Почему предупреждение Бастрыкина стоит рассматривать как точку невозврата — и какие системные меры необходимы уже сейчас
Аналитическая колонка
Слова главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, прозвучавшие на днях, нельзя назвать просто резкой риторикой. Это — формальный сигнал о выходе ситуации за рамки управляемости. За прошедший год, по данным СК, число особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними мигрантами, увеличилось на 82%.
Такое резкое изменение динамики нельзя объяснить ни случайностью, ни демографическими особенностями. Речь идет о формировании устойчивого криминального поведения на этнической и возрастной основе.
Этнические молодежные группировки: реальность, которую отрицали
Особенность последних инцидентов заключается не только в факте преступлений, но и в их характере. Бастрыкин прямо указывает, что преступления совершаются в составе «хорошо сколоченных групп», нередко с преднамеренным насилием в отношении сверстников «славянской внешности».
Кроме того, зафиксирована тревожная тенденция: фиксация насилия на видео и последующая публикация в интернете. Это указывает не только на правовую безнаказанность, но и на сознательную демонстрацию превосходства и доминирования.
Масштаб: почти 800 тысяч несовершеннолетних мигрантов
Недавние данные свидетельствуют, что в России официально зарегистрировано около 800 тысяч несовершеннолетних мигрантов.
Это уже сравнимо или даже превышает по численности активные боевые контингенты в рамках СВО. И речь — только о несовершеннолетних. В эту статистику не включены их совершеннолетние родственники, нелегальные мигранты и молодёжь, находящаяся вне официальной регистрации.
Таким образом, страна уже сейчас имеет внутри себя колоссальный, слабо контролируемый молодёжный массив, часть которого склонна к насилию и культурной изоляции.
Текущие подходы не работают
За последние годы миграционная политика России была преимущественно экономико-ориентированной: ставка делалась на дешёвую рабочую силу.
Но социальные последствия, как оказалось, не были просчитаны.
Бастрыкин в своей речи ставит под сомнение саму стратегию:
«С какой целью мы завозим мигрантов? Это экономическая политика, политические расчёты? Самое главное — начать говорить правду».
На сегодняшний день нет внятной межведомственной концепции, которая сочетала бы контроль, интеграцию, правовую ответственность и фильтрацию по рискам.
Возможные меры: международный опыт и внутренняя практика
Чтобы остановить формирование этнической криминальной среды, необходимо оперативно внедрять уже проверенные решения. Среди наиболее эффективных:
- Биометрическая идентификация мигрантов — включая несовершеннолетних, с автоматической сверкой при любом правонарушении.
- Визовый режим с рядом стран, откуда поступает наибольшее число правонарушителей.
- Принцип «социального фильтра» — отсутствие прогресса в образовании, работы, асоциальное поведение = депортация.
- Закон о запрете публикаций актов насилия, аналогичный европейским и азиатским нормам.
- Создание структур МВД по контролю за молодёжными этническими объединениями — в том числе на местах (школы, секции, общины).
- Жёсткий контроль религиозных, спортивных и культурных НКО, задействованных в мобилизации несовершеннолетних мигрантов.
Заключение: вопрос национальной безопасности, а не настроений
Когда у нас появляется социальный сегмент, численность которого приближается к миллиону, и при этом демонстрирующий высокий уровень вовлечённости в уличную преступность — это уже вопрос не культуры, а безопасности.
Речь идёт не о «борьбе с мигрантами», а о создании условий, при которых насилие, этническая сегрегация и уличная агрессия не становятся формой нормы. Пока ещё это можно исправить. Через 5–7 лет — уже вряд ли.