрулёва был выполнен колоссальный объём работ. В годы войны были построены и восстановлены около 100 тысяч километров автомобильных дорог, 132 тыс. км железнодорожных путей, построены тысячи мостов. Для нужд авиации отремонтировано 6 тысяч аэродромов. Военные медики вернули в строй более 72% раненых.

За выдающиеся заслуги в обеспечении стратегических операций он был награждён двумя полководческими орденами Суворова I степени.

В 1945 году, после победы над Германией, железные дороги страны смогли в рекордные сроки организовать переброску живой силы и техники из Европы на Дальний Восток, где предстоял разгром войск Японской империи. Без тех принципов организации работы, которые заложил нарком Хрулёв, это было бы сделать затруднительно.

-9

Хрестоматийной стала история приёма в Кремле 25 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной армии. Когда участники приёма фотографировались в Георгиевском зале, генерал армии Хрулёв собирался занять место во втором или третьем ряду, согласно субординации и по генеральскому чину. Но Сталин лично усадил Андрея Васильевича в первый ряд, среди маршалов, заявив полководцам: «Без труда этого генерала в тылу не было бы и ваших побед на полях сражений!» Позже Сталин поднял отдельный тост за «великого интенданта – подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой Победы».

Великий интендант генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв ушёл из жизни в 1962 году. В 2004 году Министерство обороны России учредило ведомственную медаль «Генерал армии Хрулёв». С 2012 года имя генерала Хрулёва носит Военная академия материально-технического обеспечения.