Найти в Дзене
Ретро FM

Танк Победы. Как появился легендарный Т-34

Т-34 въезжает на Красную площадь, соцсети
Т-34 въезжает на Красную площадь, соцсети

Каждый год 9 мая во главе колонны военной техники по Красной площади едет Т-34 — танк Победы, проложивший советским солдатам дорогу на Берлин. Наш цикл текстов о Великой Отечественной войне продолжает история появления легендарной «тридцатьчетвёрки».

Во второй половине 1930-х основными танками Красной армии являлись БТ-5 и Т-26, у которых выявились серьёзные недостатки во время гражданской войны в Испании (СССР помогал вооружением республиканцам, противостоявшим профашисткой стороне во главе с Франсиско Франко). Оказалось, что их броня далеко не совершенна и уязвима даже перед крупнокалиберными пулемётами. Это заставило высшее советское руководство задуматься о выпуске новой бронемашины.

Михаил Кошкин, соцсети
Михаил Кошкин, соцсети

Осенью 1937-го Харьковский паровозостроительный завод №183 имени Коминтерна (ХПЗ) получил задачу разработать опытные образцы быстроходных колёсно-гусеничного (А-20) и гусеничного (А-32) танков. За реализацию проекта взялось конструкторское бюро танкового отдела ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным.

В мае 1939-го для первых А-20 и А-32 начались ходовые испытания. Выяснилось, что А-32 хоть и незначительно уступает А-20 в скорости, но имеет лучшую проходимость и возможность усиления брони и расширения боекомплекта. В декабре того же года А-32 приняли на вооружение и переименовали в Т-34.

Советские бойцы на Т-34, соцсети
Советские бойцы на Т-34, соцсети

В конце февраля 1940-го на ХПЗ изготовили две первых «тридцатьчетвёрки», которые уже в начале марта в обстановке полной секретности своим ходом преодолели 750 км от Харькова до Москвы. Без поломок не обошлось. Однако после полигонных испытаний в Кубинке Сталин одобрил серийное производство Т-34. Оно началось в Харькове и на Сталинградском танковом заводе 31 марта.

Первые машины начали поступать в армию в сентябре, но их выпуск хотели запретить уже через несколько недель. Специальная комиссия после проведённых проверок выявила в Т-34 ряд недостатков и пыталась остановить их выпуск, однако ХПЗ отстоял своё детище — дошли до самого Ворошилова, который постановил сохранить производство.

Александр Морозов, соцсети
Александр Морозов, соцсети

Недостатки и правда были. Устранять их пришлось уже без Кошкина: один из лучших советских конструкторов умер 26 сентября 1940 года. Простуда, полученная во время очередного танкового пробега (Михаил Ильич, помогая вытаскивать застрявшую на переправе бронемашину, промок и замёрз), развилась в пневмонию с необратимыми последствиями. Конструкторское бюро возглавил Александр Морозов — верный товарищ, заместитель и ученик Кошкина. Он занялся чертежами модифицированной версии танка — Т-34М — и в мае 1941-го получил добро на разработку проекта.

Но довести до ума его не успели. И летом 1941-го базовая модель Т-34 вступила в схватку с противником. К тому моменту успели выпустить 1066 единиц.

Т-34, соцсети
Т-34, соцсети

Боевой вес 26,6 т
Двигатель
дизель В-2 с мощностью 500 л/с
Максимальная скорость
54 км/ч
Толщина брони
45 мм
76-милиметровая пушка Л-11, которую позже заменили на Ф-34
Два пулемёта ДТ

В экипаж Т-34-76 входило 4 человека: командир, заряжающий (оба — в башне), механик-водитель и радист-пулемётчик (оба — в нижней части). Теснота боевого отделения, на которую указывала комиссия при попытке запретить производство, заставляла экипаж попотеть. Так, командиру нужно было выполнять функции наводчика, вращать башню и осуществлять общее управление боем. Советский танковый ас Василий Брюхов говорил, что работал, «как циркач»: «Сам наводишь, сам стреляешь, командуешь заряжающим и механиком-водителем, связываешься с танками взвода». Стало легче после ввода в эксплуатацию новой версии «тридцатьчетвёрки» — Т-34-85 (там была установлена 85-милиметровая пушка): в экипаж добавился пятый человек — наводчик. Но ждать пришлось до весны 1944-го.

Михаил Катуков, соцсети
Михаил Катуков, соцсети

Первые серьёзные успехи Т-34-76 одержали под Москвой, когда полковник Михаил Катуков устроил засаду танковым дивизиям генерала Хайнца Гудериана — «отца панцерваффе». Манёвренные и быстрые советские танки произвели сильное впечатление на немецкое командование, а главное — разбили 4-ю танковую дивизию неприятеля. Гудериан, осматривая повреждённые машины Pz.Kpfw. IV, с удивлением обнаруживал пробоины сразу с нескольких сторон.

Вермахт был вынужден работать над модернизацией вооружения, так как их основные танки проигрывали Т-34-76 в скорости и дальнем бою. Бессильны были и противотанковые пушки Pak 35/36. Немецкий танковый парк и арсенал постепенно обновлялся. В 1943-м под Курском «толстолобые», имеющие броню свыше 80 мм Pz.Kpfw. Tiger («тигры») и Pz.Kpfw. V Panther («пантеры») заметно превосходили «тридцатьчетвёрки». Не только в толщине корпуса, но и в эффективной дальнобойности: они могли вести огонь с 1500 метров, тогда как Т-34-76 нужно было подойти к противнику на 500-700 метров. После Курской битвы и началась ускоренная разработка Т-34-85, который вместе со «старшим братом» довёз советских солдат до Берлина.

Колонна Т-34, соцсети
Колонна Т-34, соцсети

Танк выпускали не только в Харькове и Сталинграде. Во время Великой Отечественной после потери первого города и невозможности продолжать производство во втором, усилили производство на Челябинском тракторном заводе, на «Уралмаше» в Свердловске, в Нижнем Тагиле, на заводе «Красное Сормово» в Горьком, на заводе №174 в Омске.

В СССР, Чехословакии и Польши до 1955 года выпустили почти 66 тысяч единиц, что делает Т-34 самым массовым танком в истории.