Я расскажу вам о том, почему ведется борьба за наше внимание и к каким последствиям эта борьба приводит. Выводы не самые приятные, но я хочу, чтобы вы услышали правду.
О борьбе за внимание
В капиталистическом обществе существует непрерывная борьба. Раньше борьба была за рабочие руки. В эпоху нового времени борьба ведется за наше с вами внимание. Причём за внимание борются не только "злые корпорации" по типу Google или Apple. Борьба за наше внимание ведется даже самыми обычными людьми.
Используются для этой борьбы:
• Кликбейт и яркие заголовки
• Упрощение информации
• Маркетинг
• Работа с картинкой и видеорядом
• Воздействие на подсознательное
• И многое другое
Производители контента борются за наше внимание не на жизнь, а на смерть. Ведь на кону деньги, престиж и власть над умами.
Блогеры, писатели книг, продавцы всех мастей соревнуются между собой, кто сделает проще, ярче и глупее, чтобы массовому зрителю было интереснее. Чем проще, тем лучше — вот девиз нового времени.
У меня как-то выходила статья на тему экологического лицемерия. Эдакий лонгрид (длинное чтение) на 9 минут.
Ни один человек её не дочитал и даже не кликнул. А вот недавняя статья на тему анархо-примитивизма на 2 минуты, буквально за несколько дней собрала неплохое количество кликов и дочиток. Первая статья — умная, злободневная. Вторая — смехотворная и бесполезная. Вот тут я и понял, что предпочитают большинство.
"Дайте проще!"
Представьте себе обывателя. Перед ним два ролика. Один — сложный, научный, интеллигентный. Второй — тупой, напичканный мемами и идиотским юмором. Что выберет обыватель? Он выберет второй вариант, ибо зачем напрягать мозг, если можно покайфовать?
Думаете, это касается только тик-ток контента? "Я этот шлак не смотрю. Я научпоп читаю!" Научпоп, конечно, лучше, чем видео в тик-токе. Но знаете, он в каком-то смысле обманчив. Научпоп заставляет вас думать, что вы всё знаете. Вам научно-популярно объяснили, что такое квантовая механика на примере кота Шредингера, и вы думаете, что всё поняли. Однако на деле тема, которую вам объяснили, была упрощена чуть ли не до детсадовского уровня.
Но у вас мысль: "Я всё понял", и вам больше ничего не нужно. "Зачем мне книжки сложные читать? Я же и так всё это знаю!" Как результат, вы превращаетесь в умного дурака, который где-то что-то слышал и думает, что знает это. На деле же не знает ничего.
Сколько людей читают реальные, не научпоповские книжки по квантовой механике? Раз, два и обчёлся! Сколько людей читают "Войну и мир" в полном содержании? Ну, чуть побольше, но не намного.
"Чем проще, тем интереснее", — думает обыватель и кликает на очередное видео. Оно ещё глупее предыдущего, а смотреть его ещё веселее. И всё было бы хорошо, если бы не...
Воронка глупости
Воронка глупости — придуманный мной термин для обозначения тенденции к упрощению контента. Воронка эта самораскручивающаяся, и вот почему:
Чем сильнее мы тупеем, тем проще контент хотим потреблять. На нормальный контент сил уже нет. "Чем проще, тем лучше", — говорим мы, открывая новый ролик. Производители контента видят наши предпочтения, понимают, что стратегия верна, и продолжают упрощать.
Доходит до абсурда: среди знакомых мне людей есть такие, которые за жизнь не посмотрели ни одного даже самого простого фильма. Для них фильм — это "долго и тяжело".
Как итог — клиповое мышление, неспособность анализировать информацию и так далее.
Заключение
В исследовании, опубликованном в марте 2025 года на сайте Financial Times, авторы пришли к выводу, что уровень интеллектуального развития людей снижается с 2010 года. Эксперты указали, что 25% взрослых в развитых странах не могут решить даже простые математические задачи, а в США этот показатель достигает 35%.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
P.S: Прошу прощения, в следующий раз картинок будет больше.
#Образование #Наука #Блог #Саморазвитие #Тренды #Клиповое мышление #Культура Потребления #НаучПоп