Приветствую друзья! Вот уж действительно про уникальную машину я вам сегодня расскажу. Естественно, она находится в музее гаража особого назначения, тот что на ВДНХ.
Но для начала присмотритесь. Вроде правительственный лимузин, но не слишком ли он коротковат?
Сразу к цифрам, а потом объясню, что к чему. Длина этого ЗИЛа 5750 мм, что, конечно, немало. Но на фоне старших товарищей, которые были 6339 мм, смотрится скромнее. Хотя о какой скромности можно говорить, рассказывая о ЗИЛе?
Вы не поверите, но перед вами автомобиль, собранный в 2015 году. Неожиданно, правда? Мы же все привыкли, что правительственные машины пропали по воле Горбачева. Но оказалось не так все однозначно.
Дело было так
Последним оригинальным номенклатурным автомобилем для министров и советского правительства можно считать ЗИЛ-114 и его укороченную версию ЗИЛ-117. 114-й впоследствии освежили и глубоко модернизировали и назвали ЗИЛ 4104. Его успешно собирали вручную с 78-го по 83-й год.
Следующие рестайлинговые "чиновниковозы" — это ЗИЛ 41045 (83-86 год) и ЗИЛ 41047, которые выпускались с 86 по 2010, а некоторые и до 2016 с учетом досборки из сохранившихся машинокомплектов. А вот у ЗИЛа 117 седана наследников не было.
И ведь ЗИЛ 117 был удивительным автомобилем. Годы шли, а внешность совершенно не старела. Черный строгий прямоугольник, припорошенный хромом. Но если дизайн не старел, сами машины уставали. И тут встал закономерный вопрос, а что дальше?
Эти спишем, а на чем будут ездить серьезные товарищи из сопровождения кортежа первых лиц и прочие уважаемые люди, которым по статусу не положены лимузины?
На дворе еще стояли 80-е, когда на ЗИЛе получили распоряжение создать седан. Пошли путем проторенным. Вот лимузин, вот руки. Короче, взяли лимузин, вырезали кусок — вот и седан. Но это кузов, а экстерьер у машины новый.
Сначала про кузов
Он закрытый, цельнометаллический, четырехдверный, установлен на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Если утрировать, эти лонжероны — это прочно приваренная рама, только легкая и грациозная.
Я каждый раз это повторяю про раму и кузов, ибо одно без другого жить не может. Далее, а вот то, что вы видите перед собой — передок был разработан заново. И на мой непрофессиональный взгляд, я же не дизайнер, получилось супер.
Новая облицовка радиатора. Она полностью стала хромированной. Оптика подверглась обновлению, а окантовка вокруг фар также засияла полированным металлом. Бамперы видоизменились. Они стали массивнее и угловатее.
Изменение декора потянуло за собой изготовление обновленных крыльев и капота. Новые фары, очистители.
А теперь загадка. От какого советского автомобиля тут установлены четыре фары?
Корма также претерпела разительные преображения. Задние фонари увеличились в размерах, а поворотники завоевали часть крыльев.
К тому же панель между задними фонарями получила наклон. Ее нижняя кромка осталась на одной линии с задними фонарями, а верхняя оказалась утоплена относительно торца крышки багажника. Бамперы обзавелись сплошной черной полосой.
А в остальном конструктиве этот ЗИЛ практически ничем не отличается от всех ЗИЛов и от своего прародителя в частности.
Вот, скажем, подвеска машины
Она интересна с точки зрения конструкции и аналогов в нашем автомобилестроении не имеет. Ее главная особенность — там есть лом. Реально, длинная толстая железяка идет вдоль лонжерона и втыкается в нижний рычаг. На корме все по классике. Мост, как у грузовика. Длинные малолистовые несимметричные полуэллиптические рессоры и очень длинные амортизаторы двухстороннего действия. Плюс продольные реактивные штанги.
Зверь на 7.7 Литров
Итак, капот как стол для пинг-понга, а под ним двигатель. Восьмицилиндровый, V-образный, имеющий объем 7695 кубических сантиметров. Он и свое обозначение имеет — ZIL 4104.
Максимальная мощность — 315 лошадиных сил при 4600 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 608 ньютон-метров при 2400-2600 оборотах в минуту. Двигатель абсолютно алюминиевый. И головка, и блок. Такое решение экономило вес.
Имеется четырехкамерный карбюратор К259. Вы удивитесь, но капот… стеклопластиковый и выклеен из двух половинок.
Итак, лезем в салон
Залез. Подлокотничек. А под подлокотничком спрятана розетка на 12 вольт. Неприлично много места для ног и для головы? Стеклоподъемники. Кондиционер. А вот пепельницы почему-то нет. Как-то странно для отечественного автомобиля.
Все пространство отделано очень приятными и уютными, и на взгляд, и на ощупь материалами. Причем цвет диванов с красивым рисунком совпадает и с обивкой дверных карт. И, конечно же, в интерьере присутствует натуральное дерево.
Так как это, напомню, всего лишь седан, никакой перегородки, отделяющей пассажиров от водителя, нет. По традиции руль откидывается, но не регулируется. Это для удобства посадки пузатиков.
Кондиционер, причем в автомобиле их два — для передних пассажиров и для задних. Часы, музыка, CD-проигрыватель.
А еще тут надписи все кириллические. Вода, масло, бензин, теплее, стекло, отопл, вент. Машина-то русская. Центральный замок здесь присутствует, пневматический.
Поведение на дороге
Автомобиль очень резвый. Если сделать скидку на год его разработки, 12 секунд до первой сотни. А то, он что весит на 305 килограммов легче лимузина, ощущается во всем. И в разгоне, и в поворотах. 315 настоящих православных лошадиных сил.
Ответ на загадку, чьи фары. Фары тут от Аки. Да, от Аки, от обычной маленькой Аки.
Удивительная многослойная шумоизоляция. В салоне реально можно говорить шепотом. А плавность хода? Плавность хода которая недоступна многим представительским заграничным автомобилям.
Тормоза тут двухконтурные, полностью независимые контуры. Руль с усилителем.
В заключении, ещё немного о судьбе этого автомобиля
До развала СССР было выпущено, по определенным данным, с 86 по 1990 всего три экземпляра. Остальные 27 собирали в период с 97 года по наше время. Потом все благополучно было "пролюблено". Но после того, как акции ЗИЛа приобрела мэрия Москвы, Юрий Михайлович Лужков пожелал несколько машин в свой мэрский автопарк.
И вот, собственно, последние ЗИЛы, судя по всему, из этой партии. На круг ЗИЛ 41041 было построено 30 машин разных модификаций. И, кстати, две такие машины служили в гараже особого назначения в те годы.
Вот и всё друзья! Такой вот экземпляр попался мне в руки, и это действительно очень уникальный автомобиль! Каждый болтик в нем пропитан историей, ты ощущаешь это как только попадаешь внутрь этого красавца.
А как относитесь к советским автомобилям вы? Любите, уважаете, или же вам по боку? Поделитесь ответами в комментариях!