Найти в Дзене
Аристарх Барвихин

Очаровательные девушки певца женской красоты, замечательного художника Рольфа Армстронга. Часть 1.

Коллаж автора с использованием изображений из этой статьи.
Коллаж автора с использованием изображений из этой статьи.

Стиль пин-ап можно любить, можно не любить или быть к нему совершенно равнодушным. Я как раз из числа первых – для меня это интересная часть изобразительного искусства, если рассматривать это явление с точки зрения живописной техники (а для меня как для художника по одному из своих образований этот аспект особенно интересен – как говорится «век живи, век учись»). Ну а поскольку красивых женщин я тоже ценю, то и с этой точки зрения никак не мог выпустить из вида этот феномен. Поэтому я не спеша и не суетясь продолжаю рассказывать о нем (предыдущие публикации можно легко найти по ссылкам под этой статьей. Думаю, что любителям этого стиля, да и вообще ценителям женской красоты, там будет что почитать и посмотреть).

Художников стиля пин-ап было много, самых лучших я насчитал около тридцати. Но даже среди лучших есть особенные имена, которым этот стиль фактически обязан своему появлению и расцвету. К ним и относится тот, о котором я задумал целую серию публикаций. Почему не хочу ограничится одной? Потому что это слишком большая фигура, чтобы, проговорив скороговоркой привычное «родился-научился-создал-устал и умер», написать три десятка строк, показать десяток картин и перебежать к рассказу уже о другом авторе. Нет, Рольф Армстронг, которого при жизни справедливо называли «отцом девушки с календаря», был слишком большой фигурой в изобразительном искусстве, чтобы заслужить такую стандартную иллюстрированную скороговорку.

Да, как я уже говорил, стилем пин-ап увлекались многие художники, да и сейчас увлекаются, кстати, и наши соотечественники тоже (между прочим, порой совсем не избито и весьма оригинально). Но вот Рольф Армстронг сделал то, что отличает его от многих ему подобных – он фактически заложил основу этого стиля в его классическом виде, изобразил типичную американскую девушку в соответствии со своим собственным идеалом женщины: жизнерадостную, живую и солнечную. Из-под его кисти вышли пин-ап работы, характеризующиеся ярким светом, который освещал черты и личности людей в их эстетических и культурных изменениях.

Фото автора.
Фото автора.

Ни одна другая фигура в истории искусства так идеально не передавала изюминку и очарование американской девушки в первой половине 20-го века. Да, сейчас таких там днем с огнем не сыскать, бывал много раз в тех краях, знаю не понаслышке, но вот в то далекое уже от нас время было кого изображать, было на кого любоваться.

Да, художник застал слом эпох, когда мода, культура и эстетика менялись, но он смог отреагировать на эти изменения и даже скажу больше – повлиять на них. А это уже уникальный случай. Армстронг не только отражал дух своего времени в своих работах, он воплощал его в своей жизни, даже воздействовал на него силой своей личности и своего таланта.

А еще он мне особо интересен тем, что работал в основном в технике пастели, которую я очень люблю.

Но займемся Рольфом Армстронгом.

Да, придется рассказать о нем и его жизни, но я попытаюсь это сделать так, чтобы не вызвать зевоту и скуку у читающих эти строки. И не вдаваться в малозначащие подробности.

Четвертый сын капитана буксира, Рольф Армстронг родился в 1889 году в маленьком городке Бей-Сити, штат Мичиган. У него было два брата и сестра, все как минимум на двадцать лет старше его. Это важный момент. А вот почему – об этом попозже.

В 14 лет, после смерти отца, семья переехала в Сиэтл, где, согласно мифотворческим историям, которые он рассказывал на протяжении всей своей жизни, пробудился его художественный дух. Прогуливая школу, он сидел на причалах, наблюдая за кораблями. И рисовал суровых моряков и «яркую толпу грабителей красных фонарей», внезапно осознав, что у него есть всего его две страсти в жизни — это спорт, особенно связанный с водой, и искусство.

Да, поначалу искусство было на втором плане, а вот бокс, парусные лодки и другие спортивные занятия были на первом. Но тяга к рисованию делала свое дело, постепенно завоевывая все большее место в его жизни. Думается, к тому времени зарождающийся талант художника, должно быть, был для него чем-то большим, чем просто приятное времяпрепровождение, и он, поразмыслив, решил превратить свой талант в карьеру. Прожив всего четыре года в Сиэтле и не имея ничего, кроме карманных денег, в возрасте 18 лет он сел на поезд и направился в Чикаго. Там он работал и смог накопить немного денег, чтобы поступить в Институт искусств Чикаго. Ну а дальше…

Но перед тем, как рассказать о том, что было дальше, надо понять – на каком фоне развивалось иллюстративное искусство той поры. Почему иллюстративное? Потому что Армстронг помимо всего прочего рано понял, что его тянет именно к иллюстрации. Многие почему-то считают этот вид изобразительного искусства вторичным. Многие, но не я. Поэтому и рассказываю об этом художнике, который поднял иллюстрацию вместе с несколькими своими талантливыми коллегами на небывалую высоту, сделав иллюстрацию не просто повествовательным визуальным рассказом, а самостоятельным видом изобразительного искусства.

Так вот. С появлением цветной печати в конце 19 века рекламная индустрия добилась значительных успехов, перестав быть серой, повествовательной и скучной. Стало ясно, что красивые, красочные произведения искусства могут стать интересны для потенциальных покупателей любой продукции. Да и просто для любителей красивого. А что может быть более красиво, чем красота женщины?

Так что совсем не случайно возник высокий спрос на художников-оформителей. Особенно высококвалифицированных.

Благодаря расширению возможностей охвата соответствующей аудитории журналы, в частности, стали быстро развивающимся рынком иллюстраций. Издатели осознали, что красивые иллюстрации увеличивают подписку на журналы и доходы от рекламы. С ростом потребности в высококачественном оформлении публикаций бизнес иллюстраций полностью сформировался.

И тут как нельзя кстати пригодился талант Армстронга, который уже в самом начале пути проявил недюжинные способности к рисованию и понял, что его место именно в иллюстрации.

А еще художник настаивал на использовании живых моделей для своих портретных работ. И это не было случайностью, так как его ранние работы – это, в основном, зарисовки боксеров, моряков и ковбоев в стиле «мачо» с натуры.

Вот некоторые его работы такого типа.

Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

И то, что он предпочитал работать «вживую», было не удивительно, так как Армстронг, как я уже говорил, делал это в самом начале своего пути.

В одной из статей 1920 года Рольф Армстронг, уже сделавший себе определенное имя как восходящая звезда в мире коммерческого искусства, описывался как «молодой гигант с массивными плечами, возвышающимися над тонкой талией, обернутой поясом апачей, наводящим на мысль о великих лесах Северо-Запада». Это было лишь первое из многих красочных описаний художника, которые авторы придумали за время его карьеры, включая «Папочку 165 девушек из календаря», название, которое позже закрепилось как «Отец американского пин-апа».

Так что многие отмечали его суровую мужскую красоту и атлетическое телосложение. Что хорошо заметно на его автопортретах 1914 и 1915 годов.

Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

Хорошее, интересное лицо у него было.

Как я уже сказал, поначалу моделями художника были не красивые девушки, а люди действия (военные, спорт, старый Запад). Да и вообще люди разного пола. Ниже его работа и сделанная на ее основе иллюстрация 1914 года.

Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

А вот его иллюстрация 1915 года, сделанная во время Первой мировой войны. Она дает понять, что нейтралитет странен. И не только в личной жизни иногда надо сделать выбор, но и в войне тоже – на чью сторону встать.

Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

Однако по просьбе заказчиков он в основном изображал не героических мужчин или мужчин рядом с девушками, а девушек отдельно. Так и появились его очаровательные красавицы-соседки.

Надо признаться, что его фирменный стиль образовался не сразу, поначалу он делал изображения в привычном и модном в начале 20 века стиле художников Харрисона Фишера, Хаскелла Коффина, Олива Шелла.

Вот несколько работ Рольфа Армстронга того, начального, периода его творчества 1910-х годов.

Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

Нет, это вполне себе не плохо, даже мило, но чем-то запоминающимся или отличным от принятого тогда не назовешь.

Но чем больше он работал в привычном тогда ключе, тем больше это его раздражало. Он ведь был личностью, а личности тесно в привычных рамках. Так что постепенно он стал делать то и так, как считал нужным сам, не очень обращая внимание на моду того времени. Он рано осознал себя художником. И достаточно быстро выработал свой собственный стиль. И это принесло свои плоды – к манере его изображений стали привыкать, а потом и полюбили ее.

Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Скан из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

Работал он в большинстве своем в технике пастели. И надо сказать, что превосходно овладел этой техникой. Да к тому же в наборе, которым он пользовался, было на пике его творчества целых 3 000 цветов! Это своего рода рекорд для этого вида изобразительного искусства. Было где развернуться. Так что дело оставалось за одним – уловить оттенки и воплотить свой замысел в жизнь. Что Армстронгу удавалось как мало кому еще. Особенно в пастели. Это масло можно спокойно смешивать, достигая нужного тона, а пастель имеет свои особенности работы.

Ниже на фото Рольф Армстронг за работой. Рядом с художникам его знаменитый набор пастели.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.
зображение из открытых источников.
зображение из открытых источников.

Кстати, масляную профессиональную пастель, которая вполне себе хорошо смешивается, изобрели только в 1949 году. Так что Армстронг наверняка работал сухой пастелью. А тут есть сложности. Можно, конечно, для подбора нужного тона делать растушевку пальцами или сухой кистью. Но если учесть, что за всю жизнь Армстронг создал около 500 полноценных и весьма больших по размеру работ, то пальцы (если бы он растушевывал пальцами) он стер бы до основания. Можно, конечно, растушевывать пастель сухой кистью, но если у тебя есть палитра аж на 3 000 цветов, то можно себе позволить просто ничего не смешивать, а оставлять каждый цвет в чистом виде. А дальше происходит просто оптическое смешивание. По качественным изображениям его картин видно, что он работал именно так.

Фото автора.
Фото автора.

А вообще пастель вещь классная. И дает свой, ни с ч сем не сравнимый эффект. А еще она спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. В общем, если знаешь нужные тебе технические приемы и нюансы, то пастель становится чудом.

Например, как у Рольфа Армстронга. А он был большой мастер в этой технике. Это очень хорошо понимаешь, когда видишь его работы.

Фото автора.
Фото автора.

Ниже детали этого изображения.

Деталь изображения.
Деталь изображения.
Деталь изображения.
Деталь изображения.

Но даже не техникой он интересен и остался в истории изобразительного искусства навсегда, а тем, что вольно или невольно с самого начала своей карьеры задал стандарт женской красоты, который будет доминировать в этом жанре в течение следующих четырех десятилетий. Многие и многие станут ему подражать, а некоторые даже превзойдут его в мастерстве, но он был первым, кто начал делать то, что стало классикой жанра, он стал его первопроходцем. А это многого стоит.

Особенно он известен своими портретами звезд немого кино и кинокартин, а также своими пин-апами и обложками журналов. И всем этим люди продолжают любоваться до сих пор. И еще будут долго любоваться.

Но вернемся к началу его творческого пути. Самое интересное началось тогда, когда к Армстронгу стали обращаться владельцы популярных журналов с просьбой создать что-то интересное для обложек. Первая запомнившаяся многим обложка Армстронга была сделана им для журнала Judge в 1912 году.

Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.
Сканы из альбома о творчестве художника в собственности автора канала.

Впоследствии он делал иллюстрации для самых популярных периодических изданий, включая многие журналы и календари.

Армстронг с самого начала использовал пастельные тона и смелые цветовые решения для создания запоминающихся образов красивых женщин, что принесло ему репутацию одного из величайших художников в стиле пин-ап всех времен.

Журнал American Weekly в статье 1952 года о пин-ап искусстве назвал Армстронга «Деканом календарных художников». И не даром – художник по праву считается одним из отцов американского искусства пин-ап.

Первой его работой для календаря известного в ту пору издательства Брауна и Бигелоу стала «Девушка мечты» (1919), которая и сделала его знаменитым.

Фото автора.
Фото автора.

За ней последовали другие его работы с тем же названием, но с другими датами создания и другими моделями.

Вот созданная им «Девушка мечты» уже 1920-года.

Фото автора.
Фото автора.

А это тоже его работы начала 1920-х годов.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Прогресс и разница в стиле с прежними работами 1910-х годов, которые я показал ранее, как говорится, налицо. Это невозможно не заметить.

Позже он создавал иллюстрации для рекламы, например, столового серебра, напитков, а также нот. И с каждым днем с ростом его популярности к нему стало обращаться все больше владельцев периодических печатных изданий. И уж тут он развернулся как следует, показав свое мастерство во всем блеске. Но об этом уже в следующий раз. Иначе можно переесть сладкого ))))

Что же касается споров о том, что такое хорошо в искусстве, а что плохо, что есть красота, а что не есть красота, то позволю себе привести мнение того, с кем спорить просто невозможно.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Добавить к сему я мало что могу, разве что вот это:

Стихи автора, изображения из открытых источников.
Стихи автора, изображения из открытых источников.

А на сегодня всё. Кому интересно – то уверяю, что впереди будет еще много всего достойного внимания, включая и продолжение рассказа о Рольфе Армстронге и других художниках стиля пин-ап. Впрочем, и не только о них.

А что Вы думаете по этому поводу? Было ли Вам интересно? Напишите пару слов в комментариях. Будет любопытно почитать Ваше мнение.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на некоторые предыдущие публикации о стиле пин-ап:

Очаровательные девушки пин-ап художника Арнольда Армитейджа

История пин-ап: как несколько незаурядных людей спасли и возродили этот стиль. Часть 6

История пин-ап: фото Мэрилин Монро для журнала Playboy и момент «ой-ой-ой!». Часть 5

История стиля пин-ап. Как Мэрилин Монро стала его самой знаменитой моделью. Часть 4