Мифы многих народов гласят о том, что где-то внутри нашей планеты есть удивительный подземный мир, наполненный существами, обладающими сверхъестественными способностями. Этот мир, или даже миры называют по-разному: Тартар, Агарта (Агарти), Подземное царство, Царство Аида, Аменти, Диюй, Ёми, Зындон, Иркалла, Митклан, Навь, Патала, Хельхейм, Шамбала и т. д.
Большинство из этих миров предназначены для нахождения в них душ умерших людей, но в некоторых других мирах, как считается, скрывается от глаз людей Земли иная цивилизация, находящаяся на более высшем уровне развития. Давайте чуть ближе познакомимся с этими мирами.
Тартар
В древнегреческой мифологии Тартар — это глубочайшая область подземного мира, расположенная в самых его отдаленных недрах. Это место окутано вечной тьмой, а атмосферу там создают мощные вихревые потоки. В Тартаре пересекаются корни земной и водной стихий, и он считается источником всех природных явлений и объектов. Вход в эту область охраняется массивной медной стеной и тяжелой дверью.
Изначально Тартар служил местом заключения титанов, поверженных Зевсом. Их безопасность обеспечивается гекатонхейрами — сторукими великанами.
В более поздние эпохи Тартар стал ассоциироваться с самой удаленной частью царства Аида, куда отправлялись души тех, кто совершил тяжкие преступления, включая святотатство, а также герои, проявившие дерзость.
В эпоху Средневековья Тартар стал символом самых отдалённых и необжитых уголков Земли. Существует предположение, что название «Тартария» произошло от того, что жители Сибири до прихода русских зимой уходили под землю, где, как в наших землянках, пережидали холода. Для европейцев это было необычно, и они, проводя аналогию с тем, что Геракл спускался в Тартар, стали называть эти подземные жилища Тартаром. Такие подземные помещения до сих пор существуют под старинными городами, например, Томском и Омском.
Людей, которые жили на территории так называемого Тартара, стали называть тартарами или татарами.
На некоторых зарубежных средневековых картах Сибирь обозначалась как Тартария. Но, как и "Московия" - это неверное название.
Агарта
Агарта, также известная как Агарти или Агартха, представляет собой легендарную подземную страну, часто упоминаемую в эзотерической и оккультной литературе.
Название «Агарта» происходит от санскритского термина, который переводится как «недостижимый» или «неуязвимый». Согласно общепринятой точке зрения, Агарта предположительно располагается в Тибете или в горных массивах Гималаев.
В подземных городах Агарты, по преданиям, обитают духовные наставники, сохраняющие древние традиции и считающиеся истинными правителями мира. Доступ в эту страну закрыт для большинства людей, и лишь избранные могут получить возможность её посетить.
Существуют легенды о тайных подземных проходах, связывающих Агартху с поверхностью земли. Известные исследователи, такие как Ф. Оссендовский и Н. К. Рерих, отмечали наличие в Агартхе транспортных средств, позволяющих её обитателям быстро перемещаться.
Подземное царство
В некоторых культурах существует представление о Подземном царстве, которое также называют Подземным миром или миром мёртвых. В мифологиях разных народов этот мир описывается по-разному.
Однако «подземный мир» — это не только царство мёртвых. Это понятие включает в себя множество пространств, которые находятся под землёй.
В феврале 2025 года научное сообщество было шокировано открытием жизни на невероятных глубинах. Морские биологи обнаружили микроорганизмы на глубине до 491 метра под дном океана и до 4375 метров ниже уровня земной поверхности. Разнообразие этих организмов поразительно и сопоставимо с тем, что наблюдается в поверхностных экосистемах.
Существует гипотеза о том, что в определённых подземных пространствах можно создать условия, идеально подходящие для жизни. В таких средах есть все необходимые элементы: вода, воздух, тепло и защита от внешних атмосферных воздействий, таких как ветер и осадки. Эти факторы создают благоприятную обстановку для обитания различных биологических организмов.
Царство Аида
В древнегреческих мифах царство Аида было подземным миром, который находился глубоко под землёй. Там правил царь мёртвых. Вход в это царство был на западе, где солнце заходило за реку Океан, которая окружала землю.
В царстве Аида было темно и мрачно, и там обитали души умерших людей. В этом мире текли реки, каждая из которых имела своё символическое значение:
Стикс символизировала ненависть и нерушимые клятвы;
Флегетон был огненной рекой;
Коцит — рекой плача;
Ахерон — рекой горя;
Лета — рекой забвения.
Когда души умерших попадали в царство Аида, они пили из реки Леты, и это приводило к тому, что они забывали свою земную жизнь. Суд над умершими вершили Минос, Эак и Радамант. Они решали, какое наказание получат грешники за свои поступки в земной жизни. А праведники отправлялись в Элизиум, также известный как Елисейские поля или Острова блаженных.
Аменти
В древнеегипетской мифологии подземный мир, известный как Аменти, занимал особое место в представлении о загробной жизни. По верованиям египтян, после смерти душа отправлялась на запад, следуя за заходящим солнцем, что символизировало переход в Аменти. Название этого мира, этимологически связанное с закатом, отражало его функции и символику.
В гробницах и на папирусных свитках, известных как «Книга мёртвых», можно увидеть изображения Аменти — места, где души усопших ожидают перерождения. Эти свитки традиционно сопровождали мумии и имели различную длину в зависимости от социального статуса умершего. У фараонов длина свитков могла достигать девяти метров.
В древнеегипетской «Книге мёртвых» встречается множество удивительных образов и символов, связанных с загробным миром, среди которых особое место занимает Аменти. Этот загадочный мир был изображён на виньетках, которые сопровождали текст.
У врат в подземное царство стоял страж с широко раскрытой пастью. Он олицетворял поглощение душ и их переход в иной мир.
В древнеегипетском загробном мире Аменти существовал особый зал, где души усопших представали перед судом Осириса. Роль судьи исполнял Анубис — божество, олицетворяющее мумификацию и загробный мир.
Анубис проводил следующую церемонию: во время обряда сердце умершего человека помещалось на одну чашу весов, а на другую — перо богини истины Маат. Целью этой процедуры было определить, насколько праведным был жизненный путь человека.
По окончании процедуры взвешивания усопший должен был произнести так называемую «Исповедь отрицания» в присутствии сорока двух божеств, чьи имена были зафиксированы в Папирусе Небсени. Этот уникальный документ предназначался для того, чтобы помочь умершим в их загробном существовании.
Если усопший признавал свою вину, его сердце поглощалось мифическим существом Аммат, что лишало его доступа к полям Иалу, где пребывают праведники.
Диюй
В китайской мифологии Диюй — это загробный мир, подобный представлениям о преисподней. Этот образ возник в результате объединения буддийской концепции Нараки с традиционными китайскими идеями о жизни после смерти. Он также обогатился множеством культурных интерпретаций и дополнений.
Диюй — это мифологическая концепция подземного мира, который представляет собой многоуровневый лабиринт. В этом лабиринте души умерших проходят процесс очищения от грехов, накопленных при жизни. В различных буддийских и даосских текстах описание Диюя может варьироваться в зависимости от конкретной религиозной традиции и интерпретации.
В некоторых источниках структура Диюя описывается как состоящая из трёх или четырёх уровней, каждый из которых находится под управлением различных божеств. В других текстах Диюй предстаёт как система из десяти уровней, известных как «судилища ада».
В каждом из шестнадцати отделений, предназначенных для наказания, осуществляется надзор десяти царей Ямы. Каждый из этих правителей отвечает за свои аспекты очищения и возмездия душ.
В китайской мифологии существует концепция «Восемнадцати уровней подземного мира». Каждый из этих уровней играет свою особую роль в процессе очищения душ, применяя различные методы наказания.
В большинстве мифов грешники проходят через серию физических и моральных испытаний, которые могут привести к их физической гибели. В зависимости от результатов этих испытаний, они могут быть подвергнуты реинкарнации, что начинает новый цикл мучений и очищения.
Ёми
Ёми — термин, который имеет множество значений. В контексте даосской философии он обозначает «Страну Жёлтых Вод» или «Страну Жёлтого источника». В переводе с японского языка Ёми можно интерпретировать как «Страна Тьмы». Также этот термин известен под названиями «Страна Корней», «Донная страна», «Страна Матери» и «Место, куда уходят мёртвые».
В японской мифологии существует представление о Ёми — подземном царстве, которое отождествляется с миром мёртвых. Вход в это царство считается запретным, и для его преодоления необходимо пройти специальные очистительные ритуалы.
Идзанаги, одна из центральных фигур синтоистского пантеона, отваживается на рискованное путешествие в Ёми, чтобы вернуть свою возлюбленную. Несмотря на свой божественный статус, он сталкивается с множеством опасностей и испытаний на своем пути.
Чтобы преодолеть эти трудности, Идзанаги прибегает к помощи магических артефактов, особого оружия и священных реликвий. Также он съедает три плода персикового дерева, что наделяет его невероятными физическими и магическими способностями.
К сожалению, Идзанаги, поддавшись эмоциональному порыву, допустил, чтобы его возлюбленная отведала пищу, приготовленную из компонентов, имеющих ритуальное значение и ассоциирующихся с загробным миром. Идзанаги, был вынужден оставить свою спутницу в мире мёртвых.
Анализ описаний Ёми и связанных с ним мифологических сюжетов выявляет определённые параллели с древнегреческими мифологическими традициями.
Зындон
В осетинской мифологии Зындон — это самая отдалённая часть подземного мира, Страна мёртвых. По воле Барастыра, в этом месте грешники несут наказание за свои земные прегрешения. Степень и характер наказания зависят от тяжести проступков.
В Зындоне находится озеро Зындоны Цад, куда однажды был заключен Сатана. Однако его брат Сослан смог освободить его из этого водоёма.
Иркалла
В шумеро-аккадской мифологии Иркалла — это мрачное царство мёртвых, расположенное глубоко под землёй, откуда нет возврата.
Эрешкигаль — верховная правительница загробного мира, известная как «царица преисподней». Она осуществляет свои полномочия в Иркалле. Её супруг Нергал, владыка обширного подземного царства, также именуется «господином преисподней». В некоторых источниках Эрешкигаль отождествляется с самой Иркаллой.
Митклан
В мифологии ацтеков загробный мир носит название Миктлан и располагается на крайнем севере, состоя из девяти уровней. Чтобы достичь Миктлана, умершему предстояло пройти через череду испытаний, которые длились четыре года.
Первым испытанием для умершего было преодоление опасного участка, расположенного между двумя горными массивами. На этом пути его подстерегали падающие с высоты каменные глыбы, представлявшие угрозу для жизни. Чтобы выжить, умершему приходилось не только ловко уклоняться от них, но и отражать нападения гигантского крокодила и огромной змеи.
После физической кончины человека его путь лежал через восемь безжизненных областей и восемь горных массивов. Затем он сталкивался с невероятно сильным ледяным ветром, который переносил острые обсидиановые осколки и массивные каменные глыбы.
Потом умерший оказывался на спине миниатюрного существа, принадлежащего к породе течичи, обладающего рубиново-красными глазами. Это существо освещало путь через обширную подземную реку.
Когда человек заканчивал свой путь, он представал перед Миктлантекутли — верховным божеством царства мёртвых. Миктлантекутли оценивал дары, оставленные родственниками усопшего в его могиле, а также анализировал деяния, совершённые человеком в течение жизни. На основе этой оценки он определял место усопшего в одной из девяти различных областей загробного мира.
Следует подчеркнуть, что в загробный мир Миктлан могли попасть не все умершие. Среди тех, кто не мог туда попасть, были воины, погибшие в сражении, утонувшие люди, а также женщины, умершие при родах.
Навь
В славянской мифологии можно выделить концепцию, описывающую три мира: Правь, Навь и Явь.
Правь — это мир светлых божеств и божественного закона. Навь — это подземный мир, населенный темными божествами, который живет по своим собственным законам и представляет собой альтернативную вселенную. Явь — это земной мир, населенный людьми.
В «Велесовой книге», предположительно созданной в IX веке, впервые упоминается концепция этих миров.
Патала
В индуистской космологии термин «Патала» относится к одному из семи нижних миров, которые находятся под небесами. Эти миры населены разнообразными мифологическими существами, такими как наги, дайтьи, данавы и якши. Они находятся в противостоянии с богами, которые обитают в небесных сферах. В некоторых случаях термин «Патала» используется как общее название для всех семи нижних миров.
Хельхейм
В мифологии древних скандинавов существовало девять миров, одним из которых был Хельхейм — царство мёртвых, управляемое богиней Хель.
Хельхейм представляет собой мрачное и холодное царство, куда попадают все усопшие, за исключением тех, кого избрали эйнхерии — дружина верховного бога Одина, сопровождающая его в странствиях.
Хельхейм — это потусторонний мир, который отделён от других миров непреодолимой рекой Гьёлль. Ни смертные, ни боги не могут пересечь эту реку. Вход в него охраняют два существа: волкодав Гарм и великанша Модгуд. Эти стражи обеспечивают безопасность границ царства мёртвых.
В мифологии народов Северной Европы есть легенда о Рагнарёке — апокалиптическом событии, знаменующем конец света. В этот момент воины Хель, прибывшие на корабле Нагльфар, который был сделан из ногтей умерших, вступят в решающую битву с асами.
В мифах скандинавов существует только один известный случай, когда человек вернулся из Хельхейма. Это произошло с Хермодом, сыном верховного бога Одина, во время его путешествия.
Хельхейм, также известный как Хельгард, — это место, где, согласно мифологии, обитают души умерших. Оно находится под властью богини Хель.
Шамбала
Шамбала — это загадочная страна, которая упоминается в различных религиозных и философских учениях. В тибетской буддийской традиции Шамбала предстает как место духовного просветления, где обитают божества, достигшие состояния буддства.
Согласно традиционным религиозным и философским представлениям, Шамбала — это мифическая страна, расположенная в Гималаях, добраться до которой могут только те, кто успешно прошёл особые мистические испытания и достиг высокого уровня духовного развития.
В древних текстах, относящихся к индуистской и джайнистской традициям, Шамбала упоминается под разными названиями. Она часто ассоциируется с райским местом, где царят духовные энергии и гармония.
Существует множество предположений о местонахождении Шамбалы.
- Лев Гумилёв, известный исследователь, выдвинул гипотезу о том, что Шамбала может быть связана с территорией Сирии, где в III–II веках до нашей эры правила династия Селевкидов.
- В других источниках упоминается, что Шамбала — это мифическая страна великих учителей, которая, по разным версиям, может находиться в Гималаях, Тибете или пустыне Гоби.
Заключение
В ходе исследования были выявлены представления различных культурных традиций, среди которых особое место занимает концепция подземного мира. Каждая этническая общность по-своему интерпретирует это загадочное пространство. Однако, несмотря на географические и культурные различия, в мифологических текстах и преданиях можно обнаружить поразительные сходства.
В мифологии подземный мир часто изображается как обитель душ умерших, где живут существа из другой реальности или боги. Они занимаются тем, что собирают и наказывают души грешников за их проступки.
Этот феномен вызывает интерес и побуждает к изучению причин, по которым подобные мифологические представления имеют столь схожие черты в различных культурных традициях.
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке на мой канал!
Вы можете поблагодарить автора, отправив донат:
Читайте на моём канале:
Всем Добра!