В редакцию газеты «Боевая вахта» пришёл гость — заслуженный военный лётчик Российской Федерации, старший инспектор-лётчик, лётчик-снайпер подполковник запаса Рахимзян Исрафилов. Его жизнь и служба стали примером мужества, преданности своему делу и высокого профессионализма.
На Тихоокеанском флоте трудно найти военнослужащего, который хотя бы раз не воспользовался услугами экипажа самолёта Ил-18. Этот самолёт стал родным для многих тихоокеанцев. Морская авиация флота давно заслужила уважение и признание моряков и лётчиков, обеспечивает не только противолодочные операции и связь между кораблями в открытом море, но и выполняет задачи, которые на первый взгляд могут показаться обыденными, такие как перевозка личного состава. В этом далёком и суровом регионе, протянувшемся от северных берегов Чукотки до южных приморских территорий, без таких военно-транспортных самолётов не обойтись.
Первые слова приветствия и поздравления с профессиональным праздником подполковник Исрафилов принял с улыбкой. Он был рад поделиться своим опытом, ведь его личность и служебный путь стали символом тех лучших традиций, которые связаны с морской авиацией Тихоокеанского флота.
Рахимзян Исрафилов родился в маленькой деревне на юго-западе Татарской АССР в семье простых сельских тружеников. Семья не имела никакого отношения к авиации, но интерес к полётам пришёл к нему ещё в детстве, когда он читал популярные в те годы книги о лётчиках и авиации.
После окончания школы в 1976 году он поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков имени И.С.Полбина. Здесь освоил азы лётного дела на различных типах самолётов, начиная с учебного Л-39 и заканчивая более сложными машинами, такими как бомбардировщик Ил-28 и ракетоносец Ту-16. В училище он получил базовые навыки пилотирования, научился работать в сложных условиях, преодолевая трудности, с которыми сталкиваются настоящие военные лётчики.
После успешного завершения обучения в 1980 году Рахимзян был направлен на Дальний Восток, где продолжил свою службу в морской авиации Тихоокеанского флота. Это была новая ступень его профессионального пути, которая связана с не менее важными задачами — обеспечением безопасности на огромных просторах океана, поиском и уничтожением подводных лодок и выполнением других боевых и вспомогательных миссий. Он был назначен на должность помощника командира корабля противолодочного самолёта Ил-38 в авиагарнизоне южного Приморья. Так начиналась его долгожданная служба в морской авиации.
С первых дней службы Рахимзян Исрафилов стал проявлять выдающиеся качества лётчика, быстро освоил не только Ил-38, но и другие модели, включая Ил-18, Ил-20 и Ил-22. Он всегда стремился к совершенствованию своих навыков и овладению новыми тактическими приёмами, что немедленно заметили командиры молодого офицера. Вскоре Рахимзян Исрафилов занял должность командира корабля, а затем стал командиром авиационного отряда.
Со временем он прошёл все ступени служебной лестницы: от помощника командира до заместителя командира авиационного полка. Стал одним из самых опытных лётчиков Тихоокеанского флота, а также наставником для молодых пилотов, обучал их не только техническим аспектам полётов, но и дисциплине, ответственности и отваге, которые так важны для авиации.
Исрафилов получил высокую лётную квалификацию «лётчик-снайпер». Профессионализм и внимательность к каждому элементу работы офицера были оценены командованием, и в 2011 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации». Рахимзян не раз становился примером для своих коллег и подчинённых, которым рассказывал о важности саморазвития, совершенствования лётного мастерства и строгого соблюдения служебной дисциплины.
Но Рахимзян Исрафилов — это не только выдающийся лётчик, но и отец. Его сын Максим с самого детства был близок к авиации и уже тогда твёрдо решил продолжить путь отца. На вопрос о том, как его сын выбрал этот путь, Исрафилов отвечает с гордостью: «Максим, окончив школу, без лишних наставлений и подсказок поступил в лётное училище, выбрав свой жизненный путь».
После окончания Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова он был распределён в морскую авиацию Тихоокеанского флота на первичную должность помощника командира корабля противолодочного самолёта Ил-38 — того самого, на котором начинал свой путь и его отец. Вскоре Максим стал командиром экипажа и продолжил обучение под руководством Рахимзяна, который, несмотря на родственные связи, относился к нему как к одному из своих подчинённых и учил строго, без поблажек. По его словам, небо не прощает ошибок, и на этом пути родственные отношения должны отходить на второй план.
Максим продолжил службу и в настоящее время также является высококвалифицированным лётчиком, проходит службу в качестве инструктора лётного состава, обучает молодых пилотов. Как и отец, продолжает передавать свои знания и опыт новым поколениям лётчиков, поддерживая традиции авиации Тихоокеанского флота.
Но стоит вернуться к биографии его отца. Одним из самых ярких и напряжённых эпизодов службы Рахимзяна Исрафилова стал поиск американского авианосца Kitty Hawk в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В это время в Южной Корее регулярно проводились совместные американо-корейские военно-морские учения, в которых принимали участие крупные корабельные группировки обеих стран. Задача морской авиации Тихоокеанского флота заключалась в том, чтобы обнаружить и зафиксировать местоположение этих группировок, включая мощные авианосцы США.
Во время одного из таких учений Рахимзян вместе с заместителем командира полка майором Муниром Габрахмановым вылетели на задание по поиску и обнаружению авианосца ВМС США Kitty Hawk, который находился у берегов Корейского полуострова. Метеоусловия в тот день были крайне неблагоприятными, поиск осложнялся не только плохой погодой, но и полным радиомолчанием. Тем не менее, используя технические средства, экипаж обнаружил корабельную группировку, но сделать аэрофотосъёмку или сфотографировать её не удалось из-за погодных условий.
Однако Рахимзян и его команда не сдавались. На следующий день был произведён повторный вылет, но условия полёта стали только хуже. Запас топлива иссякал, и ситуация становилась критической. Погода оставалась плохой, и все усилия были направлены на то, чтобы хоть как-то приблизиться к цели. Рядом с самолётом появился американский палубный истребитель F-14 Tomcat, который подлетел совсем близко, но вскоре пропал из поля зрения.
Исрафилов с улыбкой рассказывал, что далее для ясного понимания дальнейших действий с майором Габрахмановым они начали переговариваться на татарском языке, заодно чтобы тем самым внести некоторую сумятицу прослушивающим частоты американцам. В итоге благодаря профессионализму членов экипажа российского самолёта авианосец Kitty Hawk был всё-таки обнаружен. Операторы на борту успели провести аэрофотосъёмку, что стало большой победой для всей команды.
С началом специальной военной операции подполковник Исрафилов продолжил службу, выполняя боевые вылеты на ретрансляцию сигналов боевого управления. Общий налёт подполковника составил 12 тысяч часов, из них 3320 часов он налетал на Ил-38, а остальные 8680— на таких самолётах, как Л-39, Ил-28, Ту-16, Ил-18, Ил-20 и Ил-22.
Его профессиональная биография стала примером для многих молодых лётчиков, которым он рассказывал о своём опыте и о том, что такое настоящее мужское братство среди лётчиков. За всю карьеру подполковник запаса Исрафилов пролетел расстояние, равное облёту земного шара 120 раз, а общее время нахождения в воздухе составило 32 дня.
Подполковник запаса Рахимзян Исрафилов — это лётчик, который всю свою жизнь посвятил службе и передаче своего опыта молодым поколениям. Его жизнь — это история о непреклонном духе, верности долгу и, конечно, о небе, которое стало для него вторым домом.
Его коллеги и подчинённые могут говорить о нём как о человеке, который всегда был готов прийти на помощь, обучить, поддержать и поделиться опытом. Его жизнь и служба остаются для многих примером подлинной мужской стойкости, профессионализма и любви к своей Родине.
Подполковник запаса Исрафилов пожелал своим товарищам — морякам и лётчикам Тихоокеанского флота успехов в совершенствовании лётного мастерства и наземной выучки, выразив уверенность, что за каждым полётом стоит команда, которая должна работать слаженно и ответственно.
Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ.
Фото автора и из архива героя публикации.