Все мы рождаемся с избытком нервных клеток, совместная работа которых настроена для выживания в конкретный возрастной период. Гены, поведение, среда и время формируют нас наиболее интенсивно в первые два десятилетия жизни. Описать всю сложность этого процесса невозможно - потребуются годы для простого учета факторов и их возможного взаимного влияния. Именно поэтому для многих патологических состояний с началом в детском возрасте нет определенного прогноза. Вопрос: «Это на всю жизнь?» - не актуален в большинстве случаев.
Базовая настройка психики/поведения начинается с беременности. Множество факторов могут оказать негативное влияние на развитие ребёнка в этот период. Результаты масштабных исследований, среди прочего, связывают ряд нарушений с возрастом родителей, приемом лекарств во время беременности (лекарства от эпилепсии, некоторые антидепрессанты и др.), вредными привычками, стрессовыми воздействиями, анемией, гипоксией и др. В этот период нашей жизни активно выстраиваются наиболее «древние» химические системы мозга, согласно знакомому по школьной биологии правилу «онтогенез вкратце повторяет филогенез». Метафорически это «древнее» можно представить как очень значимую мелкую деталь, нужную во многих-многих процессах. Чем шире представлена деталь, тем масштабнее картина нарушений. Конкретный пример - рецепторы к глутамату. Если вдруг случится поломка в генах кодирующих определенные подтипы этих рецепторов случаются тотальные нарушения развития. Если эти рецепторы атакуют собственные антитела - тотальное нарушение функционирования (как это случается при аутоиммунном энцефалите к NMDA-рецепторам, о котором обязательно расскажу в следующих постах). Если же речь не идет о генетических поломках, а о чем-то повреждающем отдельные клетки (например гипоксия - недостаток кислорода), то вероятность компенсации выше, но все опять же зависит от масштаба повреждения и генетики. Увы, нередко беда не приходит одна, и тяжелое течение беременности может сочетаться с генетическими проблемами. Малыш на протяжении беременности собирает информацию о внешней среде, и в дальнейшем может сформировать устойчивые особенности необходимые для выживания во внешней среде. Об этом много говорят биологи поведения, а ярким историческим примером таких врожденных настроек являются последствия т.н. голодной зимы 1944 года, массового голода в Голландии. Оказалось, что дети, получившие такую информацию о внешней среде, во взрослой жизни были склонны к развитию ожирения, сахарного диабета, атеросклероза и т.д. Отмечено также, что этот эффект снижался в следующих поколениях. Немало работ и о влиянии материнского стресса и больших стрессовых событий в детстве, о чем подробнее расскажу в следующих постах. А на очереди - первые годы жизни. До новых прочтений!
Dixi.