Никольский храм на Посаде в Коломне был возведен в начале XVIII столетия. Изначально это был православный храм, но в начале 1990-х годов пустующее здание передали старообрядческой общине, которая находится здесь и сегодня.
Никольский или Воскресенский храм на Посаде находится в известном туристическом месте Коломны рядом с музеем пастилы и некоторыми другими местными частными музеями. Храм стал узнаваемым памятником коломенского Посада. Так называли историческую часть города за стенами кремля, где проживали купцы и ремесленники: кузнецы, гончары, кожевники, рогожники, замочники, мыльники, калачники и другие. Святитель Николай Чудотворец считался покровителем торговли и ремесел.
Во второй половине XVI века на Посаде стояла другая деревянная церковь Николая Чудотворца. Он называлась в народе "Никола Мокрый". А сохранившееся каменное здание Никольского храма было построено в конце XVII или еще позднее - в 1716 году. Храм построен в стиле московского узорочья, который к тому времени давно вышел из употребления. В этом архаичном "допетровском" облике заметно отставание провинциального городка от столицы. Церковь была освящена в честь Воскресения Христова, но по приделу ее привыкли называть Никольской.
Церковь Николы на Посаде была закрыта в советские годы, но 800-летию Коломны, которое отмечалось в 1970-е годы, городские власти реставрировали памятник старины. Тогда и была восстановлена горка из многочисленных каменных "кокошников", которые стали узнаваемой особенностью этой коломенской церкви. До революции эти кокошники были скрыты кровлей.
В 1986 году в отремонтированном храме сделали склад гостиницы "Коломна". Через год из-за неправильного содержания помещения в церкви обвалился пол. В 1992 году администрация решила передать бывший православный храм старообрядческой общине. С этого времени храм принадлежит РПСЦ – самому крупному по числу приходов старообрядческому направлению, с центром на Рогожском кладбище в Москве. Интересно, что храм был построен уже после церковного раскола XVII столетия, поэтому в его стенах никогда до этого не служили по старому обряду.
В конце XVIII столетия коломенские старообрядцы, которых было не мало, обосновались в Запрудной слободе. В 1774 году богатый купец-старовер Илья Акимович Лажечников - дед известного писателя Ивана Лажечникова - построил деревянную церковь при кладбище, где тайно служили по старому чину. Когда власти узнали, что храм построен для "раскольнического суеверия", велели разобрать его на бревна. Тем не менее, этот подпольный старообрядческий храм просуществовал почти 15 лет вплоть до 1790 года.
В середине XIX века у старообрядцев Коломны не было постоянного молитвенного помещения. Они собирались по домам богатых купцов. Было два основных места сбора старообрядцев-поповцев: моленная в доме купцов Морковкиных и в усадьбе фабрикантов Рыбаковых.
После указа Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" старообрядцы получили, наконец, право строить свои храмы легально. В 1910 году община при доме Рыбакова построила недалеко от железнодорожной станции Коломна деревянную церковь Рождества Богородицы. Но служили в ней не долго. После революции церковь закрыли, а в 1934 году снесли купол и колокольню. Старообрядческая церковь стала похожа на обычный деревянный дом. В нем сделали четыре квартиры и поселили жильцов. В 1975 году остатки старообрядческого храма снесли, а на его месте построили пятиэтажку.
В 1992 году вместо снесенного храма Рождества Богородицы "потомкам" этой общины передали бывший православный храм Николы на Посаде. Коломенские староверы особенно почитают старообрядческого святого Павла Коломенского. Это был единственный епископ XVII века, который открыто выступил против церковных реформ патриарха Никона. За это упорство Павел был низложен с коломенской кафедры и сослан в северный Палеостровский монастырь. Старообрядцы полагают, что он был убит по тайному указу Никона, поэтому и почитают его мучеником и "апостолом Коломны".
До 1924 года писатель Борис Андреевич Пильняк постоянно проживал в доме тестя рядом с церковью Николы Посадского. Этот дом сохранился. Тесть писателя Алексей Соколов был дьяконом коломенской церкви Вознесения Господня. На его дочери Марии в 1917 году и женился Пильняк.
Жизнь и творчество Пильняка вообще тесно связана с Коломной и бывшим Коломенским уездом. Отец писателя ветеринарный врач Андрей Иванович Вогау некоторое время работал в лечебнице сельца Кривякино Коломенского уезда (в настоящее время в составе г. Воскресенска). В произведениях Пильняка отражены многие места Коломны и окрестностей, пересказаны устами литературных героев местные предания. Село Белые Колодези упоминалось в рассказе "Его Величество Kneeb Piter Komandor", в романе "Голый год" и рассказе "У Николы, что на Белых Колодезях".
11 лет, проведенные Пильняком в Коломне около Никольской церкви на Посаде, стали важной вехой в его творчестве. Сборник повестей Пильняка 1923 года так и назывался "Никола на Посадьях".