Стиль пин-ап можно любить, можно не любить или быть к нему совершенно равнодушным. Я как раз из числа первых – для меня это интересная часть изобразительного искусства, если рассматривать это явление с точки зрения живописной техники (а для меня как для художника по одному из своих образований этот аспект особенно интересен – как говорится «век живи, век учись»). Ну а поскольку красивых женщин я тоже ценю, то и с этой точки зрения никак не мог выпустить из вида этот феномен. Поэтому я не спеша и не суетясь продолжаю рассказывать о нем (предыдущие публикации можно легко найти по ссылкам под этой статьей. Думаю, что любителям этого стиля, да и вообще ценителям женской красоты, там будет что почитать и посмотреть).
Художников стиля пин-ап было много, самых лучших я насчитал около тридцати. Но даже среди лучших есть особенные имена, которым этот стиль фактически обязан своему появлению и расцвету. К ним и относится тот, о котором я задумал целую серию публикаций. Почему не хочу ограничится одной? Потому что это слишком большая фигура, чтобы, проговорив скороговоркой привычное «родился-научился-создал-устал и умер», написать три десятка строк, показать десяток картин и перебежать к рассказу уже о другом авторе. Нет, Рольф Армстронг, которого при жизни справедливо называли «отцом девушки с календаря», был слишком большой фигурой в изобразительном искусстве, чтобы заслужить такую стандартную иллюстрированную скороговорку.
Да, как я уже говорил, стилем пин-ап увлекались многие художники, да и сейчас увлекаются, кстати, и наши соотечественники тоже (между прочим, порой совсем не избито и весьма оригинально). Но вот Рольф Армстронг сделал то, что отличает его от многих ему подобных – он фактически заложил основу этого стиля в его классическом виде, изобразил типичную американскую девушку в соответствии со своим собственным идеалом женщины: жизнерадостную, живую и солнечную. Из-под его кисти вышли пин-ап работы, характеризующиеся ярким светом, который освещал черты и личности людей в их эстетических и культурных изменениях.
Ни одна другая фигура в истории искусства так идеально не передавала изюминку и очарование американской девушки в первой половине 20-го века. Да, сейчас таких там днем с огнем не сыскать, бывал много раз в тех краях, знаю не понаслышке, но вот в то далекое уже от нас время было кого изображать, было на кого любоваться.
Да, художник застал слом эпох, когда мода, культура и эстетика менялись, но он смог отреагировать на эти изменения и даже скажу больше – повлиять на них. А это уже уникальный случай. Армстронг не только отражал дух своего времени в своих работах, он воплощал его в своей жизни, даже воздействовал на него силой своей личности и своего таланта.
А еще он мне особо интересен тем, что работал в основном в технике пастели, которую я очень люблю.
Но займемся Рольфом Армстронгом.
Да, придется рассказать о нем и его жизни, но я попытаюсь это сделать так, чтобы не вызвать зевоту и скуку у читающих эти строки. И не вдаваться в малозначащие подробности.
Четвертый сын капитана буксира, Рольф Армстронг родился в 1889 году в маленьком городке Бей-Сити, штат Мичиган. У него было два брата и сестра, все как минимум на двадцать лет старше его. Это важный момент. А вот почему – об этом попозже.
В 14 лет, после смерти отца, семья переехала в Сиэтл, где, согласно мифотворческим историям, которые он рассказывал на протяжении всей своей жизни, пробудился его художественный дух. Прогуливая школу, он сидел на причалах, наблюдая за кораблями. И рисовал суровых моряков и «яркую толпу грабителей красных фонарей», внезапно осознав, что у него есть всего его две страсти в жизни — это спорт, особенно связанный с водой, и искусство.
Да, поначалу искусство было на втором плане, а вот бокс, парусные лодки и другие спортивные занятия были на первом. Но тяга к рисованию делала свое дело, постепенно завоевывая все большее место в его жизни. Думается, к тому времени зарождающийся талант художника, должно быть, был для него чем-то большим, чем просто приятное времяпрепровождение, и он, поразмыслив, решил превратить свой талант в карьеру. Прожив всего четыре года в Сиэтле и не имея ничего, кроме карманных денег, в возрасте 18 лет он сел на поезд и направился в Чикаго. Там он работал и смог накопить немного денег, чтобы поступить в Институт искусств Чикаго. Ну а дальше…
Но перед тем, как рассказать о том, что было дальше, надо понять – на каком фоне развивалось иллюстративное искусство той поры. Почему иллюстративное? Потому что Армстронг помимо всего прочего рано понял, что его тянет именно к иллюстрации. Многие почему-то считают этот вид изобразительного искусства вторичным. Многие, но не я. Поэтому и рассказываю об этом художнике, который поднял иллюстрацию вместе с несколькими своими талантливыми коллегами на небывалую высоту, сделав иллюстрацию не просто повествовательным визуальным рассказом, а самостоятельным видом изобразительного искусства.
Так вот. С появлением цветной печати в конце 19 века рекламная индустрия добилась значительных успехов, перестав быть серой, повествовательной и скучной. Стало ясно, что красивые, красочные произведения искусства могут стать интересны для потенциальных покупателей любой продукции. Да и просто для любителей красивого. А что может быть более красиво, чем красота женщины?
Так что совсем не случайно возник высокий спрос на художников-оформителей. Особенно высококвалифицированных.
Благодаря расширению возможностей охвата соответствующей аудитории журналы, в частности, стали быстро развивающимся рынком иллюстраций. Издатели осознали, что красивые иллюстрации увеличивают подписку на журналы и доходы от рекламы. С ростом потребности в высококачественном оформлении публикаций бизнес иллюстраций полностью сформировался.
И тут как нельзя кстати пригодился талант Армстронга, который уже в самом начале пути проявил недюжинные способности к рисованию и понял, что его место именно в иллюстрации.
А еще художник настаивал на использовании живых моделей для своих портретных работ. И это не было случайностью, так как его ранние работы – это, в основном, зарисовки боксеров, моряков и ковбоев в стиле «мачо» с натуры.
Вот некоторые его работы такого типа.
И то, что он предпочитал работать «вживую», было не удивительно, так как Армстронг, как я уже говорил, делал это в самом начале своего пути.
В одной из статей 1920 года Рольф Армстронг, уже сделавший себе определенное имя как восходящая звезда в мире коммерческого искусства, описывался как «молодой гигант с массивными плечами, возвышающимися над тонкой талией, обернутой поясом апачей, наводящим на мысль о великих лесах Северо-Запада». Это было лишь первое из многих красочных описаний художника, которые авторы придумали за время его карьеры, включая «Папочку 165 девушек из календаря», название, которое позже закрепилось как «Отец американского пин-апа».
Так что многие отмечали его суровую мужскую красоту и атлетическое телосложение. Что хорошо заметно на его автопортретах 1914 и 1915 годов.
Хорошее, интересное лицо у него было.
Как я уже сказал, поначалу моделями художника были не красивые девушки, а люди действия (военные, спорт, старый Запад). Да и вообще люди разного пола. Ниже его работа и сделанная на ее основе иллюстрация 1914 года.
А вот его иллюстрация 1915 года, сделанная во время Первой мировой войны. Она дает понять, что нейтралитет странен. И не только в личной жизни иногда надо сделать выбор, но и в войне тоже – на чью сторону встать.
Однако по просьбе заказчиков он в основном изображал не героических мужчин или мужчин рядом с девушками, а девушек отдельно. Так и появились его очаровательные красавицы-соседки.
Надо признаться, что его фирменный стиль образовался не сразу, поначалу он делал изображения в привычном и модном в начале 20 века стиле художников Харрисона Фишера, Хаскелла Коффина, Олива Шелла.
Вот несколько работ Рольфа Армстронга того, начального, периода его творчества 1910-х годов.
Нет, это вполне себе не плохо, даже мило, но чем-то запоминающимся или отличным от принятого тогда не назовешь.
Но чем больше он работал в привычном тогда ключе, тем больше это его раздражало. Он ведь был личностью, а личности тесно в привычных рамках. Так что постепенно он стал делать то и так, как считал нужным сам, не очень обращая внимание на моду того времени. Он рано осознал себя художником. И достаточно быстро выработал свой собственный стиль. И это принесло свои плоды – к манере его изображений стали привыкать, а потом и полюбили ее.
Работал он в большинстве своем в технике пастели. И надо сказать, что превосходно овладел этой техникой. Да к тому же в наборе, которым он пользовался, было на пике его творчества целых 3 000 цветов! Это своего рода рекорд для этого вида изобразительного искусства. Было где развернуться. Так что дело оставалось за одним – уловить оттенки и воплотить свой замысел в жизнь. Что Армстронгу удавалось как мало кому еще. Особенно в пастели. Это масло можно спокойно смешивать, достигая нужного тона, а пастель имеет свои особенности работы.
Ниже на фото Рольф Армстронг за работой. Рядом с художникам его знаменитый набор пастели.
Кстати, масляную профессиональную пастель, которая вполне себе хорошо смешивается, изобрели только в 1949 году. Так что Армстронг наверняка работал сухой пастелью. А тут есть сложности. Можно, конечно, для подбора нужного тона делать растушевку пальцами или сухой кистью. Но если учесть, что за всю жизнь Армстронг создал около 500 полноценных и весьма больших по размеру работ, то пальцы (если бы он растушевывал пальцами) он стер бы до основания. Можно, конечно, растушевывать пастель сухой кистью, но если у тебя есть палитра аж на 3 000 цветов, то можно себе позволить просто ничего не смешивать, а оставлять каждый цвет в чистом виде. А дальше происходит просто оптическое смешивание. По качественным изображениям его картин видно, что он работал именно так.
А вообще пастель вещь классная. И дает свой, ни с ч сем не сравнимый эффект. А еще она спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. В общем, если знаешь нужные тебе технические приемы и нюансы, то пастель становится чудом.
Например, как у Рольфа Армстронга. А он был большой мастер в этой технике. Это очень хорошо понимаешь, когда видишь его работы.
Ниже детали этого изображения.
Но даже не техникой он интересен и остался в истории изобразительного искусства навсегда, а тем, что вольно или невольно с самого начала своей карьеры задал стандарт женской красоты, который будет доминировать в этом жанре в течение следующих четырех десятилетий. Многие и многие станут ему подражать, а некоторые даже превзойдут его в мастерстве, но он был первым, кто начал делать то, что стало классикой жанра, он стал его первопроходцем. А это многого стоит.
Особенно он известен своими портретами звезд немого кино и кинокартин, а также своими пин-апами и обложками журналов. И всем этим люди продолжают любоваться до сих пор. И еще будут долго любоваться.
Но вернемся к началу его творческого пути. Самое интересное началось тогда, когда к Армстронгу стали обращаться владельцы популярных журналов с просьбой создать что-то интересное для обложек. Первая запомнившаяся многим обложка Армстронга была сделана им для журнала Judge в 1912 году.
Впоследствии он делал иллюстрации для самых популярных периодических изданий, включая многие журналы и календари.
Армстронг с самого начала использовал пастельные тона и смелые цветовые решения для создания запоминающихся образов красивых женщин, что принесло ему репутацию одного из величайших художников в стиле пин-ап всех времен.
Журнал American Weekly в статье 1952 года о пин-ап искусстве назвал Армстронга «Деканом календарных художников». И не даром – художник по праву считается одним из отцов американского искусства пин-ап.
Первой его работой для календаря известного в ту пору издательства Брауна и Бигелоу стала «Девушка мечты» (1919), которая и сделала его знаменитым.
За ней последовали другие его работы с тем же названием, но с другими датами создания и другими моделями.
Вот созданная им «Девушка мечты» уже 1920-года.
А это тоже его работы начала 1920-х годов.
Прогресс и разница в стиле с прежними работами 1910-х годов, которые я показал ранее, как говорится, налицо. Это невозможно не заметить.
Позже он создавал иллюстрации для рекламы, например, столового серебра, напитков, а также нот. И с каждым днем с ростом его популярности к нему стало обращаться все больше владельцев периодических печатных изданий. И уж тут он развернулся как следует, показав свое мастерство во всем блеске. Но об этом уже в следующий раз. Иначе можно переесть сладкого ))))
Что же касается споров о том, что такое хорошо в искусстве, а что плохо, что есть красота, а что не есть красота, то позволю себе привести мнение того, с кем спорить просто невозможно.
Добавить к сему я мало что могу, разве что вот это:
А на сегодня всё. Кому интересно – то уверяю, что впереди будет еще много всего достойного внимания, включая и продолжение рассказа о Рольфе Армстронге и других художниках стиля пин-ап. Впрочем, и не только о них.
А что Вы думаете по этому поводу? Было ли Вам интересно? Напишите пару слов в комментариях. Будет любопытно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на некоторые предыдущие публикации о стиле пин-ап:
Очаровательные девушки пин-ап художника Арнольда Армитейджа
История пин-ап: как несколько незаурядных людей спасли и возродили этот стиль. Часть 6
История пин-ап: фото Мэрилин Монро для журнала Playboy и момент «ой-ой-ой!». Часть 5
История стиля пин-ап. Как Мэрилин Монро стала его самой знаменитой моделью. Часть 4