Найти в Дзене

История Эрмитажа (часть 7)

В Зимнем дворце были ещё отдельные апартаменты для Марии Николаевны, которую позже, её отец, император Николай I, сосватал с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. После свадьбы Николай I произвёл зятя в чин генерал-майора и наградил его орденом Святого Андрея Первозванного. В качестве приданого за дочерью он предоставил значительное состояние, назначил ежегодное содержание и распорядился построить дворец, который позже получил название Мариинского. Мариинский дворец строился 5 лет и в это время княжеская чета проживала в Зимнем дворце. Через год Максимилиан уже имел титул Его Императорского Высочества. После этого потомки Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского получили фамилию и титул князей Романовых. Они обосновались в южном крыле дворца, в апартаментах, спроектированных архитектором Александром Брюлловым. Эти помещения располагались в надворной анфиладе и впоследствии стали известны как Первая запасная половина. До 1828 года эти комнаты занимала императрица Мария Федоро
Зимний дворец. Большой кабинет княгини Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Петровича Гау. На заднем плане в дверном проёме мы видим фрагмент жёлтого кабинета Марии Николаевны в её личных покоях.
Зимний дворец. Большой кабинет княгини Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Петровича Гау. На заднем плане в дверном проёме мы видим фрагмент жёлтого кабинета Марии Николаевны в её личных покоях.

В Зимнем дворце были ещё отдельные апартаменты для Марии Николаевны, которую позже, её отец, император Николай I, сосватал с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. После свадьбы Николай I произвёл зятя в чин генерал-майора и наградил его орденом Святого Андрея Первозванного.

Максимилиан, герцог Лейхтенбергский.
Максимилиан, герцог Лейхтенбергский.

В качестве приданого за дочерью он предоставил значительное состояние, назначил ежегодное содержание и распорядился построить дворец, который позже получил название Мариинского. Мариинский дворец строился 5 лет и в это время княжеская чета проживала в Зимнем дворце.

Зимний дворец. Жёлтый кабинет Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Жёлтый кабинет Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.

Через год Максимилиан уже имел титул Его Императорского Высочества. После этого потомки Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского получили фамилию и титул князей Романовых.

Великая княгиня Мария Николаевна Романова.
Великая княгиня Мария Николаевна Романова.

Они обосновались в южном крыле дворца, в апартаментах, спроектированных архитектором Александром Брюлловым. Эти помещения располагались в надворной анфиладе и впоследствии стали известны как Первая запасная половина. До 1828 года эти комнаты занимала императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I).

Зимний дворец. Малый кабинет княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Малый кабинет княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.

В первой запасной половине, были расположены две параллельные анфилады, которые проходили через второй этаж от Белого зала до Александровского. Окна первой анфилады выходили на Дворцовую площадь, где находились парадные залы. Окна второй анфилады выходили во внутренний двор.

Зимний дворец.Туалетная комната великой княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау
Зимний дворец.Туалетная комната великой княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау

После пожара 1837 года эти помещения были спроектированы как резервные и отличались более сдержанным оформлением по сравнению с покоями императорской семьи. Однако сразу после того, как Зимний дворец вновь распахнул свои двери в 1839 году, в Первой запасной половине разместились великая княжна Мария Николаевна и герцог Лейхтенбергский. Давайте же взглянем на их комнаты.

Зимний дворец. Спальня великой княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Спальня великой княжны Марии Николаевны. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Большой салон великой княгини Марии Николаевны и герцога М. Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Большой салон великой княгини Марии Николаевны и герцога М. Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний Дворец. Кабинет герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний Дворец. Кабинет герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Гостиная герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Гостиная герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Салон герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Салон герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Туалетная комната герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Туалетная комната герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Акварель Эдуарда Гау.

Закончим с апартаментами Марии Николаевны и перейдём к следующей запасной половине. Наверное стоит объяснить, что такое "запасные половины", ведь их в дворце несколько!

После пожара 1837 года, когда Зимний дворец был восстановлен, появилась концепция «запасной половины». Это были отдельные апартаменты, которые могли быть использованы для размещения гостей императорского двора.

Обычно такие апартаменты освобождались после смерти или переезда членов императорской семьи, которые ранее их занимали.

Вторая запасная половина Зимнего дворца располагалась на втором этаже юго-восточного ризалита, начиная от Александровского зала и до перехода в Малый Эрмитаж. Эта часть дворца возникла на месте личных покоев Екатерины II и представляла собой две анфилады, которые выходили окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу.

После кончины Павла I эти комнаты стали именовать «Прусскими королевскими покоями», а к 1870 году они превратились во вторую запасную половину.

Зимний дворец. Малый кабинет. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Малый кабинет. Акварель Эдуарда Гау.

В состав второй запасной половины входило семь основных комнат: зал, или приёмная, гостиная, большой и малый кабинеты, спальня, будуар и гардеробная. В надворной части находились служебные помещения, состав которых со временем незначительно менялся.

Зимний дворец. Вторая запасная половина. Спальня. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Вторая запасная половина. Спальня. Акварель Эдуарда Гау.

В начале 1850-х годов здесь некоторое время жили сыновья цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

Зимний дворец. Вторая запасная половина. Учебная комната. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Вторая запасная половина. Учебная комната. Акварель Эдуарда Гау.

Третья запасная половина располагалась на части второго этажа северо-западного ризалита. В этих комнатах жили сыновья Николая I.

Зимний дворец. Третья запасная половина. Спальня. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Третья запасная половина. Спальня. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Третья запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Третья запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Третья запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Третья запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.

Четвертая, запасная половина, известная также как Детская, располагалась на первом этаже северо-западного ризалита. С этой частью здания мы уже знакомы, когда я писал про дворец эпохи Николая I.

Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гостиная. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гардеробная комната. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Гардеробная комната. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Кабинет. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Кабинет. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Туалетная комната. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Четвертая запасная половина. Туалетная комната. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Гостиная великой княжны Марии Николаевны. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Гостиная великой княжны Марии Николаевны. Акварель Константина Ухтомского.

До 1904 года в помещениях Четвёртой запасной половины размещались дочери императора Николая II. До пожара на первом этаже северо-западного ризалита находились служебные помещения. В процессе реконструкции архитектор Брюллов полностью изменил планировку, сделав это пространство удобным для проживания царских дочерей.

Одна из лестниц, ведущих в эти покои называлась Салтыковской.

Зимний дворец. Салтыковская лестница. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Салтыковская лестница. Акварель Константина Ухтомского.

В этом же стиле решены многие коридоры и лестницы Зимнего дворца.

Зимний дворец. Коридор. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Коридор. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Комендантский подъезд. Акварель Константина Ухтомского
Зимний дворец. Комендантский подъезд. Акварель Константина Ухтомского
Зимний дворец. Министерский коридор. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Министерский коридор. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Парадный вестибюль. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Парадный вестибюль. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Парадный вестибюль. Фото Андрей Белимов-Гущин. 2022 год.
Зимний дворец. Парадный вестибюль. Фото Андрей Белимов-Гущин. 2022 год.

Безусловно, самым примечательным помещением, воплощением архитектурного стиля историзм, стала Готическая гостиная, которая была общей для обеих княжон. В то время готический стиль был очень модным, и император Николай I особенно его любил.

Зимний дворец. Готическая гостиная великих княжон. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Готическая гостиная великих княжон. Акварель Эдуарда Гау.

Ещё одна акварель этой гостиной.

Зимний дворец. Готический гостиная. Акварель Фёдора Осиповича Юшкова. 1840-е
Зимний дворец. Готический гостиная. Акварель Фёдора Осиповича Юшкова. 1840-е
Зимний дворец. Проект оконных переплетов в Готической гостиной.
Зимний дворец. Проект оконных переплетов в Готической гостиной.

И современный вид (фрагмент) в моём исполнении.

Зимний дворец. Готическая гостиная. Фото Андрей Белимов-Гущин. 2022 год.
Зимний дворец. Готическая гостиная. Фото Андрей Белимов-Гущин. 2022 год.

В отличие от готической гостиной, комнаты княжон были оформлены в более строгом стиле.

Зимний дворец. Кабинет великой княгини Ольги Николаевны. Акварель Ф.О.Юшкова
Зимний дворец. Кабинет великой княгини Ольги Николаевны. Акварель Ф.О.Юшкова
Зимний дворец. И.П. Вольский. Столовая, или Бильярдная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича
Зимний дворец. И.П. Вольский. Столовая, или Бильярдная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича
Зимний дворец. Приемная наследника великого князя Александра Николаевича. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Приемная наследника великого князя Александра Николаевича. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Альков Кабинета великого князя Николая Николаевича. Акварель Константина Ухтомского.
Зимний дворец. Альков Кабинета великого князя Николая Николаевича. Акварель Константина Ухтомского.

Покои великого князя Константина представляли собой весьма примечательное помещение, которое получило название «Корабельная комната». Она была одной из тех комнат, которые были восстановлены в соответствии с их первоначальным видом до пожара.

Зимний дворец. Корабельная великого князя Константина Николаевича. Рисунок Иосиф Иванович Шарлемань.
Зимний дворец. Корабельная великого князя Константина Николаевича. Рисунок Иосиф Иванович Шарлемань.

Хочу обратить внимание на ещё одно помещение, которое было воссоздано с максимальной точностью после пожара 1837 года. Речь идёт о Столовой великих князей, также известной как Приёмная цесаревича.

Зимний дворец. Приемная цесаревича Александра Николаевича (Столовая великих князей). Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Приемная цесаревича Александра Николаевича (Столовая великих князей). Акварель Эдуарда Гау.

Пятая запасная половина располагалась на первом этаже юго-западного ризалита. До 1858 года в некоторых помещениях этой части дворца жила Варвара Нелидова, фаворитка императора Николая I.

Зимний дворец. Пятая запасная половина. Гостиная великой княжны Марии Александровны. Акварель Эдуарда Гау.
Зимний дворец. Пятая запасная половина. Гостиная великой княжны Марии Александровны. Акварель Эдуарда Гау.

После смерти императора Николая I вдова Александра Фёдоровна приблизила её к себе. Позднее Варваре Нелидовой были предоставлены апартаменты в Южном павильоне Малого Эрмитажа.

Когда дети императора Александра II выросли и получили собственные покои, в этой части дворца поселились великие князья Сергей и Павел, а также великая княжна Мария.

Ну и в заключении своего "эпоса" по истории Эрмитажа, я обещал дать примерные финансовые расклады работы, которая заняла у меня в совокупности 30 часов съёмок интерьеров - по моим петербургским расценкам в 6000 рублей в час, получаем 180000 рублей.

Всё это снял примерно за 12 посещений Эрмитажа, умножаем на стоимость билетов - 500 рублей и получаем 6000 рублей.

12 поездок в обе стороны на такси, умножаем примерно на 1500 и получаем 18000 рублей.

Обработка акварелей на удалённом платном сервере, 150 рублей в час, умножаем на 9 суток (9х24 часа=216 часов), умножаем на 150х216 и получаем 32400 рублей.

Подготовка фото, обработка и доведение до удобоваримого варианта моих фотографий, сбор материала, атрибуция каждой акварели (при обработке нейронками, все названия автоматически меняются на порядковый номер и после финальной обработки каждую акварель нужно было заново искать и проименовывать согласно помещениям и художникам) и прочие вещи, у меня ушло примерно в общей сложности 2 месяца! По факту 3.5, но я же всё таки иногда сплю, кушаю, принимаю душ и катаюсь по другим съёмкам - поэтому округлил до двух месяцев. Умножаем 60 суток на 24 часа и получаем 1440 часов я не вылазил из-за компьютера (а я всегда с 6 утра на ногах, в 7 сажусь работать и обычно в 12 или час ночи укладываюсь спать).

Сейчас стоимость моей работы стоит в среднем 20000-40000 рублей в час (в зависимости от сложности объекта, количества снимаемых площадей и т.п.).

Умножаем по самой низкой ставке 1440 часов х 20000 рублей и получаем 28800000 рублей. Если кто нолики не смогли прочесть, пишу прописью ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ВОСЕМЬСОТ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Вот на фоне этой суммы, все цены, что указал выше, можно даже не брать в расчёт, как как они уже кажутся мелочью, на которую не стоит обращать внимания, но для порядка всё же приплюсуем и их и получаем 29.030.400 рублей!

Понимаете теперь почему я в каждой статье, всем Вам глаза смозолил своими "Внимание! Все графические материалы и т.д...."? Именно поэтому я часто упоминаю, что это очень и очень дорогостоящая работа!!!

Кто-то возразит, что дескать батенька, ну зачем считать в общую кассу свою писанину и калькулировать её по расценкам за съёмки. Но Вы посчитайте без этого и там сумма тоже не маленькая окажется!

И предвосхищая вопросы по поводу того, что я типа зажрался там в этом Масквабаде - посчитайте, если кому не лень не по московско-петербургским расценкам, а по ценам условного Иркутска, найдите там топового интерьерного фотографа и узнайте его расценки!

И ещё заодно, напишите мне в комментариях (только без нравоучений и негатива) свои мысли на такой момент - думаю у большинства моих читателей есть семьи, наверняка уже и внуки даже пошли (если кто моего возраста 50+) - во сколько бы вы оценили и вообще есть ли такая возможность измерить деньгами осознанный отказ от семьи и детей ради работы, карьеры и вот этого вот всего?

Когда я стал фотографом 12 лет назад, после переезда в Петербург, мне было всего 38 лет и как раз тогда, уже пройдя через экзистенциальный кризис (кризис среднего возраста в народе по простому) у меня на одной чаше весов была будущая семья и дети, а на другой, работа и мне было необходимо уже пройдя через все свои многочисленные жизненные перипетии и став предельно осознанным взрослым человеком, пытаться запрыгнуть в последний вагон и восполнить хотя бы частично свои имущественные и временные потери и научиться жить по средствам, так как копить я не умею абсолютно, а от прошлого имущества ничего не осталось.

Я всегда просыпаюсь в 6 утра, мне даже будильник не требуется, в 7 утра я начинаю работать и работаю обычно до 23 часов вечера (получается 16 часов в день, а так как я абсолютно непьющий человек, то соответственно для меня отсутствуют такие явления, как праздники, НГ и ДР и выходные дни). Я 12 лет не был ни разу ни в одном отпуске и у меня не было выходных вообще, даже в пандемию. Мой первый выходной день был при переезде в Москву 2 года назад, когда мне нужно было на новом месте жительства дождаться грузовик с мебелью и вещами. Уже на следующий день я вышел на линию в Яндекс-такси и 2 года отработал в такси, параллельно ещё раскачивая карьеру уже в Москве, моя последняя поездка была 30 апреля 2024 года!

Я лично не могу оценить это никакими деньгами и только я и люди из моего самого близкого окружения знают, сколько сил я вложил в то, чтоб в том числе иметь возможность снимать в большинстве интересных для меня мест в удобное для меня время и без людей в кадре.

До скорых встреч, готовлю картинки для публикаций!