Ольга Овчинникова – педагог театрального отделения Детской школы искусств города Можги и актриса можгинского народного молодёжного театра «Заповедник».
Она не просто учит детей жить на сцене и помогать зрителям открыть в себе самые светлые чувства, а передаёт им опыт и идеалы своей семьи. Дедушка Ольги Леонидовны, Иван Егорович Петров, преподавал ветеринарию и был творческим человеком. Ещё в молодости, когда его семья жила на Дальнем Востоке, он организовал со студентами любительский театр. Потом семья переехала в Можгу и, работая в ветеринарном техникуме, Иван Егорович продолжил свою театральную деятельность уже здесь.
– С детства он водил в театр мою маму. Она вспоминает, как дедушка выносил из их маленькой квартиры практически всю мебель, потому что нужны были декорации и реквизит. А потом открывался занавес, и на сцене мама с восхищением и изумлением созерцала знакомые вещи, – рассказывает Ольга Леонидовна.
Так жизнь её мамы, Елены Ивановны Краснопёровой, переплелась с театром. Сегодня мы знаем её как основательницу и бессменного руководителя народного молодёжного театра «Заповедник». Уже более 35 лет он радует зрителей своими спектаклями. Елена Ивановна с раннего детства была расположена к сценической деятельности: любила переодеваться, показывать родителям представления. Однако после школы она поступила на биологический факультет педагогического института в Перми. Уже во время учёбы поняла, что театр ей ближе, и ночами читала книги Константина Сергеевича Станиславского. После окончания с отличием пединститута поступила в Свердловское театральное училище, нынешний Екатеринбургский государственный театральный институт. На курсе Елена Ивановна училась вместе со своим будущим мужем Леонидом Андреевичем Шумиловым. Ещё будучи студентами они поженились, и у них родилась дочь Оля.
Работать супругов распределили в Казахстан. После того, как Елена Ивановна и Леонид Андреевич отработали в Казахстане положенный срок, они сменили ещё несколько театров в разных городах Советского Союза. Однажды между сменой театров супруги полгода провели в Можге. За это время они собрали энтузиастов и поставили с ними спектакль по пьесе В. Розова «Вечно живые» (12+). Потом Елена Ивановна с Леонидом Андреевичем вновь уехали в профессиональный театр. Через время они с удивлением обнаружили, что можгинская труппа не только не распалась, но и продолжает самостоятельно собираться, репетировать и играть спектакль.
«Мы вас ждём обратно! Возвращайтесь!» – писали ребята супругам Шумиловым. И по окончании театрального сезона ими действительно было принято решение оставить профессиональный театр и посвятить себя этому самодеятельному коллективу, продемонстрировавшему такую удивительную самоотверженность, верность искусству и своим режиссёрам. Елена Ивановна стала преподавать в Можгинском ветеринарном колледже анатомию, а по вечерам заниматься театральным искусством со своим коллективом. Через несколько лет она перешла работать в педагогический колледж. Директор, Николай Аркадьевич Пискунов, поддержал её инициативу, и в педколледже открылась специализация «сценическое искусство», где Елена Ивановна преподавала театральные дисциплины: актёрское мастерство, сценическое движение, сценическую речь по сокращенным программам театрального института.
За 10 лет работы в педколледже состоялось семь выпусков театралов. Многие из выпускников составили основу можгинского молодёжного театра «Заповедник». Со временем этот театр становился всё известнее и значимее в городе. Сегодня он находится под опекой Управления культуры, спорта и молодёжной политики города Можги. Ему присвоено звание «Народный». Воспитываясь в такой творческой семье, постоянно присутствуя на репетициях и посещая спектакли, Ольга Леонидовна, однако, не рвалась на сцену. В отличие от мамы, она была очень скромным, закрытым ребёнком. Лишь к девятому классу Ольга Леонидовна поняла, что она вхожа в особенный театральный мир, который доступен не каждому, и ей хочется здесь быть.
Родители поддержали её решение получить педагогическое образование, и она поступила в педколледж на специальность «педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области сценического и экранного искусства».
– Только ко второму курсу я поняла, что такое раскрепоститься, сбросить с себя зажимы. Первой сознательной ролью для меня стала роль Сороки в спектакле по пьесе Н. Абрамцевой «Новогодние подарки» (12+). И там я разошлась, почувствовала эту стихию игры. Когда забываешь о себе и не боишься, как на тебя посмотрят, потому что это же не ты, это твоя Сорока безобразничает на сцене, – рассказывает Ольга Леонидовна.
Потом была очень важная для неё роль Ирины из произведения «Вечно живые» Виктора Розова. Ирина – хирург, поэтому Ольга Леонидовна набрала в библиотеках книг по хирургии и конспектировала их. Она уверена, на одном только желании невозможно сыграть роль. Нужно определенное время пожить жизнью своего персонажа, его мыслями, чувствами, почитать его книги… Такая вот театральная романтика.
В 2004 году директор ДШИ города Можги Николай Михайлович Кузьмин пригласил Ольгу Леонидовну на работу. Он мечтал открыть в учреждении театральное отделение, но первый преподаватель через год ушёл, а дети остались. Ольга Леонидовна приняла приглашение и начала работать. Параллельно она оканчивала Можгинский педагогический колледж и готовилась поступать в Екатеринбургский театральный институт на курс мастера Вячеслава Ивановича Анисимова. Её мечта сбылась, она поступила. Ольга Леонидовна признаётся, что временами учиться было очень сложно. Тем не менее она думала о том, чтобы пойти работать в профессиональный театр после окончания института. Но верность своей школе искусств, детям, которые у неё уже учились, возобладала над стремлением к профессиональной актёрской деятельности. Сегодня педагогический стаж Ольги Леонидовны – более 20 лет.
– В жизни так получается, что всегда сознательно иду через преодоление, – говорит Ольга Леонидовна. – Я благодарна жизни за то, что она создаёт такие условия, в которых я могу в чём-то стать лучше. Сначала это выход из своих комплексов, потом – наработка актёрских навыков, и наконец – педагогика. Сначала мне казалось, что в работе с детьми мало творчества. Будто бы всё на уровне петушков и зайчиков из сказок. Даже плакала, что неинтересно с маленькими. И тут решающую роль сыграл очень мудрый человек, мой отчим Владимир Иванович Краснопёров. Он сказал фразу, которая всю жизнь со мной: «Ольга! Интересы же создаются!» И я начала нарабатывать свой педагогический интерес. Вскоре мне открылось, что детская театральная педагогика – особая миссия. Потому что ты находишься у истоков формирования личности. Когда вместе с детьми разбираешь, что стоит под текстом и лежит в глубине души героев, какие мотивы поступков персонажей, в чём смысл жизни человека и его предназначение, начинаешь чувствовать то, что мне всегда хотелось чувствовать в театре: как душа устремляется к высокому.
Ольга Леонидовна убеждена, что главная цель театра – воспитывать душу, вести к высоким идеалам, растить в человеке нравственные качества, пробуждать в нём самое светлое, ведь оно есть в каждом из нас. Этой цели более 15 лет служит созданный Ольгой Леонидовной образцовый детский театр «Кудесник». Он продолжает проповедовать идеалы молодёжного народного театра «Заповедник». Ольга Леонидовна отмечает, что у них становится больше единомышленников среди других педагогов, режиссёров и зрителей:
– Видимо, время сейчас такое: многие люди не хотят развлекаться в театре, им хочется разговора по душам.