Продолжаю пересматривать бондиану и наблюдать, как она менялась от фильма к фильму. Четвёртую серию, как и «Голдфингера», часто называют в числе самых удачных. Я не вполне с этим согласна, хотя люблю «Молнию».
«Шаровая молния». 4-й фильм бондианы. Великобритания, 1965. Режиссер Теренс Янг.
Сюжет: Бонд снова противостоит преступной организации «Спектр». Эмилио Ларго, злодей с большим носом, но без глаза, похищает стратегический бомбардировщик «Вулкан» с двумя атомными бомбами на борту.
В роли Бонда: Шон Коннери.
Главный злодей: Эмилио Ларго.
Девушка Бонда: любовница Ларго по имени Домино (Клодин Оже).
Локации: Багамы, подводные приключения.
Культовые сцены: драка в бассейне с акулами, подводная драка, джетпак, тренажер для спины.
Саундтрек: Tom Jones, Thunderball.
Итак, первое, что бросается в глаза в четвёртой серии, – кино явно разбогатело. Хронометраж распух, народу в кадре толпы, множество самолётов-вертолётов-яхт. На «Молнию» потратили в три раза больше денег, чем на «Голдфингера» (9 млн и 3 млн): львиную долю съели красивые подводные съёмки. Честно говоря, их даже слишком много, устаёшь созерцать все эти шевеления в толще воды, с аквалангами и без аквалангов, хотя «Оскар» за спецэффекты фильм явно получил не зря. Мы увидим ещё карнавал, санаторий, отельные номера размером с футбольное поле, но в основном действо крутится вокруг багамских пляжей.
Во-вторых, однообразие картинки компенсируется извилистым сюжетом – лучше не отвлекаться, а то не поймёте, откуда взялся пилот с прооперированным лицом и кто пульнул ракетой с мотоцикла. «Молния» и «Голдфингер» – это примерно пион и гербера, барочная пышность против строгости и простоты.
В-третьих, образ девушки Бонда снова претерпел изменения. Пусси Галор из «Голдфингера» – решительная девица с профессией, которая кладёт Бонда на лопатки. Прошёл всего год, и вернувшийся в режиссёрское кресло Теренс Янг представил нам Домино, до комичного зависимую от мужчин – даже в вопросе избавления от колючки ежа. Временами она пытается что-то предпринять, но быстро сдаётся и просто украшает сюжет. В соответствии с именем Домино носит чёрное, белое или чёрно-белое. Её наряды лаконичны, отвечают духу 60-х и, что удивительно, до сих пор смотрятся стильно.
Антагонистка Домино, злодейка Фиона Вольпе, рассекает в люрексе и перьях, которые уже кажутся старомодными; зато Фионе тоже выдали свою историю взаимоотношений с Бондом, не лишённую драматизма.
Кстати, о злодеях. Одна из особенностей бондианы – второстепенный душегуб часто интереснее основного, как, к примеру, произошло в «Голдфингере». В «Молнии», увы, скучноваты оба. Ларго – среднестатистический бандит с брюшком, хотя итальянский актёр Адольфо Чели сумел придать ему некоторый вес. А подручный по имени Варгас (Филип Лок) не удался. Задумка была хорошей, под дикенсовского Урию Хипа – бледный, тощий, противный тип без бровей. А получился просто выполосканный в перекиси блондинчик. Одна радость, что не курит, не пьёт и «к женщинам прохладен».
Чем «Шаровая молния» точно хороша, так это обилием научно-технических диковин. Q (они с Бондом всё так же лениво переругиваются, тут ничего нового), облачённый по случаю Багам в летнюю рубашку с ананасиками, передаёт 007 аппарат для подводного погружения и хитрые девайсы: замаскированный счётчик Гейгера, фотокамеру, ракетницу, штуку для дыхания под водой с запасом воздуха на четыре минуты. Если вам вся эта начинка интересна, получите удовольствие от просмотра, а уж в середине 60-х они производили сильное впечатление.
Но бондиана не была бы бондианой без прелестной комической составляющей. В «Шаровой молнии» нам покажут два покушения в санатории, одно другого нелепее. Закрыть противника в парилке с торчащей наружу головой или растянуть его на прокрустовом ложе массажного стола – парни-то молодцы, справляются подручными средствами, вопросы скорее к производителям этих пыточных ЗОЖ-устройств.
А подлинная жемчужина «Молнии» – два эффектных полёта Бонда. В конце серии он перемещается из надувной лодки в самолёт на хилом с виду тросике, а в самом начале уходит от погони с помощью реактивного ранца, или джетпака. Гугл рассказал мне, что в отличие от других ковров-самолётов и скатертей-самобранок из арсенала Бонда джетпак существует. Очень забавно выглядит эта вещь, похожая на акваланг, зато позволяет с места в карьер взлетать солдатиком.
Наконец, саундтрек к четвёртой части, Thunderball в исполнении Тома Джонса, удался на славу. «Бежит, пока другие идут» и «действует, пока другие только болтают» – отличный мотивирующий посыл. Согласно легенде, Джонс на записи настолько усердно тянул финальное thunderbaaaaaaaall, что упал в обморок.
А вам нравится «Шаровая молния»?