Найти в Дзене

Смеяться нельзя плакать. Как "Меховой интернат" учил нас эмпатии

Подумать только, сколько культовых персонажей придумал Эдуард Успенский. Гену с Чебурашкой, дядю Федора и прочих обитателей Простоквашино, братьев Колобков. Список, вообще говоря, безразмерный, но даже по перечисленным персоналиям ясно, какой монументальный вклад человек внес в отечественную культуру. Только вот лично мне больше всего нравится одна его не столь известная повесть, казалось бы, проходная, но обладающая каким-то уникальным очарованием.

"Меховой интернат" был впервые опубликован 1984 году в журнале "Мурзилка" под названием "Девочка-учительница". В 1989-м повесть издали уже в виде полноценной книжки с рисунками Виктора Чижикова. Прекрасными, кстати, рисунками.

-2

По жанру это, в общем и целом, такая городская сказка. Но с едва ли не научно-фантастическими элементами! Замес, значится, такой. Четвероклассница Люся Брюкина, приехавшая на дачу в Подмосковье, прогуливается по поселку и внезапно обнаруживает странного вида дом, а рядом с ним — подметающее окрестности странного вида существо, похожее на барсука, только говорящее, прямоходящее и в человеческой одежде. Выясняется, что барсука зовут Мехмех, в доме, рядом с которым он подметает, располагается "Меховой интернат", где учатся такие же, как Мехмех, фантастические твари, и заведению, а разговорчивый барсук в нем числится директором, как раз требуется учительница, которой, собственно, Люся и становится.

В "Меховом интернате" подкупает сразу всё. Немножко такой в духе Стругацких или Орлова зачин (с поправкой на то, что это все-таки детское чтиво), пряный осенне-меланхоличный сеттинг, живой, динамичный слог. А главное — персонажи. Особенно, конечно, те, что учатся в этом самом интернате. Хулиганистый тушкан Кара-Кусек, крот Мохнурка, он же Мохнур Великолепный, который боится света и вместо парты сидит в печке, "австралийский ленивец" Плюмбум Чоки в синих трусах, к доске он не ходит, а лазает, волк Устин, Летящий в Облаках, носящий на поясе игрушечный пистолетик. Ежик Иглосски, бурундук Боря, горностай Снежная Королева... Все такие разные, но такие очаровательные, смешные и интересные. Настоящие, хоть и выдуманные.

Кто это такие? Что они здесь делают? Откуда взялись в этом захолустном дачном поселке посреди ничего? Ответов мы до поры до времени не получим. Но, как говорится, будут намеки.

-3

Книга вообще полна колоритных деталей. Мехмех платит людям за их услуги "хендриками" (это пакеты с сомнительного вида травками, продлевающими жизнь), охраняет территорию интерната при помощи "добродушей" (приборов, убирающих в людях агрессию и дурные намерения), а особо любопытным стирает память "забынавтами". Люся же становится двойным агентом: шесть дней в неделю она ведет обычную жизнь московской школьницы, а по воскресеньям ездит в поселок и преподает животным базовые предметы вроде арифметики и правописания.

Успенский создает небольшой, но подробно выписанный мирок в духе озорного магического реализма, в который хочется поверить. Опять же — мелочи и детали решают. Зверьки знают "людовецкий" язык, но смеха ради коверкают его, пьют помидорный чай и картофельный кофе ("какие-то помои", думает Люся), пишут в "листалки" (тетрадки) в клетку, ромбик и горошек, а на переменах играют в "валилки". И все это так мило и необычно, что даже как-то грустно.

Вдруг "Меховой интернат" где-то там, за углом?
Вдруг "Меховой интернат" где-то там, за углом?

Концовка, к слову, и правда печальная. Сломался один из "добродушей", так что местный охотник (и по совместительству алкаш) Николай Савельев, которого зверята прозвали "Темнотюр", похитил и попытался продать бобра Севу. Бобра спасли, но осадочек остался. Более того, некая комиссия — очевидно, отсылка к позднесоветской бюрократии — продолжала постоянно донимать Мехмеха расспросами о том, кто они все такие, зачем-почему и где справка.

Интернатовцы страшно от всего этого устали. И — ушли. В очередной раз примчав на работу, Люся обнаруживает здание, где еще неделю назад озорничал Кара-Кусек, пустым. И даже Дядя Костя, состоявший при зверьках завхозом, не узнает девочку. Мехмеховский "забынавт" сработал как надо.

Но бывшие подопечные оставили Люсе записку и подарок. На этом моменте глаза не намокнут только у совсем бесчувственного скота.

Дорогая Люся!

Мы уходим. Наверное, мы пришли слишком рано.

Мы не просто звери. Там, далеко, в Гималайских горах, есть наша страна. У нас есть свои города, свои дороги, свои летающие блюдца.

И много лет мы жили, не касаясь людей.

Но страна наша разрасталась. И люди все больше осваивали планету. Пришла пора нашим цивилизациям подружиться.

Для этого в нескольких местах были созданы такие вот интернаты. Потому что дружбу двух стран надо начинать с дружбы детей. Но мы уходим. Наверное, мы пришли слишком рано.

Когда у вас родятся дети и у нас родятся дети, мы сможем их передружить.

<...>

Мы дарим тебе семена. Это микрофонные цветы. Посадите их в землю, девочка Люся, и поливайте медным купоросом. Когда они вырастут, мы сможем через них говорить.

До свидания, девочка Люся. Мы все горько плачем.

Дальше стояли подписи на незнакомом языке. И только одна была сделана по-русски: "МАхнур ВеликАлепный". В шкатулке лежало два металлических семечка.

Наверное, в 1984 году действительно было слишком рано. И, наверное, слишком рано до сих пор.

***

Подписывайтесь на наш ностальгический Telegram-канал! Там еще больше памятного и интересного.